Ритуальные фигурки, декоративные предметы и другие чудеса из соломы: В чём секреты древнего народного промысла



Сегодня художественные промыслы переживают второе рождение, потому как по сути своей они с древних времен создавали отечественную культуру и обогащали ее традиции. Так и пришедшее из глубины веков ремесло по изготовлению из соломы ритуальных животных, кукол, декоративных предметов и аксессуаров стало основной темой для рукоделия многих современных мастеров и художников. В нашем обзоре великолепная подборка изделий из обычной соломы, которая может вдохновить и сподвигнуть на творчество и нашего читателя.

Иногда сложно поверить в то, что из тонкой и ломкой соломы можно создавать такие удивительные вещи. Но в золотых руках мастеров этот хрупкий материал превращается в настоящие произведения искусства. Поэтому на землях, где колосятся поля пшеницы и ржи, это ремесло по-прежнему процветает и приносит радость творчества. К примеру, в Беларуси до сих пор существует живая практика и народная школа соломоплетения, основанная на стародавних обычаях, которая стала настоящим достоянием отечественной культуры. К соломе также нередко обращаются и мастера из России, Украины и Молдавии.




Соломенные куклы.


Соломенные куклы-обереги, традиции и обряды
Плетению изделий из соломки — не одна тысяча лет. Оно корнями глубоко уходит в стародавние обряды, связанные с культом хлеба и соломы, так как наши предки свято верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих их человеку. Именно потому так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая.




Соломенные куклы-обереги.

Соломой также покрывали крыши жилищ, она шла на подстил и корм скоту, обувала и одевала земледельца, служила постелью, а в неурожайные года ее подмешивали в хлеб. А еще солнцем вызолоченная солома пшеницы, ржи, овса служила для наших предков отличным материалом для плетения различных соломенных изделий, инкрустации шкатулок, табакерок, пасхальных яиц. Народные умельцы из нее изготавливали домашнюю утварь, прочные короба для муки и для одежды, головные уборы, украшения, игрушки в виде кукол, животных и птиц.




Соломенные куклы-обереги.

И, так как на протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку сверхъестественных сил, он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизнь. Кукла, к примеру, использовалась не только как игрушка для детей, но, и как оберег, для всего дома, поскольку не имела черт лица. А согласно языческим верованиям: она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи. Соломенных птиц соседи дарили друг другу по большим праздникам, голубей преподносили молодым на свадебных торжествах.




Соломенные куклы.

Фигурки из соломы ставили и на рождественский стол. Коза являлась символом урожая и плодовитости, конь - символизировал друга, советчика и защитника, кукла - Мать-прародительницу, защитницу женщин; ну, а птицы - души предков, охраняющих и помогающих живущим на Земле. Мастерили также огромные изображения Масленицы и Марены специально к массовым гуляниям, а затем приносили в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки считались предвестниками весны - с ними вместе люди зазывали её.




Ангелы из соломы.


Виды плетения из соломы
Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается хорошей прочностью. К тому же - это доступный материал, не требующий сложной технологической обработки. Хотя нужно отметить, что подготовить материал к работе все-таки нужно. Для этого необходимо знать некоторые технологические секреты: прежде чем пустить солому в работу, ее подвергают термообработке, а если быть точнее - распариванию, после чего она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. Ну, а дальше уже дело техники.





Техника плетения из соломки напоминает плетение из других материалов. Путем соединения и переплетения соломинок мастера создают соломенные ленты или уже готовые формы. А из полуфабрикатов – жгутов и плетенок уже собирают более сложные изделия. Существует четыре основных вида плетения: спиральное, прямое, плоские и объемные плетенки, которые отличаются способами изготовления заготовок и их соединения.




Соломенные куклы.

Самым распространенным в старину было спиральное плетение. Именно этим способом изготавливали короба, миски, емкости для хранения продуктов, одежды, зерна и муки, а также ульи и мебель. Кстати, емкости, выполненные в технике спирального плетения, имели самые разнообразные размеры и формы и находили широкое применение в хозяйстве. Причем самые большие могли вмещать в себя десятки килограммов зерна. Они были гигроскопичны. И, что любопытно - их не грызли мыши.




Изделия из соломы.

Основой спирального плетения являлся жгут соломы. А процесс плетения был связан с формированием объема изготавливаемого предмета. Жгут укладывался по спирали, поэтому с каждым витком можно было наращивать объем и высоту, сужать или расширять изделие. В силу этих причин способом спирального плетения изготавливали округлые, цилиндрические или шарообразные предметы, которые имели круглое или овальное основание.




Изделия из соломы.

Прямое плетение и плоские плетенки использовали как заготовки для соломенных шляп, так называемых - брылей, корзинок и шкатулок. Объемными плетенками выплетали преимущественно декоративные предметы.




. Соломенные врата. XVIII век. Национальный художественный музей Республики Беларусь.

В конце XVIII – начале XIX вв. солому использовали в создании церковных интерьеров, при этом соломенные Царские врата в скромном интерьере сельских церквушек выглядели не хуже позолоченных.


Инкрустация соломкой

Самые ранние образцы изделий, инкрустированных соломкой, относятся к XVIII веку. Народные умельцы украшали соломкой шкатулки, табакерки, пасхальные яйца. Для инкрустации мастера чаще всего использовали ржаную соломку, которую нарезали квадратиками, ромбиками или полосками, а затем наклеивая на поверхность создавали геометрические орнаменты. Кстати, современные мастера также немало внимания уделяют этой специфической технике украшения изделий из дерева соломкой.




Инкрустированная шкатулка.


Соломенные панно
Отдельно нужно сказать о создании декоративных панно из соломки, вошедших в моду не так давно. Здесь уж фантазия мастеров и вовсе не знает границ. Полуобъемные аппликации буквально притягивают внимание композиционным решением утонченностью и изяществом. Иногда мастера тонируют солому или отбеливают для придания деталям различных оттенков. Такие работы смотрятся особо эффектно и богато.




Декоративные панно из соломки от стеблей злаковых культур. Автор: Валерий Козлов.

Для тех, кто заинтересовался техникой соломенной аппликации маленькая подсказка - чтобы пластинки соломы не крошились при вырезании, солома предварительно наклеивается на основу из тонкой плотной бумаги. А после высыхания вырезаются детали, из которых впоследствии собираются полуобъемные цветочные композиции.




Декоративные панно из соломки от стеблей злаковых культур. Автор: Валерий Козлов.




Декоративные панно из соломки от стеблей злаковых культур. Автор: Валерий Козлов.




Декоративные панно из соломки от стеблей злаковых культур. Автор: Валерий Козлов.

В заключение хотелось бы отметить, что хотя недолговечность материала не позволила сохраниться соломенным изделиям с прошлых веков до наших дней - навыки и техника соломоплетения все же продолжает жить, благодаря народным мастерам, передающим ее из поколения в поколение.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/151121/51658/

Комментариев нет:

Отправить комментарий