Секреты скрипок Страдивари и почему их так трудно воссоздать


О великом скрипичном мастере Страдивари слышали все, даже люди, которые понятия не имеют, что музыка делится на классическую и всю остальную. Для тех же, кто разбирается в «высоких материях», его имя является олицетворением непревзойденного качества. Широко распространено представление, что особенный звук инструментов Страдивари невозможно перепутать ни с чем.

В течение нескольких столетий музыканты, скрипичных дел мастера, инженеры и ученые пытались раскрыть секрет великого итальянца, но так и не смогли сделать это. Давайте узнаем, что выделяет инструменты Страдивари и почему их так трудно воссоздать. Естественно, по мнению ученых, занимавшихся изучением этих вопросов.






Страдивари пробует инструмент. Гравюра XIX века.


Антонио Страдивари (1644-1737) жил в городе Кремона на севере Италии. Считается, что в настоящее время в мире приблизительно 650 инструментов, изготовленных рукой мастера. Все они обладают огромной ценностью и востребованы среди лучших скрипачей планеты.

Начнем с рассказа о том, благодаря чему скрипка получает свое звучание. У неё четыре струны, которые крепко зажаты колками с одного конца и подгрифником с другого. Звучащая их часть тянется от верхнего порожка до подставки – эти две детали передают вибрации, вызывающиеся смычком, на корпус. Именно в этот момент скрипка получает свой характерный звук.

Корпус и воздух могут вибрировать на одной частоте – например, 440 раз в секунду, выдавая ноту «ля». Однако не все части инструмента генерируют одинаковые колебания. Отдельные детали вибрируют кратно чаще, например, 880 или 1320 раз в секунду. Эти звуки называются обертонами (гармониками). Форма корпуса и материал, из которого он изготовлен, самым непосредственным образом влияют на эти вторичные и третичные вибрации, усиливая одни и одновременно гася другие.




Строение скрипки.

Кроме того, форма и материал влияют на резонанс инструмента. Корпус скрипки, как и любой иной объект, на определенных частотах вибрирует «охотнее», чем на других. Если в этот момент происходит совпадение с частотой колебания струн, возникает резонанс.

Неповторимый звук скрипки, собственно говоря, определяется тем уникальным соотношением обертонов и резонансов, которые она производит в своем частотном диапазоне.

Исследователи, пытавшиеся открыть секрет звука скрипок Страдивари, с помощью 3D-сканирования составили карту их вибраций, но не обнаружили ничего выдающегося. Впрочем, привязка этой тайны к форме инструментов изначально выглядела несколько обреченно, так как итальянский мастер не придерживался какого-то одного шаблона и придавал своим шедеврам разные очертания.


Может быть, дело тогда в материале?
Корпуса скрипок изготовляют из нескольких пород дерева. Нижняя дека и боковая часть (обечайка), как правило, сделаны из клена, в то время как верхняя дека чаще всего еловая. При этом для скрипок годится не всякая древесина. Она должна быть жесткой и прочной, чтобы выдерживать натяжение струн, но при этом обладать упругостью, которая необходима для вибрации.




Скрипка Страдивари на выставке в Королевском дворце в Мадриде.

Известно, что Страдивари предпочитал использовать альпийскую ель. Это дерево растет медленно, из-за чего у него очень прямые и плотные волокна. Благодаря такой структуре материал получается прочным, легким и эластичным. Это именно то, что требуется скрипичных дел мастерам.

Кроме того, Страдивари выпало жить во время так называемого «Малого ледникового периода», причем в самую его холодную, третью фазу. Рост деревьев в это время значительно замедлился, из-за чего качество материала стало ещё лучше.

Группа швейцарских ученых попыталась получить дерево того же качества с помощью грибков. Эти организмы изменили структуру ели и клена, «съев» лишнюю часть клеток в толстых слоях древесины. Позже из этого материала были изготовлены инструменты, получившие помпезное название «биотехнологических скрипок Страдивари». Эксперты и ценители музыки отметили их великолепное звучание. Некоторые даже высказались в том плане, что они ничем не уступают творениям итальянского мастера.

Существует также гипотеза, что особый звук скрипки Страдивари получили благодаря обработке древесины солями и дымом
Химический анализ показывает наличие аномалий в материале, но из-за того, что мастер не оставил записей, описывающих свою технологию, никто не может сказать, как и с какой целью вызывались эти изменения.




В мастерской Антонио Страдивари. Картина Эдгара Банди, 1893 г.

Ученые, пытающиеся раскрыть секрет итальянского гения с этого направления, вынуждены «отматывать время назад» на основании современной химической композиции древесины скрипок. Так, например, проанализировав клен трех инструментов Страдивари, они обнаружили не только нормальные возрастные изменения, но и повышенное содержание алюминия, кальция и меди. Что прямо намекает на какую-то особую обработку.

Нельзя не упомянуть и теорию, которая гласит, что скрипки Страдивари звучат по-особенному в силу своего почтенного возраста.
Она предполагает, что дерево, неумолимо высыхая, меняет важнейшие свои характеристики. Оно дольше вибрирует, генерируя эффект демпфирования. Однако мощным контраргументом здесь является то, что до наших дней сохранились инструменты, изготовленные конкурентами Страдивари, в частности, Джузеппе Гварнери. Они создавались великолепными мастерами и ровно в то же самое время, но, как считается, звучат иначе.

Что в результате?
Наверняка известно следующее: Страдивари создавал великолепные скрипки, используя только лучшие материалы и, возможно, какие-то секретные химические ингредиенты. Не исключено, что его инструменты начинают иначе звучать с возрастом. В самых общих чертах это, в принципе, и все, что способна сказать наука. Вернее, точные её отрасли. Но, может быть, ответ следует искать в другом месте? Например, в области психологии?

В 2017 году специалисты провели двойные слепые тесты. О том, какой инструмент, современный или изготовленный рукой Страдивари, используется в том или ином случае, во время экспериментов не знали ни музыканты, ни наслаждавшаяся их игрой публика. В результате выяснилось, что никто из испытуемых не может надежно и достоверно определить, какую скрипку он только что слышал – старинную или современную.

Большинство участников эксперимента вообще отдали предпочтение звучанию инструментов, изготовленных в наши суетные дни. Это значит, что секрет Страдивари может иметь исключительно психологическую основу.

Когда скрипач знает, что держит нечто уникальное, имеющее огромную историческую и культурную ценность, передающееся из поколения в поколение, побывавшее в руках величайших музыкантов всех времен и народов, он наверняка и играет как-то по особенному. Зритель, наблюдая за этим человеком, за тем вдохновением, которое читается на его лице, за мимикой, передающей всю важность момента, заражается витающими в воздухе эмоциями, и тоже начинает иначе воспринимать звучащую музыку.

За примерами, подтверждающими обоснованность этой гипотезы, далеко ходить не надо. Известно, что дорогое вино кажется людям более вкусным и изысканным, хотя таковым на самом деле не является.
https://billionnews.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий