8 неожиданных загадок мировых шедевров искусства, которые были раскрыты лишь недавно

Практически в каждом известном произведении искусства есть загадка, двойное дно или уникальная история, которую хочется раскрыть. Свои секреты есть даже у тех шедевров живописи, которые кажутся нам хорошо знакомыми. А тайный смысл некоторых полотен открывается только благодаря новым технологиям.


Приглашаем вместе с нами погрузиться в мир чудес, созданный художниками, и узнать, какие загадки скрывают знаменитые картины.

На картине Гойи «Маха одетая» девушка на самом деле обнажена


© Francisco Goya / wikimedia, © Francisco Goya / wikimedia

Франсиско Гойя «Маха одетая» и «Маха обнаженная», 1795 г., 1800 г.


Существует 2 версии данной картины. Первой была «Маха обнаженная». Картина знаменита тем, что является одним из ранних произведений западного искусства, которое изображает женщину без одежды и не отражает мифологический сюжет. Однако в 1808 году картину обнаружила испанская инквизиция, Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности.

Второе полотно — «Маха одетая», написанное Гойей позже. Обе картины принадлежали первому министру Испании Мануэлю Годою, известному дамскому угоднику. Изюминка была в том, что «Маха обнаженная» была скрыта под «Махой одетой» таким образом, что в любой момент ее можно было увидеть с помощью специального механизма.

Дега решил заменить один портрет женщины другим


© Edgar Degas / National Gallery of Victoria, © Edgar Degas / AUST SYNCHROTRON

Эдгар Дега «Портрет женщины», 1896 г.


Ученые обнаружили скрытый портрет французского художника Эдгара Дега. Исследователи в Австралии использовали мощные рентгеновские лучи, чтобы осветить картину молодой женщины, скрытую под работой «Портрет женщины». Они полагают, что это Эмма Добиньи, которая присутствует и на других картинах Дега.

Мишек на картине «Утро в сосновом лесу» нарисовал не Шишкин


© Francisco Goya / wikimedia, © Francisco Goya / wikimedia

И.И. Шишкин, К.А. Савицкий "Утро в сосновом лесу",1889 г.


Знаменитая картина «Утро в сосновом лесу», как оказывается, принадлежит не только авторству Шишкина. Он, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому живописец обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому.

Савицкий их нарисовал, однако Третьяков, когда купил картину, приказал удалить его фамилию с холста. Потому что все в картине, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

Эти три картины да Винчи должны были быть триптихом


© Leonardo da Vinci / wikimedia, © Leonardo da Vinci / wikimedia, © Leonardo da Vinci / wikimedia

Леонардо да Винчи «Джоконда», 1503 г., «Мадонна в гроте», 1483 г., «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», 1513 г.


Некоторые искусствоведы считают, что «Джоконда», «Мадонна в гроте» и «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляют собой одну картину, только по-разному написанную и развернутую в разных аспектах. Также бытует мнение, что на этих 3 полотнах изображен скорее лунный ландшафт, чем земной, что, возможно, просто следствие увлечения автора геологией.

Персонаж, изображенный на картине «Лютнист», долгое время считался девушкой


© Caravaggio / wikimedia, © Caravaggio / wikimedia

Караваджо «Лютнист», 1595 г., 1596 г.


Картина «Лютнист» существует в 3 версиях: одна находится в Эрмитаже, другая — в Метрополитен-музее. Третья, которая считается копией картины в Эрмитаже, — в английской усадьбе Бадминтон-хаус.

Некоторые специалисты считают это полотно парным к картине «Концерт» Караваджо. Очень долгое время «Лютнист» считался «Лютнисткой» из-за мягкости черт лица. Но недавно исследователи сошлись во мнении, что на картине изображен молодой человек. Художнику нередко позировал его друг Марио Миннити, кроме того, в XVI веке профессия лютниста была исключительно мужской.

Ван Гог в своей картине раскрыл одну из тайн аэродинамики


© Vincent van Gogh / wikimedia

Винсент Ван Гог «Звездая ночь», 1889 г.


Картина «Звездная ночь» признана не только одной из лучших работ художника, но и одним из самых значительных произведений западной живописи. Однако только не так давно подтвердилось, что Ван Гог запечатлел не просто красивое небо в стиле импрессионизма.

Ученые обнаружили отчетливую турбулентную структуру, удивительно близкую к математическому уравнению, скрытую во многих картинах Ван Гога. Он каким-то образом смог воспринять и представить одну из самых сложных концепций, которые природа когда-либо представляла человечеству (концепцию турбулентности).

Турбулентность, или турбулентное течение, — это явление в гидрогазодинамике, при котором в потоке с энергетическим каскадом самопроизвольно образуются крупные вихри, порождающие вихри меньшего размера, а те — еще меньшие. Это сложно описать математически, но можно изобразить наглядно, что мы и видим на данном полотне.

Странная и слегка пугающая картина Альма-Тадемы — это на самом деле иллюстрация легенды


© Lawrence Alma-Tadema / wikiart

Лоуренс Альма-Тадема «Наводнение в Бисбосе», 1421 г.


На данной картине, которая не понятна сразу, изображена голландская легенда. В конце ноября 1421 года в Нидерландах случилось наводнение. По различным данным, жертвами стихии стало от 2 до 10 тыс. человек. И с этим событием связана одна легенда.

После наводнения люди вышли посмотреть, что уцелело и кто уцелел. И увидели плывущую по воде колыбельку. Когда колыбель приблизилась к берегу, на ней заметили кота, который как безумный прыгал с одного угла кроватки на другой. Оказывается, таким образом коту удавалось сохранять равновесие колыбели — и она не перевернулась. Кот преуспел настолько,что даже постель мирно спящего младенца была сухой.

На картине Репина не случайно только один голый казак


© Ilya Repin / wikimedia

Илья Репин «Запорожцы», 1891 г.


Художник Илья Репин славился своим тщательным подходом к созданию картин. На его полотнах все продумано до мелочей. А картина «Запорожцы» создавалась в течение 13 лет. Это полотно можно рассматривать часами и находить все новые детали. Например, интересно, почему казак, который сидит слева от писаря, голый по пояс?

Оказывается, он банкомет, игрок в карты, который их раздает и хранит у себя весь банк участников игры. Присмотритесь: рядом с ним нарисована игральная колода. Во времена Запорожской Сечи такие люди традиционно снимали верхнюю одежду, чтобы показать остальным свою честность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий