К чему приводит желание человека «играть в Бога»: 200 лет попыток создать Франкенштейна





19 июня 1816 года английская писательница Мэри Шелли поставила финальную точку в своём романе «Франкенштейн, или Современный Прометей». История о сумасшедшем гении Викторе Франкенштейне, создавшем монстра из разных частей человеческих тел и оживившем его, ошарашила общество и взбудоражила умы учёных. Прошло более двух столетий, и за это время учёный и его чудовище стали почти неотличимы друг от друга. Алхимики, врачи и даже теологи пытались создать своего «Франкенштейна», но каждый раз их попытки были напрасны. Или не совсем напрасны?

Культовый роман, который сделал имя Мэри Шелли легендарным



Мэри Шелли в юности.
Автор рассказов и романов, английская писательница Мэри Шелли, супруга поэта-романтика Перси Шелли, наиболее известна как создатель романа «Франкенштейн, или Современный Прометей». Современные литературоведы справедливо утверждают, что именно «Франкенштейн» положил начало жанру научной фантастики.


Это мрачное, но необычайно мощное и сильное произведение рассказывает историю об уникальном изобретении учёного, которое оборачивается трагедией для него и его окружения. Это роман о великом достижении и роковой ошибке человека, желающего примерить на себя образ Бога.

В XX веке сюжет Мэри Шелли лёг в основу множества адаптированных романов фантастов. Книга была многократно экранизирована, и до сих пор является актуальной. А личность её создательницы так же, как и само произведение, вызывает немало вопросов.



Первое издание книги и обложка современной адаптации.
После публикации романа выдвигались различные теории относительно подлинности его авторства. Одни говорили, что «Франкенштейна» написал лорд Байрон, другие называли создателем текста Перси Шелли. А причин тому было несколько.

Книгоиздатели как один заявляли, что женщине невозможно приписать авторство произведения о научных опытах и экспериментах, пускай оно было и художественным. Первое издание романа вышло в 1818 году тиражом 500 экземпляров, причем авторство его было анонимным.

Как создавался роман о Человеке-монстре



Джозеф Гордон Байрон, Перси Бишоп Шелли и Мэри Уоллстонкрафт Годвин.
На дворе стоял 1816 год. Однажды вечером трое англичан, имена которых впоследствии узнает весь мир, собрались в старом семейном особняке и заключили необычное пари. В их число входила юная Мэри Уоллстонкрафт Годвин и поэты Джордж Гордон Байрон и Перси Бишоп Шелли. Девушка даже не подозревала, к каким последствиям в дальнейшем приведёт это невинное приключение.

Лорд Байрон предложил каждому из присутствующих придумать страшную историю. История должна была обратиться к нашим тайным страхам и заставить наши нервы трепетать при мысли о том, чтобы обернуться назад. И кто бы мог подумать, что Шелли удастся это настолько, что в будущем её будут называть не иначе как «мать Франкенштейна».

Сначала писательница не могла найти подходящую идею. У неё за плечами была смерть матери и мрачное детство, проведённое с ворчливой мачехой и отцом, находящимся в вечных поисках работы. Именно благодаря этим обстоятельствам миловидная Мэри встретила своего будущего мужа и любовь всей жизни, Перси Биши Шелли. В её голове всплывали образы, когда они, молодые и беззаботные, тайком встречались на кладбище у могилы её матери. А после — сбежали из дома в поисках свободы и творческого пристанища.



Кадры из фильма «Мэри Шелли и монстр Франкенштейна» (2017). В главной роли — Эль Фаннинг.
Мэри вспоминала, как тяготили её вопросы товарищей о написании рассказа. Мрачная атмосфера поместья, воспоминания, полные детского отчаяния и одиночества привели её к мысли оживить мертвеца. Ночью девушка испытала кошмарное видение: на коленях перед заметками с романом стояла бледная фигура юноши, который, казалось, был мёртв, но внезапно ожил. Год спустя девятнадцатилетняя Мэри Шелли закончила философский приключенческий роман об учёном-экспериментаторе и его монстре, который убивает друзей своего создателя в попытке достучаться до него.

О чём на самом деле рассказывала в своей книге английская писательница



Виктор Франкенштейн и его монстр в различных интерпретациях.
История о Франкенштейне никак не вписывалась в рамки готического романа. По утверждению Д. Варма, чрезмерность чудовищной жестокости Мэри Шелли могла бы в какой-то степени доказать принадлежность романа к готике, если бы не возвышенные перегибы, характерные для романтической литературы.

Шелли считала броским всё, что было связано с кровью и учащённым сердцебиением. Ведь она сама была быстрой и пылкой. Она пишет в одиночестве, постоянно ссорясь со своим любовником, изливая на бумагу слова, идеи и сцены из своих готических фантазий эпохи Просвещения, воплощая в жизнь совет своего отца о том, что одиночество даёт время для размышлений и поиска своего голоса.



Монстр Франкенштейна.
Детство и юность автора «Франкенштейна» прошло среди могильных плит. Потеряв мать ещё в детстве, девушка любила навещать место её захоронения. На кладбище она зачитывалась философскими трактатами из отцовской библиотеки. Именно прогуливаясь по кладбищу, ей пришла в голову идея возвращать мёртвых к жизни.

Попытки создать Франкенштейна в реальности
Герой бессмертного романа Мэри Шелли Виктор Франкенштейн сумел заполучить своих кумиров. Но мало кто знает, что у безумного доктора были и прототипы. Именно их опыты стали основой для культового романа.

Йохан Конрад Диппель (XVII-XVIII вв.)



Йоган Конрад Диппель и замок Франкенштейна.
Без алхимика Йохана Диппеля (1673–1734) образ Виктора Франкенштейна был бы практически невозможен. Именно этого немецкого врача и теолога считают прямым прототипом книжного швейцарского учёного. Название поместья Франкенштейн, которым владел и где жил Диппель, служит одним из главных аргументов в пользу данной теории.

Диппель был крайне эксцентричным персонажем. Он принимал активное участие в богословских дебатах и критиковал протестантизм. Он приложил руку к переводу Берлебургской Библии, в которой были собраны и опубликованы оккультные и мистические интерпретации библейского текста.


Однако Йохан Диппель видел своим главным детищем эликсир бессмертия, созданный им из частей тел животных. Но судя по его смерти в 1734 году в возрасте шестидесяти лет всё это было напрасно.

Луиджи Гальвани и Джованни Альдини (XVIII век)



Луиджи Гальвани и Джованни Альдини.
Талант этих двух личностей был оценён настолько, что одна из площадей Болоньи носит их имена. Неудивительно, что слово «гальванизм», которое используется и сегодня, ассоциируется с Луиджи Гальвани (1737–1798). Будучи всю сознательную жизнь богословом, на сороковом году жизни он резко ушёл в естественные науки и медицину. Гальвани выстроил совершенно новый подход к изучению взаимосвязи между электрическим током и физиологией.

Его самый известный опыт с лягушкой привёл учёного к следующим выводам: каждая мышца живого организма является аналогом электрической батареи. В ходе эксперимента Гальвани пропускал электрический ток через тело мёртвой лягушки.



Опыты с пропусканием тока через живые мышцы.
Племянник доктора Джованни Альдини (1762–1834) нашёл прекрасный способ использовать результаты исследований своего дяди. Принципы гальванизма Джованни показывал общественности в своём шоу. Альдини пропускал ток через трупы животных или отрубленные головы казнённых, за счёт чего мышцы спонтанно начинали сокращаться в так называемом «электрическом танце». Перед зрителями обычно открывалась картина, которая создавала впечатление, что труп вот-вот оживёт.

Владимир Демихов (XX в.)



Владимир Демихов и его подопытные.
Учёный-экспериментатор Владимир Демихов является основателем современной трансплантационной хирургии, но широкой публике он известен прежде всего своими довольно эксцентричными экспериментами. В конце 1950-х годов доктор Демихов решился на смелый шаг — провести эксперимент по созданию сиамских близнецов. Биолог хотел проверить, смогут ли они прожить, будучи пересаженными в чужое тело. Так в лаборатории Владимира Демихова родились собаки-близнецы.

Голова щенка была пришита к туловищу взрослого пса и искусственно соединена с его дыхательной и кровеносной системами. Некоторое время щенок мог есть, видеть и даже двигаться. Несмотря на важность этой работы, советское научное сообщество буквально атаковало эксперименты Демихова, назвав их аморальными и нечеловеческими, в то время как западные учёные писали хвалебные и поздравительные письма.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/080122/52214/

Комментариев нет:

Отправить комментарий