Уральский художник-камнерез покорил мир скульптурами из хрупких кристаллов



Недаром в Китае, являющимся древнейшим центром камнерезного искусства, считалось что ремесленник, достигший мастерства в обработке кристаллов кварца, становился настоящим мастером камнерезного искусства. В действительности этот минерал, называемый еще и горным хрусталём, настолько нежен и хрупок, что не прощает даже малейших ошибок мастеру взявшемуся за его обработку. Он также в равной степени щедро вознаграждает и того, кто сумел постичь его природу и подружиться с ним. Таковым мастером и является один из лучших современных уральских камнерезов - Дмитрий Емельяненко. Его потрясающая галерея работ - в нашей публикации.

Дело в том, что все камни и минералы, рожденные в недрах земли, уже изначально наделены природой определёнными свойствами, в том числе, цветом, рисунком и фактурой. Поэтому их художественная обработка требует не только большого опыта и мастерства, но и тонкого чутья породы. Старые камнерезы не без основания утверждали: «Нужно понять тайну камня, увидеть его скрытую красоту и суметь ее показать другим». Поэтому чтобы создать настоящее произведение искусства, каменных дел мастер должен работать в соавторстве с природой. Именно такие работы и создает художник-камнерез Дмитрий Емельяненко, подружившийся с кварцем еще вначале своего творческого пути.



Уральский камнерез Дмитрий Емельяненко.

Дмитрий Емельяненко (1966) — художник по профессии, мастер камнерезного искусства, член Всероссийской общественной организации союза художников России, награжденный орденом А.К. Денисова-Уральского (2010) за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии лучших традиций российского камнерезного искусства. Более 30 лет он несет в мир невероятную красоту, рожденную в недрах земли, которая в его талантливых руках становится видна и понятна каждому.




Бассет. Материал: кварц (горный хрусталь), глаза гранат красный, подставка пирит. Автор: Емельяненко Дмитрий.

Выпускник Свердловского художественного училища, получивший специальность «резчик по камню», в конце 80-х годов начал свою трудовую деятельность на производственном объединении «Уралкварцсамоцветы». Еще тогда Дмитрию пришлось вплотную поработать с этим капризным материалом. И уже тогда его камнерезные работы возымели художественную ценность. К слову сказать, Несколько изделий из горного хрусталя того периода и сейчас являются достойными экспонатами известной московской галереи «Эстер».




Единство. 2000 г. Материал: кристалл кварца (горный хрусталь), подставка яшма аушкульская. Автор: Емельяненко Дмитрий.

С тех пор, на протяжении всей своей творческой карьеры, Дмитрий Емельяненко уделяет резьбе по кварцу много времени и сил. На сегодняшний день он один из немногих, кто достиг высшего мастерства в обработке этого минерала. Ярким примером, демонстрирующим высокий уровень профессионализма художника, является камнерезная работа из довольно большого кристалла горного хрусталя под названием — «Единство», созданная в 2000 году.

Основной особенностью этого произведения является то, что фигура на самом деле, вырезана внутри двух половинок цельного кристалла, высотой примерно по 25см. Произведение символизирует единство мужского и женского начала - инь и янь. На первый взгляд может показаться, что фигура вырезана просто с обратной стороны минерала, однако мастер усложнил в разы свою работу, вырезав её внутри.




Попугай. Материал: кварц (горный хрусталь), подставка долерит, глаза диаптаз. / Голова таксы. Материал: горный хрусталь, нос цитрин, глаза кварц, тигровый глаз, долерит, подставка долерит. Автор: Емельяненко Дмитрий.

Как видим, любимым жанром мастера на сегодняшний день является анималистика. Причем всем своим творениям мастер придает невероятную натуралистичность посредством тончайшей проработки образов и использования технологии объема живого глаза.




Голова лошади. Материал: кварц (горный хрусталь), глаза обсидиан, подставка долерит. Автор: Емельяненко Дмитрий.

Нужно также отметить, что статуэтки уральского умельца довольно увесисты. Так, к примеру, работа «Голова лошади» имеет высоту около 30см и весит примерно 2 килограмма. Для создания этой камнерезной работы, был использован кристалл кварца почти 10-ти килограммового веса, что неимоверно усложнило обработку хрупкого минерала. Отсечь ненужное из такой глыбы - в данном случае было весьма и весьма сложно. Тем не менее, мастер с этим справился. Не зря же китайская мудрость уже много веков гласит: «Если ты научился резать кварц ты стал камнерезом».




Сокол. Материал: кварц (горный хрусталь). Автор: Емельяненко Дмитрий.

Среди крупных камнерезных изделий Дмитрия Емельяненко, также стоит отметить работу «Сокол», кажущуюся на фотографии небольшой, но на самом деле имеющую высоту около 20см.




Друг. Материал: горный хрусталь, глаза сердолик, подставка долерит. Фрагмент. Автор: Емельяненко Дмитрий.

Еще одна уникальная камнерезная работа — «Друг», которая представляет собой собаку с большой детализацией проработки, вырезанную из цельного кристалла кварца. Работа, имеющая длину около 30см, очень эффектно смотрится на черной долеритовой подставке, которая как нельзя кстати, подчеркивает красоту резьбы и качество самого полупрозрачного минерала.




Бегемот. Материал: кварц (горный хрусталь), глаза сердолик, подставка долерит. Автор: Емельяненко Дмитрий.

Среди небольших камнерезных изделий из кварца - очень оригинальна работа «Мышка на компьютерной мышке». Она также вырезана из цельного кварца, и представляет из себя маленького грызуна сидящего сверху на компьютерной мышке, которая играет роль подставки, что вполне эффектно и со смыслом.




Мышка на компьютерной мышке. Материал: кварц (горный хрусталь). Автор: Емельяненко Дмитрий.


Однако художник-камнерез работает не только с горным хрусталем, в его коллекции нередко можно встретить и работы, выполненные из других драгоценных и полудрагоценных камней, которые более прочны и не так сложны в обработке. Вот некоторые из них:




Улитка. Материал: раковина яшма орская, улитка халцедон серый, рожки серебро. Автор: Емельяненко Дмитрий.

В 2002 году Дмитрий Емельяненко первым придумал технологию, которую назвал «технология объема живого глаза». Впервые применил эту технологию в своём произведении «Такса».




Такса. Материал: кварцит шокшенский, глаза кварц, тигровый глаз, долерит, ошейник серебро. Автор: Емельяненко Дмитрий.




Оленёнок. Материал: белорецкий кварцит, глаза черный турмалин. Автор: Емельяненко Дмитрий.




Носорог. Материал: яшма казахчеканская (техничка), глаза гранат. Автор: Емельяненко Дмитрий.




Лягушка. Материал: яшма казах-чикканская (лягушачья), глаза кварц, тигровый глаз, долерит. Автор: Емельяненко Дмитрий.

В заключение хотелось бы отметить, что резьба по кварцу занимает в творчестве Дмитрия Емельяненко более значимое место, так как художник-камнерез, действительно, достиг огромного мастерства в работе с этими кристаллами, овладев и новаторскими приемами, и совершенной техникой в их обработке.

Именно поэтому творческий почерк Емельяненко узнаваем и на всероссийском, и международном арт-рынке. Его камнерезные изделия популярные объекты для отечественных и зарубежных коллекционеров. К тому же Емельяненко - постоянный участник региональных, всероссийских выставок «Камнерезного и ювелирного искусства Урала», а также международных выставок, прошедших в свое время в Швеции и в Нью-Йорке.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/120122/52242/

Комментариев нет:

Отправить комментарий