Образ Рая на Земле: как в разное время архитекторы пытались воссоздать образ Небесного Иерусалима
Стекло стало популярным строительным материалом благодаря своей утончённой красоте и универсальности. В современных мегаполисах стеклянные здания постепенно становятся всё более распространёнными. Впервые этот материал был использован в архитектуре около 2000 лет назад в качестве маленького окошка, пропускающего немного света. В 1851 году, когда англичанину Джозефу Пакстону пришла в голову идея построить первый в истории гигантский стеклянный павильон, многие сочли эту идею безумием. Только после 1931 года, когда французский архитектор спроектировал «Стеклянный дом», он получил международное признание, а стекло вошло в моду строительной мысли.
Дворец Солнца в Байройте
Овидий и его «Метаморфозы».
Впервые образ дворца из стекла возник не в архитектуре, а в театральном искусстве. Парадоксально, но он представлял собой лишь набор декораций и бутафории. Создатели этого дворца были вдохновлены описанием Дома Солнца во втором томе «Метаморфоз» Овидия. Там в облака поднимается солярный дворец из золота, серебра и драгоценных камней, поддерживаемый стройными колоннами. Ротонда послужила образцовой формой для реализации замысла декораторов.
Сложный сценический механизм раздвигал занавес, который открывал фасад Небесного дворца. После того как стены раскрывались полностью, зрителю открывались великолепные декорации с витыми колоннами, сводом из прозрачного хрусталя, позолоченным выступом, украшенным созвездиями и статуями.
В XVII веке вернулся древний обычай ассоциировать императора с Солнцем. Вместе с тем христианская вера утверждала в монархах убежденность в своём божественном происхождении. Резиденция правителя должна была соответствовать его статусу: быть дворцом Солнца, и в то же время иметь христианские отсылки.
Дворец Солнца в Байройте (1753).
Архитекторы эпохи барокко были знакомы с текстами, описывающими Небесный Иерусалим – символ Царства Божьего. Этот образ и брали за основу строители императорских дворцов. Главная проблема заключалась в том, чтобы в земном здании создать симбиоз гелической и христианской символики. В конечном итоге в основу иконографии европейских парковых дворцов-оранжерей XVII—XVIII вв. архитекторы взяли хрустальные оранжереи с садом Гесперид.
Типичным примером оранжерейной дворцовой архитектуры служит Новый дворец в Байройте, возведённый по заказу маркизы Вильгельмины, сестры короля Пруссии Фридриха II. В центре подковообразного здания находится два симметричных круга с аркадами в каждой четверти круга. Ранее они выполняли функцию оранжерей, к которым присоединялись клетки с птицами. Подстриженные деревья и кустарники по обе стороны, следуя за аркадами, завершают эллипс, который, казалось, отделяет внутреннюю часть дворца от внешней. Эту замысловатую композицию возвёл архитектор Жозеф Сен-Пьер.
Интерьеры Нового дворца в Байройте.
Купол дворца украшает скульптура золотой колесницы Аполлона, а стены декорированы осколками горного хрусталя, что придаёт дворцу сверкающий и драгоценный вид. Стружка из красного, голубого и жёлтого стекла создаёт имитацию стены из самоцветов во дворце Солнца.
Хрустальный дворец на лондонской Всемирной выставке
Хрустальный дворец (экстерьер и интерьер).
Хрустальный дворец — это, пожалуй, самое известное стеклянное здание в мире. Это культовое строение было возведено в качестве главного павильона для первой в истории Всемирной выставки, проходившей в Лондоне в 1851 году. Архитекторы поставили перед собой чрезвычайно амбициозную задачу: продемонстрировать результаты прогресса человечества, его промышленные достижения и ретроспективу в будущее. Победителем конкурса дизайна стал Джозеф Пакстон, садовод и эксперт по архитектуре теплиц, известный тем, что построил в Великобритании лучшие теплицы того времени.
Пакстон использовал новые техники и методы в строительстве Хрустального дворца. Революционным стало использование листового стекла, что позволило застеклить гораздо большую площадь, чем это было возможно ранее. Дизайн павильона ориентирован на максимальный размер одного куска стекла — 122x25см. Каждые три таких листа были заключены в железную раму.
Джозеф Пакстон и его первые чертежи Хрустального дворца.
На тот момент не существовало столь масштабного строения, которое пропускало бы свет из каждой щели. На презентации Хрустального дворца сам архиепископ Кентерберийский отметил сходство архитектурного стиля здания с Небесным городом. Таким образом, символика Небесного Иерусалима совпала с прогрессивной концепцией выставки. Рай стал пониматься как социальная утопия, а стекло символизировало идеальный, «кристальный» социальный строй. За Хрустальным дворцом последовало появление стеклянных павильонов на архитектурных ярмарках по всему миру, дизайн стеклянных общественных домов стал настоящим прорывом в будущее.
Павильон Бруно Таута
Бруно Таут и чертёж его Стеклянного павильона.
Стеклянный павильон Бруно Таута воплощает ту же утопическую фантазию, которую задал Хрустальный дворец. Впрочем, это нефункциональное строение было спроектировано с очень конкретной и материальной целью. Стеклянный павильон был создан по заказу немецкой ассоциации производителей стекла Tauta для демонстрации возможности использования различных видов стекла в архитектуре. Это любопытное сооружение стало центральным экспонатом выставки «Немецкий Веркбунд», проходившей в Кельне в 1914 году. Стеклянный купол состоял из двух слоёв: внутренний слой представлял собой цветную призму, а внешний слой — отражающее стекло.
Современная реконструкция Стеклянного павильона.
Внутри павильона располагалась стеклянная лестница и семиэтажный водопад с подводной подсветкой. От пола до потолка стекло было полностью мозаичным. Эффект напоминал собой гигантский кристалл, сверкающий удивительным разнообразием цветов. Таут называл свою работу «маленьким храмом красоты». К сожалению, все фото стеклянного здания, дошедшее до наших дней — чёрно-белые, поэтому современники могут лишь представить себе великолепие этих красок в реальной жизни.
Выставка Веркбунда просуществовала до августа 1914 года, когда правительство Гитлера объявило мобилизацию к Первой мировой войне. Хрупкое сооружение Бруно Таута не выдержало военных действий, поэтому от него остался только полуразрушенный бетонный каркас.
Дантеум в память о Данте
«Божественная комедия» — бессмертное произведение Данте.
Дантеум — это памятник Данте, спроектированный двумя итальянскими архитекторами, Джузеппе Терраньи и Пьетро Лингелли, по распоряжению Бенито Муссолини.
Проект памятника, задуманный как аллегория на «Божественную комедию», принял участие в выставке в Риме в 1942 году. Он представлял собой библиотеку для хранения полного собрания сочинений Данте, музейное помещение и зал для торжеств.
Но главная задача архитектора состояла в том, чтобы дать понять всем, кто пришёл посмотреть на него: как Данте поднялся через чистилище из мрака ада к сияющим высотам рая, так и Италия, ведомая фашистской идеологией, поднимется из тёмного прошлого разделённой и оккупированной страны к светлому будущему фашистской империи.
Так мог выглядеть Дантеум.
Здание должно было быть торжественно открыто в 1942 году в честь 20-летия режима Муссолини, но Вторая мировая война прервала планы архитекторов. Проект должен был расположиться в районе Римского форума, недалеко от Колизея.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070122/52220/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий