Каждый монарх известен любовью к семейным реликвиям, которые принято передавать из поколения в поколение. Большинство из них — драгоценности, которые были созданы столетия назад и имеют значение королевского достояния. И только единицы пережили падение империй и их возрождение, войны, восстания и революции, смену правителей. Тиары и регалии японского императорского дома — это священные сокровища Японии. И если тиары — это произведения искусства, которыми может восхититься любой, то японские регалии — крайне редкий артефакт. Главная их особенность в том, что только императору и отдельным жрецам разрешено видеть эти вещи.
Хризантемовая тиара
Императрица Мичико в Хризантемовой тиаре.
В течение очень долгого времени Япония была закрытой страной. По этой причине японцы не знали о таких европейских украшениях. Однако ситуация резко изменилась, когда к власти пришёл император Мэйдзи, правивший с 1868 по 1912 год. Благодаря его правлению произошла полная модернизация страны, что ознаменовало начало скорой вестернизации японского государства.
Именно в этот период появляются тиары и диадемы как венец правления императриц. Хризантемовая тиара является наиболее значимой, поскольку выполняет роль короны японских правительниц. Вполне очевидно название тиары — «Хризантемовая», ведь символом монаршей семьи является хризантема, правитель восседает на Хризантемовом троне, а государственная печать насчитывает шестнадцать лепестков цветка хризантемы.
Император Акихито и императрица Мичико.
Тиару изготовил Микимото Кохити в 1915 году для императрицы Тэймэй. Основой для тиары послужило нагрудное украшение самого императора. Корона образует венец из семи бриллиантовых хризантем на платиновом основании, между которыми «проросли» листья. Занимательно, что центральный элемент — съёмный, и его можно использовать в качестве корсажной броши.
Когда наследник императрицы Тэймэй взошёл на трон, диадема перешла к её невестке, принцессе Кохун. Затем её надевала императрица Мичико, супруга бывшего императора Акихито, который отрёкся от престола в апреле 2019 года.
Бриллиантовая тиара с завитками
Но особый трепет Мичико испытывала перед бриллиантовой тиарой с завитушками, ведь она украшала голову будущей императрицы в день бракосочетания с принцем Акихито.
Комплект украшений включает в себя тиару и колье, повторяющего орнамент диадемы. Эта парюра была любимицей Мичико. И не у неё одной. Достаточно часто диадему можно было увидеть на голове принцессы Масако. Ей украшение досталось в подарок от императрицы в честь свадьбы с наследником Нарухито (сейчас – правящий император Японии).
Свадебный образ будущих императриц, главным элементом которых была Бриллиантовая тиара с завитками.
Данная Бриллиантовая тиара — одно из старейших украшений японского двора. Это великолепная драгоценность, представляющая собою композицию из завитков, в основе и на концах стебельков украшена круглыми бриллиантами. Как и Хризантемовая, эта тиара может модифицироваться: бриллиантовые детали съёмные, а в центре прикрепляется бриллиантовая звёздочка.
Считается, что в 1885 году её изготовил ювелирный дом Chaumet по заказу императорской семьи. Впервые она украсила голову императрицы Шюкен, супруги Мейдзи. Вот уже второе столетие тиара передаётся по наследству каждой правительнице.
Бриллиантовая тиара принцессы Нори
Принцесса Нори.
Эту изысканную тиару невероятной красоты принцессе Нори, своей единственной дочери, преподнесли император Акихито и императрица Мичико в день её 18-летия. Традиционно в паре с тиарой идёт колье, идентичное по узору диадеме, но не в этом случае. История украшения начинается задолго до рождения Нори. В 1923 году японские ювелиры переделали тиару, принадлежавшую прежде корейской принцессе Уймин.
Вензелеподобная тиара выполнена из нескольких градиентных и центрального трёхкаратного бриллианта. Последний элемент съёмный, он подразумевает ношение в качестве брошки или кольца.
После замужества с обычным дизайнером Ёшики Курода в 2005 году Нори пришлось отказаться от императорского титула, содержания и тиары. Диадема была возвращена в императорскую сокровищницу. Саяко Курода (так зовут Нори сейчас) и сегодня принимает участие в политической и общественной жизни императорской семьи, но тиару ей носить не дозволено.
Священные реликвии японского императорского дома
Первый император Японии и его регалии (виртуальное моделирование).
У каждого монарха есть предмет, который утверждает его королевское начало, служит символом власти. У королевы Великобритании это корона, скипетр, держава и т. п. Это вещи, вполне обычные для европейского правителя. А вот к регалиям императорского дома Японии относятся не совсем привычные вещи: меч Кусанаги-но-Цуруги, зеркало Ята-но-Кагами и камень Ясакани-но-Магатама. Они знаменуют три главных качества японского самурая: доблесть, мудрость и сердечность. Их точное местонахождение остаётся в строжайшем секрете.
С 690 года жрецы показывают эти святилища императору, что является одним из основных этапов закрытой церемонии коронации. Император собственноручно закрывает и запечатывает плотный футляр с реликвиями. Таким образом, нет ни одного точного изображения или рисунка, который бы воспроизводил внешний вид артефактов.
Предание гласит, что сокровища появились на земле благодаря Ниниги-но-Микото, основателю японской императорской семьи. По поручению своей бабушки Аматерасу он отправился завоевывать Японию. Традиционно они символизируют божественное начало императора, подтверждая его право на трон.
В 1185 году в попытке защитить реликвии от врага сокровища выбросили в Охотское море. Камень и зеркало сумели найти, но судьба меча осталась неизвестной. По легенде, солдат, открывший сундук, был ослеплён, так и не увидев сокровища.
Меч Кусанаги-но-Цуруги
Мечом Кусанаги-но-цуруги Сусаноо победил страшного зверя.
Одной из главных реликвий японской императорской семьи является особый меч под названием Амэ-но муракумо-но-цуруги, что в переводе с японского означает «небесный меч из кучащихся облаков».
Называть Кусанаги-но-цуруги мечом не совсем корректно, ведь по описанию он больше напоминает кинжал. Согласно легенде, именно им древний герой Сусаноо убил восьмиглавого и восьмихвостого змея, затем женился на дочери полубогов.
Однако не каждый мог совладать с силой меча, даже император. В конце VII века император Кусанаги заболел тяжёлой болезнью, и жрецы решили поместить реликвию в храм Ацута.
Зеркало Ята-но-Кагами
Ята-но-Кагами значительно отличается от зеркала в привычном понимании.
В дословном переводе с японского «ята-но-кагами» звучит как «зеркало в восемь пядей». Оно представляет собой огромное бронзовое зеркало.
Согласно легенде, это зеркало было сделано в качестве приманки. Цель приманки заключалась в том, чтобы выманить богиню Солнца Аматерасу из пещеры, которая спряталась от обиды в гроте. Уловка удалась: как только богиня взглянула на себя, все её страдания в одно мгновение исчезли, и на землю вернулся свет.
Драгоценный камень Ясакани-но-Магатама
В крошечном камне скрывается большая сила японских правителей.
Ясакани-но-Магатама — единственная из трёх священных реликвий, сохранившаяся в своём первозданном виде. Это нефритовая бусина, выполненная в форме запятой. Подобные бусы производили в Древней Японии примерно с X века до н. э. вначале как ювелирные украшения, а позже — для ритуальных и религиозных служб.
Богиня Солнца Аматерасу выходит из грота.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/050122/52194/
Комментариев нет:
Отправить комментарий