Поп-арт против модернизма: Почему считают, что в 1960-х мир искусства радикально изменился



Модернизм стал переломным моментом в истории искусства. Примерно с конца XIX по середину XX века, модернизм охватывал огромное множество стилей, включая реализм, импрессионизм, кубизм и экспрессионизм. Что всех их объединяло, так это отход от изображения реальности в сторону выразительных форм абстракции. Общепризнано, что модернизм закончился где-то в 1960-х годах, в то же время, когда поп-арт захватил мир искусства. О том, действительно ли модернизм закончился поп-артом – далее в статье.


Модернизм



Вид на дюны с пляжем и пирсом, Питер Корнелис Мондриан, 1909 год, масло и карандаш на картоне, Музей современного искусства, Нью-Йорк. \ Фото: pinterest.ru.

Модернизм - международное движение в мире искусства, которое подчёркивало смысл радикального разрыва с прошлым и возможность преобразования мира. Возникший в конце девятнадцатого века как отказ от реализма и популизма, он экспериментировал с новыми творческими формами, часто под влиянием фотографии, кино и новых технологий.

Архитекторы и скульпторы также не остались в стороне, они часто использовали нетрадиционные материалы: металлические сплавы, стекло и синтетические пластмассы. В сфере искусства и литературы основное внимание уделялось субъективному восприятию, внутренним психологическим конфликтам и комплексам городской интеллигенции. Изображения отдельных личностей включали эксцентричных, запретных и ненормальных. Модернизм совпал и отразил быстрый рост капиталистического производства и подъём сильных феминистских, политических и национальных движений.




Слева направо: Дух-хранитель вод, Одилон Редон, 1878 год, бумага, уголь, Чикагский художественный институт. \ Портрет Даниэля Анри Канвейлера, Пабло Пикассо, 1910 год, Чикагский художественный институт.

Модернизм Центральной и Восточной Европы 1880-1913 годов часто рассматривается как стиль, охватывающий: импрессионизм, символизм, кубизм, абстракционизм, футуризм и экспрессионизм. Вторая волна модернизма появилась в 1914-30 годах, которая находилась под сильным влиянием радикальных политических движений в Европе и иногда идентифицировала себя как культурный авангард этих движений. Он был тесно связан с футуристами, конструктивистами, экспрессионистами и сюрреалистами послевоенных лет.




Слева направо: Национальный музей искусств Королевы Софии (национальный музей искусства Испании ХХ века), расположенный в Мадриде. \ Дом над водопадом — загородный дом, построенный в 1936-1939 годах по проекту американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта.

Художники и скульпторы из Украины были активно вовлечены в художественную революцию, охватившую Европу в первом десятилетии двадцатого века. Многие провели время в Западной Европе, особенно в Париже, в довоенные годы, среди них Вадим Меллер, Александр Архипенко, Александра Экстер (Экстер), Михаил Бойчук, Давид Бурлюк, София Левицкая и другие. Другими выдающимися представителями модернизма в украинском искусстве были Александр Богомазов, Анатолий Петрицкий, Василий Ермилов, Виктор Пальмов и другие. Некоторые ведущие деятели международного авангарда идентифицировали себя как последователи новомодного движения, среди них Бурлюк, «отец» футуризма в Российской империи, Архипенко, создатель кубистических скульптур, Казимир Малевич, создатель супрематического искусства, и Татлин, известный своим конструктивизмом. Одни из этих художников были заинтересованы в провокационном попрании условностей. Другие - в изучении эстетики машин и использовании новых материалов, третьи - в утопических и дальновидных проектах.




Авангардные рисунки Вадима Георгиевича Меллера. \ Фото: twitter.com.

Чувство разочарования и утраты пронизывает большую часть американской модернистской художественной литературы. Оно может быть сосредоточено на конкретных людях, а может быть направлено на американское общество или на цивилизацию в целом. Это в свою очередь порождало нигилистический, разрушительный импульс или выражало надежду на перспективу перемен.




Слева направо: Эн Канот, Жан Метцингер, 1913 год. \ Портрет Эдуарда Космака, Эгон Шиле, 1910 год.

В изобразительном искусстве это движение корнями уходит к творчеству художника Эдуарда Мане, который, в начале 1860-х годов, изображал не только сцены современной жизни, но и решил порвать с традицией, имитировать реальный мир с помощью правильных перспектив и моделирования. Вместо этого он обратил внимание на тот факт, что его произведение искусства было просто краской на плоском холсте и что оно было сделано с помощью кисти, которая иногда оставляла свой след на поверхности композиции.




Лежащая фигура, Генри Мур, 1957 год, перед зданием Кунстхауса, Цюрих, Швейцария. \ Фото: zea.wikipedia.org.

Именно поэтому, он решил пересмотреть свои взгляды в отношении искусства, выбрав для себя одно из многогранных направлений. Последующие авангардные движения включали в себя как импрессионизм, постимпрессионизм, футуризм, кубизм, так и де стиль, абстрактный экспрессионизм, конструктивизм и многое другое, благодаря чему художники стали уделять большее внимание линиям, формам и цвету в своём творчестве, постепенно уходя от классических представлениях об искусстве. В начале двадцатого века люди, связанные с архитектурой, также стали отказываться от старых стилей и условностей, отдавая предпочтения новым возможностям и перспективам.


Поп-арт



Слева направо: Девушка со слезой, Рой Лихтенштейн. \ Сладких снов, детка!, Рой Лихтенштейн, 1965 год.

Многие искусствоведы предполагают, что волна модернизма закончилась американским поп-артом. Они говорят, что если модернизм был сосредоточен на самовыражении отдельного художника и его внутреннего мира, то поп-арт был полной противоположностью. Вместо того, чтобы заглядывать внутрь себя в поисках вдохновения, поп-артисты оглянулись на реальный мир, взяв образы из таких аспектов популярной культуры, как журналы, рекламные щиты и комиксы, и сделав их похожими на искусство. Это слияние так называемой высокой и низкой культуры стало началом того, что мы сейчас называем «постмодернизмом». Это был совершенно новый взгляд на искусство, пришедший после модернизма (отсюда и термин постмодерн), спровоцированный поп-артом.




Диптих Мэрилин Монро, Энди Уорхол. \ Фото: smarthistory.org.

На первый взгляд может показаться, что поп-арт прославляет популярную культуру, возводя банки из-под супа, комиксы и гамбургеры в ранг изобразительного искусства на стенах музеев. Но, опять же, второй взгляд может предложить критику практики массового маркетинга и потребительской культуры, возникшей в Соединённых Штатах после Второй мировой войны. «Золотая Мэрилин Монро» Энди Уорхола (1962) ясно отражает эту присущую поп-музыке иронию. Центральное изображение на золотом фоне напоминает о религиозных традициях нарисованных икон, превращая голливудскую старлетку в византийскую Мадонну, которая отражает человеческую одержимость знаменитостями.




Деталь: Диптих Мэрилин, Энди Уорхол, 1962 год, холст, акрил. \ Фото: google.com.

Примечательно, что духовная отсылка Энди была особенно острой, учитывая самоубийство Монро несколькими месяцами ранее. Подобно религиозным фанатикам, поклонники актрисы поклонялись своему кумиру; тем не менее, небрежная шелкография Уорхола привлекает внимание к искусственности гламурного образа Мэрилин и ставит её рядом с другими товарами массового спроса, такими как банка супа или коробка прокладок Brillo.

И совсем неудивительно, что термин поп-арт впервые появился в Великобритании, которая после войны испытывала большие экономические трудности. В конце 1940-х годов художники Независимой группы впервые начали использовать идеализированные образы американского образа жизни, которые они находили в популярных журналах, в рамках своей критики британского общества.




Энди Уорхол в звёздной студии 54, где он устраивал вечеринки со знаменитостями. \ Фото: artivist.squarespace.com.

После революционного постмодернистского подхода поп-арта искусство уже никогда не будет выглядеть прежним, вот почему его так часто называют концом модернизма и началом новой эры. Поп-арт, особенно в Великобритании и Соединённых Штатах, открыл шлюзы для целого ряда новых эклектичных подходов к созданию искусства. Рой Лихтенштейн включил отрывки из комиксов в свои картины и гравюры, в то время как Энди Уорхол привнёс повседневные логотипы или изображения знаменитостей в свои многочисленные произведения искусства. Клас Ольденбург создавал гигантские скульптуры гамбургеров размером с диваны, в то время как Ричард Гамильтон создавал сатирические коллажи с изображением идеализированных фигур из журналов. Без всего их новаторского искусства никогда бы не появилось множество художественных течений, включая фотореализм, поколение картин, капиталистический реализм, неоэкспрессионизм, нео-поп и многое другое.




Слева направо: Профитроль, Клас Ольденбург, 1990 год. \ Упавший конус (коллаборация с van Bruggen), Клас Ольденбург, 2001 год.

Истоки поп-арта можно проследить ещё дальше. В 1917 году Марсель Дюшан утверждал, что любой предмет, включая его печально известный пример писсуара, может быть искусством, если художник задумал его как таковой. Художники 1950-х годов основывались на этом понятии, чтобы бросить вызов границам, отделяющим искусство от реальной жизни, в таких дисциплинах, как музыка и танец, а также изобразительное искусство. Желание Роберта Раушенберга работать в промежутке между искусством и жизнью, например, побудило его включить такие предметы, как подушки для кровати, шины и даже чучело козла, в свои комбинированные картины, которые объединили черты живописи и скульптуры.




Слева направо: Марсель Дюшан. \ «Фонтан», представляет собой писсуар с автографом и датой.

Точно так же Клас Олденбург создал «Магазин», инсталляцию в пустой витрине магазина, где он продавал грубо сделанные скульптуры из фирменных потребительских товаров. Эти и многие другие художники отчасти выступали против жесткой критической структуры и возвышенной философии, окружающей абстрактный экспрессионизм, доминирующее художественное движение того времени; но их работа также отражала многочисленные социальные изменения, происходящие вокруг них.

Наследие



Минимализм Дональда Джадда. \ Фото: google.com.

Но не стоит заблуждаться, будто бы поп-арт вырвался на художественную сцену и сделал всё то, что было до него, здесь всё гораздо сложнее. Итак, некоторые могут сказать, что поп-арт не означал конца модернизма, потому что модернизм никогда официально не заканчивался. Вместо этого он просто на некоторое время отошёл на задний план, позволив поп-искусству занять центральное место. Вершиной модернизма был минимализм с его чистой абстракцией, как это видно в работах Дональда Джадда и Агнес Мартин. Этот стиль фактически сосуществовал наряду с поп-артом вплоть до 1970-х и далее, продолжая развиваться в новых направлениях и прокладывая путь концептуализму.




Море, Агнес Мартин, 2003 год. \ Фото: wikiart.org.

Ещё одним аспектом модернизма, который на самом деле никогда не исчезал, а просто терял популярность, была выразительная живопись. Многие художники продолжали создавать интуитивные, выразительные картины, даже когда их искусство считалось унылым и вышедшим из моды, такие как Виллем де Кунинг, Ли Краснер и Хелен Франкенталер. Чтобы ещё больше усложнить ситуацию, некоторые художники объединили элементы минимализма или экспрессионизма с поп-искусством, доказав, что между этими двумя лагерями не было такого четкого различия. Джим Дайн, например, создавал беспорядочные картины и гравюры в стиле поп, в то время как Джеймс Розенквист создавал инсталляции в стиле поп с геометрическим порядком минимализма.




Слева направо: Композиция, Виллем де Кунинг, 1955 год, Музей Гуггенгейма, Нью-Йорк. \ Виллем де Кунинг.

Годы, последовавшие за Второй мировой, ознаменовались огромным ростом американской экономики, который в сочетании с инновациями в области технологий и СМИ породил потребительскую культуру с огромным количеством свободного времени и расходных доходов, чем когда-либо прежде. Обрабатывающая промышленность, которая расширилась во время войны, теперь начала массово производить всё, от лака для волос и стиральных машин до блестящих новых кабриолетов, которые, как утверждали рекламодатели, доставят своим владельцам максимальную радость. Примечательно, что развитие телевидения, а также изменения в печатной рекламе сделали новый акцент на графических изображениях и узнаваемых логотипах брендов — то, что мы теперь считаем само собой разумеющимся в нашем визуально насыщенном мире. Именно в этом художественном и культурном контексте поп-артисты разработали свой особый стиль начала 1960-х годов. Характеризуемый чётко прорисованными изображениями популярных сюжетов, он, казалось, противоречил стандартам современной живописи, которая воспринимала абстракцию как отражение универсальных истин и индивидуального самовыражения.




Ленор ( Ли) Красснер. \ Фото: wordpress.com.

В отличие от капающей краски и резких мазков абстрактного экспрессионизма поп-арт-художники использовали свои краски, чтобы имитировать внешний вид техники промышленной печати. Примером этого ироничного подхода являются методично нарисованные Лихтенштейном точки Бен-Дея, механический процесс, используемый для печати целлюлозных комиксов. По мере того, как шло десятилетие, художники переходили от живописи к использованию промышленных технологий. Уорхол начал делать шелкографии, а затем ещё больше отошёл от процесса, попросив других заняться печатью в его студии, метко названной «Фабрикой». Точно так же Ольденбург отказался от своих ранних инсталляций и перформансов, чтобы создать крупномасштабные скульптуры из кусочков торта, губной помады и прищепок, которыми он наиболее известен сегодня.




Инсталляция «Аптека» (Farmacy), Дэмьен Херст. \ Фото: vogue.com.tr.

На сегодняшний день зритель может видеть влияние модернизма в современном искусстве, предполагая, что на самом деле оно никогда не заканчивалось, а просто меняло форму, мутируя в соответствии с окружающим обществом и временем. Несколько примеров включают сетчатые инсталляции Дэмьена Херста или причудливые абстрактные картины Фионы Рей. Всё это в свою очередь говорит о том, что история искусства никогда не бывает такой ясной и линейной, как может показаться, просто всё меняется, при этом проистекая из одного в другое.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/190222/52533/

1 комментарий:

  1. tittanium - The History of Tittanium®
    Tittanium® is camillus titanium an gold titanium alloy ovoid of copper. In titanium hammer the early 20th titanium hammer century, by combining modern and vintage nipple piercing jewelry titanium designs with ancient and modern techniques, Tittanium® is $12.00 · ‎In stock

    ОтветитьУдалить