Какие секреты творчества Босха открывает новая выставка его работ: Внутри сюрреалистических рая и ада





Полотна Босха уникальны в своей эксцентричности. Искусствоведы по-разному трактуют эту характерную особенность его творчества, а некоторые предпочитают и вовсе не замечать её. Кто-то рассматривает гротескные причудливые образы произведений художника в свете его чрезмерной впечатлительности или психотической навязчивой идеи о грехе. Другие, напротив, видят в этом невероятно глубокие знания Священных Писаний и очень чёткое их понимание. Кем же был великий мастер: тайным еретиком или истинным христианином? Скрытый смысл и неожиданные грани его творчества — далее в обзоре.


Парад наказаний и роскошь воображения на картинах Босха





Иероним Босх, «Святой Иоанн Креститель в пустыне», около 1480–1485 годов.

Иероним Босх писал свои полотна в стилистике северной голландской живописи поздней готики. Многие искусствоведы придерживаются того мнения, что его всё же нельзя назвать представителем местной художественной школы. Стиль его работ слишком уж сложен и неоднозначен. Некоторые исследователи предполагают, что это следствие его путешествий по Европе. Хотя сохранившиеся документы того времени этого факта не подтверждают, но некоторые косвенные свидетельства есть. Художник отсутствовал в родном Хертогенбосе несколько лет с 1498 по 1504 год. В работах этого периода слишком ощутимо и заметно влияние венецианского искусства.




Иероним Босх, «Воз сена», около 1515 год.

У Босха в его видениях ада сатана и его приспешники подвергают несчастных грешников бесконечному параду разнообразных наказаний. Например, заяц ловит бывшего охотника, привязывая его к шесту. Тут же пара охотничьих собак терзает человека. За карточным столом игрок сидит с пригвождённой к нему рукой, а бес держит его за шею. Ещё один грешник распят на огромной арфе, тело его напоминает дерево, которое собирается ощипать демон.

Все эти сцены выглядят единым целым и бесподобным хаосом в одно и то е время. Этот неповторимый стиль закрепил за художником статус одного из самых оригинальных создателей ада. Его картины являются с одной стороны предупреждением для всех людей о том, что загробной жизни избежать никому не удастся. Вне зависимости от того, веришь ты в неё или нет. С другой, они дарят надежду. Вечной боли можно избежать. В конце пути ожидает прекрасный свет, рай и вечность с Богом.




Иероним Босх, «Видения загробной жизни», около 1505–1515 годов.


Успех при жизни

Сам Босх — мистик. Тайнами наполнено не только его творчество, но и жизнь. О нём известно довольно мало. Историки говорят, что семья, в которой в 1453 году родился художник, была творческой. Дед и отец тоже были художниками. Только их известность не покинула пределы родного городка. С юных лет мальчик проявлял задатки великого мастера. Когда он был маленьким, то ему не повезло наблюдать за ужасным пожаром в Хертогенбосе, уничтожившем большую часть города. Катастрофа произвела на него неизгладимое впечатление. Последствия её влияния становятся очевидными на полотнах Босха в позднем периоде творчества. На некоторых из них задний план представляет собой яростно бушующее всепоглощающее пламя огня.

В начале 1480-х годов Иероним женился на богатой женщине по имени Алейте Гойартс ван ден Меервенне. Её капиталы позволили ему продолжать заниматься любимым делом. Первые работы Босха представляют собой довольно классическую живопись с изображением вполне традиционных религиозных сцен, ему заказывали украшения храмов. Авторитет его рос и ему стали заказывать картины очень богатые и влиятельные люди. Творчество тоже претерпело изменения. Более классические сцены сменили апокалиптические пейзажи. Именно этими работами наиболее знаменит художник сегодня.


Новая выставка откроет новые грани




Иероним Босх, «Святой Иоанн Богослов на Патмосе», около 1495–1500 годов.

В Хертогенбосе, родном городе Босха, шесть лет назад прошла крупнейшая в истории ретроспектива его работ. Этим летом в Музее изящных искусств в Будапеште (MFAB) в Венгрии дебютирует небольшая, но столь же амбициозная выставка. Она получила название «Между адом и раем: Загадочный мир Иеронима Босха» и будет проходить до 17 июля. В показ включена почти сотня работ великого мастера и его коллег. Организаторы уверяют, что это наиболее полная выставка работ Босха, когда-либо проводившаяся в Центральной Европе. В неё включены большинство его картин. Некоторая часть из них спорна, их приписывают художнику, но его авторство не доказано полностью.




Иероним Босх, «Корабль дураков», около 1500–1510 годов.

Основные моменты «Ада и рая» включают триптих «Страшный суд» в Музее Брюгге, «Корабль дураков» в Лувре, «Поклонение волхвов» в Метрополитен-музее и «Ecce Homo» в музее Штеделя. Эти шедевры находятся в диалоге с работами, которые вдохновляли Босха, и наоборот. В каждом из семи разделов выставки обсуждаются различные аспекты жизни и творчества художника, от религиозных взглядов, сформировавших его искусство, до его развивающегося наследия.




Иероним Босх, «Святой Христофор, несущий Младенца Христа», около 1500–1505 годов.

Исследование смысла человеческого бытия — это вечная и излюбленная тема Иеронима Босха. Проблемы выбора между добродетелью и пороком, вопросы веры и истины, переживания необузданных желаний и овладения ими, а также духовное качество человеческого существования. Все эти истории рассказаны великим художником на его непередаваемом оригинальном изобразительном языке. Тревожные и причудливые полотна оказали влияние не на одно поколение художников. И породили сюрреалистов 20 века.

Отец жанра хоррор и хэви-метал

Как утверждают эксперты, ни один другой художник в западной живописи никогда не запечатлевал такое устойчивое демоническое воображение. Результат его творчества — это и пять столетий последователей, и современные образы в кино и романах ужасов, и даже музыкальный стиль хэви-метал. Хаотичная природа работ Босха предлагает зрителю разглядеть и понять что-то самому. В каждой точке полотна Босха есть вопрос и есть ответ. Нужно лишь уметь не только смотреть, но и видеть. У каждой картины свои секреты.




Иероним Босх, «Сад земных наслаждений».


Спорное авторство и тайное творчество

Датирование полотен Иеронима Босха весьма затруднено. Споры у искусствоведов вызывают многие картины. Например, «Поклонение волхвов» считают ранней работой. Некоторые предполагают, что написана она была во время предполагаемого пребывания художника в Венеции. Абсолютной уверенности в том, что это Босх у специалистов нет. Историки от мира искусства допускают, что тонкая манера живописи мастера на этом полотне была приобретена им во время пребывания в Северной Италии.




Иероним Босх, «Поклонение волхвов», около 1475 года.

Очень характерными являются мазки, которыми выполнен орнамент одежд чёрного волхва. Эта техника почти не использована во всех остальных частях этой композиции. Движения кисти художника здесь очень быстрые и тонкие. Краска ложится на холст практически полупрозрачно. Вероятно, картина является неким переходным этапом в развитии художественного мастерства. Босх, скорее всего, на тот момент находился под сильным влиянием итальянского искусства. Стиль более позднего творчества работ мастера говорит о том, что они, вероятно, были созданы уже на родине. И с этого момента на его полотнах начинают преобладать характерные фантасмагории, странности и весьма эксцентричные образы.




Иероним Босх, «Извлечение камня безумия», около 1501–1505 годов.

Если внимательно присмотреться к полотнам художника, то они вызывают массу вопросов. Если внимательно изучить все его образы, то начинает просматривать догматика в корне отличная от традиционных католических устоев. Некоторые эксперты предполагают, что Босх исповедовал так называемую катарскую ересь и был последователем этих «сектантов». Катаризм, что по-гречески значит чистый — это раннехристианское течение. Сведений о нём крайне мало и все они почерпнуты из протоколов инквизиторов. Правдоподобность этих документов весьма спорна. Ватикан стремился во что бы то ни стало уничтожить катаризм, а потому всячески очернял.

Костры инквизиции практически уничтожили катаров. Исторические отголоски сохранились во французской вотчине этой деноминации — в замке Монсегюр, что в Лангедоке. Эта крепость была разрушена в 1244 году. Вся верхушка катарской церкви был сожжена на костре. Течение было обезглавлено, но не умерло. Разрознённые группки верующих продолжали тайно собираться то тут, то там. Говорят, что где-то среди руин таинственной катарской крепости хранятся по сей день сотни ценных книг, где изложены катарами все тайны человеческого бытия, кои они постигли.




Руины крепости Монсегюр.

Последний заметный всплеск катаризма происходит в начале 14 века. Последователь по имени Пейре Отье пытается возродить катарскую веру. Вполне ожидаемо его и всех его братьев ожидал костёр. Перед казнью, Отье произносит совершенно замечательную фразу: «Ибо есть две христианских церкви: одна подвергается гонениям и прощает, другая властвует и сдирает кожу». На этом движение катаров теоретически прекратило своё существование.

Все догмы катарского вероучения оживают на полотнах Иеронима Босха. Его тайное послание прошло через века, оправдав его надежды и стремления. Созданные им произведения уникальны в не только в западной живописи, а в истории искусства в целом. Символы и знаки на полотнах художника, бесконечно странные и в то же время изысканные изображения и сегодня захватывают зрителя. Посредством совмещения мистических и реалистических картин они создают образ катарской вселенной с её высотами и глубинами. Духовность Босха и дуализм его мировоззрения весьма явно присутствуют во всех произведениях, созданных им когда-либо. Бесспорен один факт — Босх является гением иносказаний.




Хендрик Хондиус Старший, по Корнелису Корту, «Портрет Иеронима Босха», 1610 год.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/250622/53609/

Комментариев нет:

Отправить комментарий