Задолго до смайликов: Хитрый геральдический ребус 16 века, где монах зашифровал признание в любви




Типичный английский провинциальный пейзаж, древнее кладбище с покосившимися надгробиями и типичная деревенская церковь. Так выглядит собор Святой Марии в Лидгейте. Этот храм 13 века хранит в себе необычный захватывающий секрет. На внутренней северной стене здания есть таинственные надписи. Настоящий средневековый ребус посреди обычной религиозной росписи. Недавно специалисты по геральдике расшифровали текст. В этой загадочной геральдической головоломке один монах посмел зашифровать своё признание в любви к королеве Англии - прекрасной Екатерине Валуа...


Задолго до смайликов и социальных сетей можно было самовыразиться





Церковь Святой Марии в Лидгейте, Англия, которая является домом для любовного письма в форме ребуса, который создал средневековый монах и поэт Джон Лидгейт.

Слово «ребус» происходит от латинского выражения «non verbised rebus». В переводе это значит - «не словами, а предметами». То есть это текст, где часть слов представлены картинками. С древних времён люди изобретали различные шифры, коды и головоломки, чтобы самовыразиться. Многие из этих ребусов до сего дня остаются величайшими загадками истории. Есть же те, что историки расшифровали.


Одним из таких разгаданных секретов является геральдический ребус Джона Лидгейта из Бери. Он был средневековым монахом и поэтом. Совсем в юном возрасте Джона отдали в монастырь и он поневоле посвятил свою жизнь изучению религии. Любил писать стихи.




Джон Лидгейт.


Монашеская головоломка

Ребус был расшифрован во второй половине 20 века историком Вайолет Притчард. Послание содержало в себе признание в самых нежных чувствах к таинственной леди Кэтрин. Только недавно стал известен автор строк, им оказался монах Джон Лидгейт и адресат — английская королева Екатерина Валуа.




Екатерина Валуа.

Ребус начинается со слова «хорошо», затем идёт перечисление нот до, ля, си и ми, потом опять буквы. После этого высечена пиктограмма стороны игральной кости с четырьмя точками, которая в то время называлась кейтерингом. Головоломка заканчивается ещё тремя буквами. Текст гласит: «Прощайте, миледи Кэтрин». Возможно, не самая умная загадка в мире, была создана Лидгейтом после свадьбы дамы его сердца с королём Генрихом V.




Ребус Джона Лидгейта и его разгадка.


Наука, которая стала искусством

Специалисты по геральдике говорят, что подобные головоломки в те времена были не редкостью. Они часто были очень личными. Практически всегда, для разгадки требовалось досконально знать не только геральдику, но и все тонкости родословной тех, кто был автором. Геральдические символы были задуманы как помощники на поле боя. Существует легенда о том, как во время одного сражения среди войск прошёл слух, что король Вильгельм Завоеватель убит. Благодаря геральдическим символам на шлеме, королю нужно было лишь наклонить голову, чтобы показать воинам, что он жив. Геральдика со временем стала искусством и не только средством быстрой передачи идентифицирующей информации во время боя, но и средством самовыражения.

Пик развития и использования геральдических ребусов пришёлся на Западную Европу 14-16 веков, особенно эпоху правления Тюдоров в Англии. В те времена все, от королей, рыцарей и прекрасных дам-аристократок, до книжных издателей и деревенских трактирщиков хотели иметь собственную замысловатую эмблему.



Сегодня Геральдическое общество Саффолка организует целые семинары по геральдике. Во время мероприятия добровольцы прочёсывают деревни и города в поисках забытых надписей, эмблем и ребусов. Директор общества говорит, что чем более развит район, тем меньше подобных символов можно найти, ибо письменное слово здесь полностью вытеснило некогда живые изображения. Также он рассказал, что не раз было такое, что местные принимали их за шпионов и звонили в полицию.




Пример геральдического ребуса в городе Олд Кэттон.


Ребусы бывают разные

Некоторые личные ребусы легко понять, другие же гораздо менее очевидны, а есть и совсем запутанные. Некоторые не удаётся разгадать даже зная всю историю места и родословную их создателей. Иногда требуется владеть полной информацией о контексте конкретного периода времени. И это неудивительно, ведь многие хотели, чтобы они не были лёгкими. Они не предназначались для непосвящённых.




Личный ребус Хью Олдхэма включал сову, которая стала мотивом Эксетерского собора, где он служил епископом в 16 веке.


Специалисты сходятся в том, что для разгадки мало знаний и всего вышеперечисленного. Это требует старого образа мышления, иногда поэтической, творческой ассоциации между звуками и образами. Геральдические и личные ребусы создаются и сегодня, хотя их использование значительно сократилось. Полностью подобные практики вытеснили социальные сети со всем понятными картинками-смайликами. Жизнь стала проще. Приятнее и полезнее? На этот вопрос каждый должен себе сам ответить...

В Лондоне существует ювелирная компания Rebus. Она занимается тем, что создаёт и производит перстни-печатки с геральдическими ребусами на заказ. Опытные специалисты здесь также могут обучить ручной гравировке и правилам создания ребусов. Это очень интересные практикумы. Только представьте насколько это романтично: оглянуться
назад на более раннюю форму самовыражения и использовать её современными способами. Кто знает, возможно, несколько столетий спустя потомки увидят твою головоломку и вспомнят тебя, отметят твоё остроумие...
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220822/54056/

Комментариев нет:

Отправить комментарий