Какие тайные смыслы зашифровал Гойя в своих легендарных «Чёрных картинах»: Тёмная сторона великого художника





Свои легендарные «Чёрные картины» испанский художник Франсиско Гойя рисовал как фрески на своей вилле «Кинта дель Сордо» в течение четырёх лет. Это весьма необычные настенные росписи, они тёмные и временами несколько пугающие, что мурашки начинают бегать по телу. Гойя является художником преимущественно романтического стиля. Почему же он создал такие мрачные картины и какой тайный смысл в них вложил — далее в обзоре.


Кем был Франсиско Гойя?


Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес жил на рубеже 18 и 19 веков. Он появился на свет в Испании, там же получил образование и жил. Женился живописец на сестре одного из своих учителей. Мастер был художником для королевского двора и представителей испанской знати. Когда между Францией и Испанией началась война — это оказало огромное влияние на Гойю. Он написал тогда свои знаменитые полотна «Второе мая 1808 года» (1814 г.) и «Третье мая 1808 г.» (1814 г.) и другие менее известные. После Гойя стал стремительно терять слух и из-за этого стал более замкнутым.




Автопортрет Франсиско де Гойи, около 1800 года.

Художественный стиль Гойи специалисты описывают как романтический. Он исследовал темы, уходящие корнями в социально-политические проблемы общества. Некоторые из его работ также считались довольно мрачными по своей природе, но, тем не менее, Гойя был родоначальником современного искусства из-за его более выразительного художественного стиля. В мире искусства его неоднократно называют «последним из старых мастеров и первым из современных».




Вверху: «Второе мая 1808 года или Атака мамелюков» (1814 г.). Внизу: «Третье мая 1808 года» (1814 г.), Франсиско де Гойя.



«Чёрные картины»

Чёрные картины, которые Франсиско Гойя написал в период с 1819 по 1823 год стали самыми мрачными творениями этого художника. Началось всё с того, что он приобрёл новый особняк, загородную виллу под названием Quinta del Sordo, что примерно переводится с испанского как «Дом глухого человека». В то время Гойе было около 73 лет, и он страдал глухотой из-за болезни. Дом был назван не в его честь, а в честь предыдущего владельца, который также был глухим. Именно здесь живописец и создал свой знаменитый тёмный цикл.




Гравюра виллы Кинта дель Сордо, где Гойя создавал свои «Чёрные картины», Чарльз Ириарте, 1867 год.

На стенах дома Гойя нарисовал 14 композиций. Некоторые из них находились на первом этаже, а другие - на втором. Однако есть учёные, которые отмечают, что могла быть 15-я картина под названием «Головы в пейзаже» (ок. 1820–1823). Сегодня это полотно является частью коллекции Стэнли Мосса. Специалисты предполагают, что Гойя никогда не намеревался показывать эти картины остальному миру. Их никто ему не заказывал. Он нарисовал их сам и только для себя.


Загадочная история чёрных картин Гойи

Однако существует ещё одна теория о «Чёрных картинах» Гойи, которая вызвала некоторые спекуляции в мире искусства. Некоторые учёные считают, что Гойя не был автором этих полотен. Они выдвигали различные версии, по одной из которых автором может быть сын художника. Основанием для этой теории послужило то, что картины были на двух этажах виллы. Тут следует отметить, что когда на вилле жил Гойя — там был всего один этаж. Второй появился после его смерти.

Другие специалисты говорят, что во всём виноваты неточности в документах. Вилла была уже двухэтажной. К единому мнению в этом вопросе историки так и не пришли.




Предполагаемое расположение Чёрных картин в Кинта-дель-Сордо.




Фотография Кинта дель Сордо, около 1900 года.


Значение чёрных картин Гойи

Чёрные картины Франсиско Гойи были названы таким образом не только потому что они визуально очень тёмные. Они действительно преимущественно окрашены в чёрный, коричневый и серый цвета с небольшими вкраплениями дополнительных оттенков, таких как белый, красный и синий. В целом же они выглядят мрачно, но своё название получили из-за своих тёмных психологических аспектов. Гойя затронул в своих полотнах невероятно широкий спектр тем. От личностных человеческих эмоций, мифологических историй и колдовства, религии, до таких глобальных тем, как смерть, зло, старение. От этих картин так и веет тоской, одиночеством, бесконечным унынием. Даже улыбки персонажей не вызывают у зрителя ничего кроме жутких мурашек.



Есть множество вопросов о том, почему Гойя создал эти мрачные картины. Особенно если сравнивать их с его предыдущими работами, которые, очевидно, представляют собой два разных художественных стиля. Некоторые учёные предполагают, что это произошло из-за ухудшения его собственных умственных способностей, травмы, связанной с его болезнями, и мучительного опыта войн между Францией, а также внутренних конфликтов в Испании.




Шабаш ведьм (1797-1798) Франсиско де Гойи.

«Сатурн, пожирающий своего сына»

«Сатурн, пожирающий своего сына» - это изображение римского бога, известного как Сатурн, который в прямом смысле этого слова пожирает своего ребёнка. Тут следует напомнить предысторию этого божества. Сначала это был греческий титан, носящий имя Кронос. Согласно пророчеству, его должен был свергнуть один из его детей, и в результате он решил съесть их всех, чтобы избежать своей участи.




«Сатурн, пожирающий своего сына».

Гойя изобразил Сатурна большой, ужасно костлявой фигурой. Кажется, он сидит на одном колене, а его левое колено упирается в землю. Обеими руками он сжимает мёртвое тело одного из своих детей. Очевидно, что он крепко держит его, так как между его пальцами кровь, а костяшки пальцев выпирают. Тело безжизненно в хватке Сатурна, более того, оно безголовое и без правой руки, что позволяет предположить, что он уже поглотил эти части тела. Его левая рука вытянута и почти во рту Сатурна, кажется, что она уже откушена. Видно, что это довольно большой ребёнок, не младенец.



Рот бога жадно разинут, он готовится отгрызть следующую часть тела, а его глаза выпучены и дико смотрят на него. Точно так же его седые волосы, струящиеся чуть ниже плеч, также придают ему дикий вид. Неясно, где сидит или сгорбился Сатурн, поскольку окружающая среда кажется тёмной. Он мог быть на земле, несомненно, где-то спрятанным и грязным. Кроме того, многие источники также описывают «восставшийй» фаллос между ног бога, когда он пожирает своего ребёнка, что усиливает эмоциональную напряжённость и грубость изображения.




Сатурн, пожирающий сына (1636-1638) Питера Пауля Рубенса. Некоторые учёные считают, что эта картина повлияла на Гойю и вдохновила его на создание собственного полотна на эту тему.

Этот образ очень тёмный и поразительно мрачный в своём изображении. Он затрагивает первобытные и звероподобные аспекты и, если идти дальше, возможно, саму человеческую природу. Было ли это у художника метафорой пожирающей природы жизни во всех её проявлениях и смерти во всей её крови? Возможно, в психике его к этому времени произошли некие необратимые изменения. Некоторые эксперты предполагают, что посылом этого полотна было послание о том, что сам Гойя погрузился во тьму. Возможно, на это повлияло то, что незадолго до этого у его жены был выкидыш с травматическими последствиями. Кроме этого, из восьми детей пары до взрослого возраста дожил лишь один.

Кроме того, Гойя мог также изобразить его как символ войны, в качестве некого сардонического комментария к недавней войне Испании с Францией. Такая игра на идеях времени и смертности. Тёмные тона, неизвестный источник света на картине, придают ей ещё большее ощущение общей гнетучести. Гойя, казалось, рисовал выразительно, рыхлыми мазками, часто нанесёнными толстым слоем, называемым импасто. Если внимательно посмотреть, то можно заметить физическую текстуру краски, сделанную из мазков. Они также видны как очертания контуров тел. Особенно это заметно на широко распахнутых и дико выпученных глазах Сатурна.




Фрагмент картины Франсиско де Гойи «Сатурн, пожирающий своего сына».

Сатурн изображён почти как гротескно-анималистический человек, а его форма несколько органична и образна. Другими словами, зритель понимает, что видит, когда рассматривает его, поскольку он не полностью абстрагирован до неузнаваемости. Гигантский рост Сатурна заполняет пространство с правой стороны композиции. Однако его фигура частично обрезана, и полностью её не видно. Возможно, это призвано создать драматический эффект, поскольку зритель поглощён этой фигурой, входящей в пространство и не полностью его заполняющей.




Сатурн, пожирающий своих сыновей, Франсиско де Гойя красным мелом на верже, около 1797 года.


Другие «Чёрные картины»

Интересно отметить, что во многих других работах из серии «Чёрных картин» предмет также позиционируется с разных точек зрения. Например, в «Собаке» большая пустая область в верхних двух третях картины являет собой отрицательное пространство, а собака, представляющая собой положительное пространство, находится в нижней трети и смотрит вверх на неизвестный источник. Точно так же в «Борьбе с дубинками» мы видим две дерущиеся фигуры. Они расположены немного левее композиции, оставляя с правой стороны открытое пространство, изображающее холм в отдалённом пейзаже.




«Собака» Франсиско де Гойи, 1820-1823 год.




«Борьба с дубинками» Франсиско де Гойи, 1820-1823 год.

Такое же расположение фигур в «Шествии Святой Канцелярии», где изображено шествие людей, выходящих на передний план композиции от заднего плана до правого нижнего угла. В «Фантастическом видении» и «Атропосе» Гойя снова поместил фокусы, представляющие собой группы фигур, парящих в воздухе, по обе стороны от композиции.




Вверху: «Фантастическое видение». Внизу: «Атропос». Франсиско де Гойя, 1819–1823 год.


Гойя оставляет зрителя в ужасе

Почти во всех 14 «чёрных картинах» Франсиско Гойи изображения людей, которые либо глубоко устрашающие, либо в созерцательном, либо в весёлом настроении. Гойя дал нам спектр эмоций, и независимо от того, изображал ли он миф или любой другой рассказ, он рисовал аспекты человеческой природы и, в конечном счете, то, что могло возникнуть из глубин человеческой психики. Тёмные картины Гойи — это кладезь смысла, и хорошо известно, что некоторые искусствоведы и учёные смогли расшифровать некоторые из этих картин, в то время как относительно других остались в неведении.

Картины, которые сохранились, хранятся в Музее Прадо. Они взяты с их первоначальных мест на стенах виллы Гойи, которую он покинул в 1824 году, чтобы переехать в Бордо во Франции. Спустя годы, после того как картины были сняты со стен Кинта-дель-Сордо в 1875 году, Испания приняла участие в ретроспективной художественной выставке 1878 года в Париже на Всемирной выставке, расположенной во дворце Трокадеро. В испанской секции можно было увидеть несколько «чёрных картин» Гойи.




Фотография Всемирной выставки 1878 года в Париже, показывающая испанский раздел, в том числе « Шабаш ведьм» Гойи.

Несмотря на то, что серия «Чёрные картины» была повреждена в результате её перемещения, люди смогли осмотреть интерьер дома Гойи. Что бы не хотел на самом деле сказать своими картинами художник, он, тем не менее, оказал неизгладимое впечатление на мир искусства, особенно повлияв на художественные движения, такие как экспрессионизм и сюрреализм.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/100922/54194/

Комментариев нет:

Отправить комментарий