Какие неожиданные находки сделал Марко Поло в своих путешествиях: Крокодилы, бумажные деньги, специи и др
Марко Поло был венецианским купцом, наиболее известным своей книгой, посвящённой чудесам света, написанной во время его заключения. Путешествуя по Шелковому пути, он документировал свой опыт увлекательных и совершенно новых культур, которые ему посчастливилось повидать. Помимо культурных, социальных, религиозных и языковых различий великий путешественник также столкнулся и с другими немало интересными находками.
Крокодилы
Марко Поло в Китае. \ Фото: googleusercontent.com.
За всё время многочисленных путешествий Марко не раз сталкивался с удивительными по тем временам вещами, которые он описывал в своей знаменитой книге. Исключением не стали и крокодилы, повстречавшиеся ему в провинции Юньнань, Китай. Наткнувшись на рептилий, он описал их как «отвратительных существ, чей рот был настолько велик, что мог проглотить человека за раз». Также он сравнивал их со змеями, за которыми наблюдал долгое время, сопоставляя отличия. Ко всему прочему, в своей книге он упоминает о том, как туземцы ловили крокодилов, чтобы продать их желчные пузыри по высокой цене. Люди ставили ловушки там, где крокодилы выбирались из своих нор к воде.
Средневековое изображение крокодила времен Марко Поло, около XIII века. \ Фото: i.pinimg.com.
В эти ловушки они помещали острое как бритва стальное лезвие, обращенное к логову крокодила. Затем они покрывали лезвие песком, чтобы оно было невидимым. Когда крокодил спускался к воде, дабы поохотиться и поесть, он прокалывал себя лезвием, насквозь прорезая собственное тело. О том, что крокодил мёртв, туземцы узнавали по парящими над ним птицами.
Изображение крокодилов.
После они окончательно вспарывали брюхо рептилии, извлекали желчный пузырь, и продавали его по очень высокой цене из-за его целебных свойств. Марко описал три основных применения: для лечения человека, которого укусила бешеная собака; для облегчения болей при родах; и когда у людей появлялись наросты, шишки, волдыри или гнойники.
Бумажные деньги
Слева направо: Портрет Хубилай-хана, неизвестный художник, ок. 1294 года. \ Хубилай-хан.
Ещё одной интересной находкой Марка была валюта в виде бумажных денег, о которой европейцы не знали по тем временам. Он столкнулся с этим во время своих путешествий в городе Ханбалык, что буквально переводится как «Город хана».
Это была зимняя столица китайской династии Юань во главе с монголами во времена правления Хубилай-хана, праправнука Чингисхана. Марко отметил, что хан создал бумажные деньги для удобства их транспортировки и расчёта наличными. Они были созданы из коры тутового дерева и отмечены печатью хана.
Слева направо: портрет Марко Поло. \ Бумажные деньги династии Сун (репродукция).
Также он попытался оценить валюту по знакомым европейским валютам, добавив, что самая маленькая банкнота была равна по стоимости половине маленького турноза (турский грош), который представлял собой мелкую серебряную монету. Самые крупные из банкнот были эквивалентны по стоимости десяти золотым безантам (бизантин или византин), что примерно в девяносто раз превышало стоимость турноза.
По словам Марко, бумажных денег было так много, что хан мог купить все сокровища мира. Он также добавил, что подданные хана охотно платили налоги бумажными деньгами или другими драгоценными предметами, такими как драгоценные камни, жемчуг и золото.
Почтовая служба
Карта с маршрутом Марко Поло. \ Фото: bing.com.
Одной из самых почитаемых вещей, о которой Марко писал в своей книге, была почтовая служба при Хубилай-хане. Он также писал о том, что Ханбалык был центром коммуникаций по всей Монгольской империи и имел эффективную почтовую службу, которая позволяла общаться с другими населёнными пунктами империи.
Система использовала почтовых лошадей, в результате чего всадникам нужно было проехать максимум двадцать пять миль по главным дорогам до следующего места, где другая почтовая лошадь и всадник ждали, чтобы передать сообщение дальше.
На этих почтовых станциях было примерно четыреста специально подготовленных лошадей для доставки сообщений, а также удобные помещения как для первой лошади, так и для всадника, чтобы они могли отдохнуть и восстановиться, готовые к обратному путешествию или следующей миссии.
Лошадь и конюх, ручная роспись Чжао Юна, Китай, династия Юн, 1347 год. \ Фото: i.pinimg.com.
Марко также упоминал, что даже в самых отдалённых регионах империи существовали почтовые станции с лошадьми и жильём, которые располагались через каждые тридцать пять или сорок миль. Не только лошади помогали монгольской почтовой службе слаженно работать как единый механизм, а и курьеры, которые были опытными бегунами. Как правило их размещали через каждые три мили. Они добегали до следующей станции, расположенной в трёх милях от них, и передавали сообщение следующему гонцу, который делал то же самое, и так далее, и тому подобное, пока сообщение наконец-то не было вручено получателю. Бегуны также носили пояса, украшенные колокольчиками, чтобы их можно было услышать раньше, чем увидеть. Это позволяло следующему бегуну заранее подготовиться к забегу.
Как отметил путешественник, эти бегуны доставляли не только письма и записки, а и множество различных предметов, в том числе и фрукты. Поло был приятно удивлён эффективностью азиатской почтовой системы, которая отличалась от европейской.
Поскольку в Европе купцов и гонцов часто отправляли с посланиями верхом, но они не могли бегать, как монголы, поэтому передача сообщений и предметов занимала гораздо больше времени.
пеции
Перец, собранный для европейской торговли, иллюстрация из рукописи Книга чудес Марко Поло, около 1410 года. \ Фото: bing.com.
Ещё одним необычным для многих европейцев товаром, который Марко обнаружил во время своих путешествий, были специй. Специи, найденные Поло, сильно отличались друг от друга в зависимости от того, где он находился в Азии. Например, он описал характерный ореховый вкус кунжутного масла во время пребывания в Афганистане, а также имбирь и кассию, найденные в Пекине — ароматы, которые мы до сих пор ассоциируем с китайской и другими восточными кухнями.
Французское изображение островов пряностей семнадцатого века, Индонезия, около XVII века. \ Фото: muskitnas.net.
Он также писал о том, что многие бедные люди в Китае и Индии употребляли в пищу огромное количество чеснока. Одной из основных специй, с которыми он столкнулся, был перец, и по всей Азии шла прибыльная торговля им, которая вскоре достигла Европы.
Он писал, что в город Ханчжоу ежедневно привозили десять тысяч фунтов перца.
Слева направо: Змеи обвиваются вокруг перечных деревьев иллюстрация из Чудес Востока, 1130 год. \ Продавец корицы 1400-х годов.
Дальше на юг, на Яве и других островах Южно-Китайского моря, было посажено огромное количество перца (наряду с мускатным орехом и гвоздикой), который затем перевозился на материковый Китай и продавался по всему королевству. На Малабарском побережье Индии было изобилие имбиря, корицы и перца. В целом, большая часть этих специй всё ещё растёт здесь и сегодня, и многие из них перевозятся по всему миру.
Брачные обычаи
Марко Поло покидает Венецию, иллюминация, около 1400 года. \ Фото: s.hdnux.com.
Во время своих путешествий Поло сталкивался с различными брачными обычаями. Он писал о том, как в провинции под названием Пем, к югу от пустыни Такла-Макан в Китае, женщины меняли мужей, словно перчатки. Если её муж уехал в путешествие более чем на двадцать дней, то по закону она могла взять другого мужа. Точно так же, когда мужчины отсутствовали более двадцати дней, они могли законно взять другую жену.
Иллюстрация с изображением Марко Пало. \ Фото: welt.de.
Поло также описывает необычный брачный обычай татар (уничижительный средневековый термин для монголов) в Катае (Китай). Если у монгольской пары был ребёнок мужского пола, который умер в младенчестве (в возрасте четырёх лет или младше), а у другой пары был ребёнок женского пола, который, к сожалению, также умер в возрасте четырёх лет или младше, две пары устраивали церемонию бракосочетания для двух мёртвых детей. Родители с двух сторон составляли брачный контракт, а затем сжигали его, веря в то, что ветер унесёт дым в воздух и достигнет двух мёртвых детей в следующей жизни, подтвердив их как мужа и жену в загробной жизни. Они также разбрасывали еду со свадебного пира и рисовали изображения рабов, а затем сжигали их, чтобы те могли попасть к их детям в загробную жизнь.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/101122/54628/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий