Какие тайные символы зашифровал Жюль Бастьен-Лепаж в своём культовом полотне «Жанна д’Арк»
Жанна д'Арк или Орлеанская Дева является весьма популярной фигурой в истории Франции. Её имя известно во всём мире и служит синонимом храбрости, благородства и самопожертвования. Легендарная личность этой женщины часто вдохновляла деятелей искусства на создание произведений, посвящённых ей и её подвигам. Одним из шедевров изобразительного искусства на эту тему является культовая картина Жюля Бастьена-Лепажа «Жанна д'Арк» (1879 г.). Какой тайный символизм зашифровал в своём полотне художник и почему оно в корне отличается от всех остальных на эту тему?
Кто такой Жюль Бастьен-Лепаж?
Жюль Бастьен-Лепаж родился 1 ноября 1848 года во Франции. Большую часть жизни он прожил в Маасе. Искусство увлекло мальчика с раннего детства. Жюль учился сначала в Вердене, а затем в Школе изящных искусств в Париже. После учёбы он стал одним из ведущих художников-натуралистов, уделяющих большое внимание портретам и пейзажам, особенно сельским картинам, часто изображающим крестьян.
Жюль Бастьен-Лепаж.
Культовое полотно «Жанна д'Арк»
Одно из самых знаменитых своих полотен Жюль Бастьен-Лепаж написал в 1879 году. Картина маслом рассказывает захватывающую историю, причём их там целых две. События, которые подвигли художника на написание этого шедевра, связаны не с подвигами Жанны впоследствии, а с её становлением личности в будущем образе героини нации.
Автопортрет (около 1880 г.) Жюля Бастьена-Лепажа.
Героиня, святая и мученица Жанна д'Арк родилась в 1412 году в Домреми во Франции. В то время шла Столетняя война между её родной страной и Англией. Монархи никак не могли перетянуть канат власти. В конце концов победила Франция.
Согласно историям о Жанне д'Арк, она была 13-летним подростком, когда у неё начались видения и она стала слышать голоса. Девушка говорила, что Бог приказывает ей идти и участвовать в осаде Орлеана. После того как провидица действительно помогла французам одержать победу, её обвинили в различных преступлениях и сожгли на костре.
Повторный интерес к личности Жанны возник во время франко-прусской войны, которая шла с 1870 по 1871 год. Возродились из пепла все те идеалы, которые олицетворяла собой Орлеанская Дева. После поражения Франции в этой войне, Жанна д'Арк стала «символом национализма». Это послужило катализатором вдохновения для Жюля Бастьена-Лепажа и он написал своё знаменитое полотно «Жанна д’Арк» в 1879 году.
«Жанна д'Арк» (1879) Жюля Бастьена-Лепажа.
Что скрывает композиция
На картине Жюля Бастьена-Лепажа «Жанна д’Арк» её фигура изображена справа, ближе к переднему плану. Её голова наклонена влево и она невидящими глазами смотрит в пространство, словно находясь в глубокой концентрации. Интересно, что моделью для изображения Орлеанской Девы послужила двоюродная сестра художника Мари-Адель Робер. Левая рука Жанны вытянута в сторону и, кажется, держится за ветку дерева. Правая рука висит на боку. Часть её ступней видна из-под длинной юбки, а пальцы ног скрючены и напряжены, что, кажется, вцепились в землю под ней. Положение тела говорит о том, что девушка видит видение и слышит голоса, которые говорят Жанне о том, что ей надлежит сделать.
Жюль Бастьен-Лепаж в качестве модели избрал свою двоюродную сестру Мари-Адель Робер.
Фигуру женщины окружает сад с домом на заднем плане слева. Интересно, что, как говорят, Бастьен-Лепаж изобразил сад своей семьи. Чуть поодаль стоит прялка и опрокинутый стул. Это говорит зрителю о том, что видение явилось Жанне внезапно и заставило её вскочить на ноги. Ещё далее на заднем плане слева парят фигуры ангелов. Это святой Михаил, который подаёт девушке меч и святые Маргарита и Екатерина.
Цветовая схема состоит в основном из нейтральных, землистых и приглушенных цветов, таких как белый, зелёный и коричневый. Прекрасные золотые и яркие цвета одежд ангелов контрастируют с выцветшей синей блузкой Жанны д'Арк. Освещает происходящее неизвестный источник света, который, по-видимому, обеспечивает общий световой эффект вокруг композиции.
Цвета в « Жанне д'Арк».
Жюль Бастьен-Лепаж был известен своими натуралистическими изображениями, а на картине, изображающей Жанну д'Арк, есть различные текстурные детали, которые подразумевают природную среду. Некоторые текстурные контрасты включают более грубую текстуру коры дерева и каменную текстуру дома на заднем плане. Их можно сравнить с более мягкими складками одежды Жанны и эфирным видом святых. На полотне всё это объединяется, придавая композиции характерные «фотографические» или «реалистичные» качества, которыми так славился художественный стиль Бастьена-Лепажа.
Картину Жюля Бастьена-Лепажа называют ироничной. Это связано с натуралистическим и реалистическим стилем художника с одной стороны, и изображением сцены, но с нереалистичным сюжетом святых, с другой.
В картине Жюля Бастьена-Лепажа «Жанна д’Арк» подразумеваются различные типы линий. Например, вертикальная линейность стоящей фигуры Жанны и дерева рядом с ней слева, которому вторят три вертикальные ветви дерева, находящиеся справа, а также линии прялки сразу за ней. Окружающая листва демонстрирует диагональные линии, а геометрические формы дома резко контрастируют с органическими линиями естественной среды.
Художник поместил Жанну д'Арк на передний план, чтобы сфокусировать всё внимание именно на ней. Некоторые искусствоведы говорят, что таким образом Жюль Бастьен-Лепаж представляет пространство за пределами композиции по пути вправо, а вытянутая рука Жанны д'Арк указывает на более глубокий смысл повествования.
Картина Жюля Бастьена-Лепажа «Святая Жанна д'Арк» не только рассказывала, кем была эта женщина в истории, она также подробно описывала социально-политический климат времени, в котором жил сам живописец. Жанна д'Арк считалась героиней за её храбрость и лидерство во время Столетней войны. Пусть её казнили, но имя её осталось в веках за подвиги, которые она совершила при жизни. Жанна стала символом вдохновения на борьбу. Жюль Бастьен-Лепаж показал миру её другую сторону: муки, которые пережила героиня, когда её оторвали от прялки и превратили в провидца и воина.
Жанна, кажется, внимательно вслушивается в то, что говорят ей голоса.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220223/55564/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий