Какие архитектурные жемчужины построил для русского царя француз Шарлемань: Готический Петергоф




Cвоим уникальным архитектурным обликом Москва, Санкт-Петербург и другие российские города обязаны не только русским архитекторам. Но если такие имена, как, например, Федор Шехтель или Бартоломео Растрелли у всех на слуху, то целый ряд других талантливых зодчих остаются немного в тени. И ведь незаслуженно остаются! Взять хотя бы Иосифа Шарлеманя, который построил в России немало зданий и храмов и, между прочим, участвовал в создании великолепного облика Петергофа. Предлагаем посмотреть на его работы, получившие общее название «петергофская готика».


Придворный архитекторИосиф Шарлемань родился в северной столице. Отцом его был французский художник, специально приглашённый из-за границы ко двору Екатерины II.

Иосиф окончил петербургскую Академию художеств, работал при академии, проектировал казенные здания в российских городах, затем работал придворным архитектором, выполняя поручения императорской семьи.




Иосиф Шарлемань был разноплановым архитектором.

А ещё он писал неплохие картины в стиле ведута (детальное изображение повседневного городского пейзажа и известных памятников архитектуры).




. И. Шарлемань. Памятник Николаю I.




И. Шарлемань. Дворцовый мост.

При создании Петергофа придворного архитектора, конечно, привлекли к работе. Он был автором и соавтором проекта павильонов, которые и по сей день удивляют и восхищают своим необычным европейским обликом, и воплотил в жизнь идею «готического» православного храма...




Дом Губернатора в Нижнем Новгороде и Кофишенский дом в Петергофе.


Готический храмГотическая капелла, служившая домовой церковью для императорской семьи, – уникальный православный храм, который по своему виду больше похож на средневековый католический собор. Он построен в стиле английской готики, отчего и получил такое название. Официально же он называется «Церковь святого Александра Невского». Император с семейством приходили сюда молиться летом, когда находились в Петергофе. Богослужения тут проводили, как правило, только в это время года.

Шедевр архитектуры построили в парке Александрия в начале 1830-х годов на участке с эффектным перепадом высот. Проект создан по заказу императора берлинским архитектором Карлом Шинкелем. А вот воплотить в жизнь его идею уже непосредственно на месте, в Петергофе, выпало Адаму Менеласу,а затем Иосифу Шарлеманю.




Готический собор.

По форме церковь, напоминающая средневековый готический собор, представляет собой замкнутый куб с плоским перекрытием и башнями, каждая из которых имеет восемь граней. Оформление северного, западного и южного фасадов идентично.

Великолепны декоративные элементы. Кстати, детали фасада – например, фигурки ангелов, апостолов и Богородицы – были изготовлены на императорском чугунолитейном заводе в Санкт-Петербурге, а чугунные башенки, консоли, колонны и так далее – по образцам знаменитого мастера-лепщика Соколова.



Интересна центральная часть со стрельчатыми порталами, над которыми располагаются круглые окна с витражами.

Внутреннее оформление храма также выполнено в готическом стиле.




Снаружи и внутри этот храм напоминает маленький средневековый костйёл.

Увы, после революции богослужения в храме запретили, церковь закрыли и в ней некоторое время был музей, а потом – просто выставка. В годы ВОВ здание серьёзно пострадало. Капитально отреставрировали его уже в этом веке, в нулевых годах.


Готический колодецШарлемань – создатель ещё одного объекта, который расположен прямо напротив капеллы – знаменитой беседки «Готический колодец». Императорская семья любила тут отдыхать и любоваться прудом и прекрасной капеллой.




Готический колодец.

Беседка, построенная из чугуна, была отлита по рисункам Шарлеманя на заводе Берда. У неё всё тот же готический облик и множество затейливых декоративных элементов.


КараулкаНе менее интересное сооружение работы Шарлеманя в Александрийском парке – «Готическая караулка». Изначально её построили по проекту его коллеги, Менеласа. Шарлеманю впоследствии было поручено её реконструировать: он её видоизменил и надстроил второй этаж.




Львы появились уже позже.

Известно, что изначально шлагбаум и караулка также стояли в другом месте, однако потом их перенесли, и поскольку они не вписывались в облик парадного въезда в Петергоф, Николай I поручил Шарлеманю их переделать. Проект заставы предполагал наличие двух караульных домов в готическом стиле, построенных из камня, которые соединяет металлическая решетка.




Проект Шарлеманя.



По ходу строительства император собственноручно вносил в проект изменения. Кстати, завершал эту объемную работу архитектор Штакеншнейдер.



Караулка по проекту Шарлеманя была перестроена в кавалерский дом. До революции в нем обычно проживали придворные лейб-медики – в летнее время, когда тут находилась царская семья. Строение, которое можно увидеть в наши дни, единственный оставшийся караульный домик.

В наше время эту караулку называют «Дом Маркуса» (в нем останавливался лейб-медик по фамилии Маркус) или «Дом со львами». Однако к Шарлеманю чугунные хищники отношения не имеют – их перенесли к зданию уже намного позже, до этого они стояли в другой части Петергофа.


Готические дома В числе работ Шарлеманя – и «готические дома», предназначенные для императорской свиты и гостей. Строения изобилуют лепным орнаментом и другим декором в готическом стиле.




Готический Петергоф.

В числе этих павильонов можно выделить здание с башенками, в котором до революции размещали высоких гостей императорской семьи и иностранных принцев. В советские годы его превратили в санаторий.




Готические дома предназначались для важных особ.

Напоследок стоит упомянуть, у архитектора Иосифа Шарлеманя был родной брат, который выбрал такую же профессию и тоже в ней преуспел. Людвиг Шарлемань был младше Иосифа, поэтому современники его называли Шарлеманем II, а старшего брата - Шарлеманем I.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/160423/55980/

Комментариев нет:

Отправить комментарий