Отдых на природе в работах известных художников: Пастушки, альпинисты, завтрак на траве и др





Май – самое время выбраться на природу (если, конечно, у вас не похолодало до десяти градусов, как у автора этого текста). Прогулки с друзьями и родными, спортивные занятия на открытом воздухе и, разумеется, пикники! Тема отдыха на природе появляется и в живописи – и художники представляют зрителям очаровательных пастушек, скучающую на берегу реки городскую публику или смелых альпинистов…


Франсуа Буше, «Пастушеская сцена»





Пастушеская сцена.

Начнем издалека. Франсуа Буше – яркий представитель живописи рококо. В его полотнах буквально воплощаются характерные особенности стиля – декоративность, нежность, тонкий, словно бы перламутровый колорит, легкомысленное настроение и откровенная «красивость», ведь живопись рококо была призвана украшать дамские будуары, а не висеть в музеях. А знатные дамы тех лет под влиянием идей Руссо о «естественном человеке» и привольной жизни на природе были увлечены образами пастушек, наряжались подобным образом во время праздников. Герои рокайльной живописи, как и ее заказчицы, тоже стремятся сбежать из душного и циничного города в тенистые леса, чтобы предаваться там невинному флирту, а то и смелым ласкам. Вот и эта парочка готова перейти к недозволенному, а отдых на природе грозит превратиться в яркую любовную сцену (овцы все понимают и организованно пасутся без присмотра). Рококо, впрочем, всегда останавливается на пороге, оставляя зрителя в некотором напряжении. Настоящие французские крестьяне, страдавшие от бедности и плохого питания, выглядели совсем иначе и чести быть запечатленными на полотнах рококо не удостоились.


Джон Уильям Годвард, «Золотое время»




Золотое время.

Творчество Джона Уильяма Годварда привлекало внимание публики трижды. Впервые – в то время, когда он только представил свои «античные» работы публике, на рубеже XIX и XX века, однако жизненный путь художника был омрачен непониманием и невостребованностью, что привело к трагической развязке. Затем – в семидесятые, на фоне роста интереса к декоративному и салонному искусству. И еще раз – в наши дни, с распространением интернета, когда его прекрасные римлянки, предающиеся неге в палаццо и на лоне природы, стали частью мем-культуры. В конце концов, в эпоху тревожного трудоголизма эти женщины показывают, как нужно отдыхать!


Берта Моризо, «Летний день»




Летний день.

Если томно возлежать и любоваться кронами деревьев вам не по вкусу, можно последовать примеру героинь полотна Берты Моризо «Летний день» и отправиться на лодочную прогулку. Пусть сюжет картины незамысловат, для своего времени она была революционной. Яркие голубые и желтые оттенки были для публики (да и для художников!) в новинку, потому что такие чистые краски в тюбиках только-только появились в продаже. Однако Моризо оказывается в оппозиции и к коллегам-импрессионистам, соединяя тончайшие нюансы белого цвета, землистые цвета и эти колористические вспышки воедино. Берта Моризо любила писать на природе и пользовалась этой возможностью всякий раз, однако сильно рисковала. «Женщина-художник», пишущая прилюдно, все еще выглядела эдакой диковинкой, ее окружали невежественные зеваки, задирали дети… Однако, несмотря на подобные помехи, «Летний день» полностью написан на пленэре, без предварительных этюдов и зарисовок.


Клод Моне, «Завтрак на траве»




Завтрак на траве.

Конечно, нельзя обойти вниманием и классический пример живописного пикника – «Завтрак на траве» Клода Моне. Работе предшествовала другая одноименная - авторства Эдуара Мане, довольно фривольного содержания. А Моне решил написать на нее своеобразный ответ. Он планировал полотно огромного размера, четыре на шесть метров, но не завершил его из-за специфики формата и неудачных советов Густава Курбе. Эскиз к работе хранится в ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве. Сюжет картины прост – двенадцать человек разного пола прогуливаются или отдыхают среди деревьев. У всех персонажей – одни и те же модели, мужчины написаны с Фредерика Базиля, друга художника, а для женских фигур позировала Камилла, супруга Моне. Все участники сцены нарядно одеты, перед ними – скатерть с разнообразными яствами, а лес, где проходит пикник, пронизан солнечным светом.


Джеймс Тиссо, «Пикник»




Пикник.

Изначальное название работы – «Праздник». Чаепитие на природе было написано Тиссо на пленэре в саду его лондонского дома. На дворе уже осень, но день теплый и солнечный. Важную роль играет свет – как и во всех картинах Тиссо, придававшего ему не меньшее значение, чем мимике, жестам и костюмам своих героев. Одна из женщин – это возлюбленная художника, Кэтлин Ньютон, остальные участники сценки – его друзья и близкие, а потому и атмосфера картины полна любви и уюта.


Жорж Сёра, «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»




Воскресный день на острове Гранд-Жатт.

Картина Сёра, посвященная праздному отдыху, известна не только тем, что стала классическим, эталонным образцом им же изобретенного пуантилизма. Удивительно, но она получила настолько противоречивые отзывы, что иной раз удивляешься – об одной ли картине говорят критики? Философ Эрнст Блох называл это огромное (два на три метра!) полотно «мозаикой скуки» и описывал довольно мрачно. Но многим оно казалось ярким, веселым и жизнерадостным – возможно ли увидеть безнадежный трагизм в изображении пестрой толпы, наслаждающейся природой? Кому-то виделись шествия времен фараонов и дионисийские процессии, кому-то – духовное вырождение горожан… А что же художник? А художника интересовал цвет, ритм горизонталей и вертикалей, композиция и оригинальность живописной техники – как и любого нормального художника.


«Гамбург, пикник», Пьер Боннар




Гамбург, пикник.

Как и Сёра, Боннар относится к числу постимпрессионистов. Он критиковал предшественников за случайные композиции и подражание природе в ущерб творческой индивидуальности. Будучи представителем группы «Наби», в качестве источника вдохновения использовавшей японскую гравюру, Боннар пишет плоскостными локальными пятнами, превращая жанровую сцену словно бы в набор геометрических фигур, пестрый орнамент – впрочем, до появления абстракционизма еще далеко.


Георгий Нисский, «Альпинисты»




Альпинисты.

Нисский – один из основоположников сурового стиля, однако в первую очередь – пейзажист. Он писал горы, море, леса, включая в пейзажи результат трудов рук человеческих и, собственно, самих людей – например, любителей пешего туризма, лыжников, альпинистов. Ведь отдых на природе может быть полон активности!


Фернандо Ботеро Ангуло, «Пикник»




Пикник.

Колумбиец Ботеро – художник весьма узнаваемый, ведь его ведущий прием – это гипертрофированные объемы. Его полотна близки народной живописи, а персонажи только кажутся милыми – вблизи они суровы, даже величественны, ведь на творческую манеру Ботеро повлиял Диего Ривера и искусство доколумбовой Америки. Он нередко обращается к мрачным темам, например, войне наркокартелей и пыткам, но иной раз позволяет зрителю отвлечься от тягот и ужасов реальности – и отдохнуть душой, как эта парочка на пикнике.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/040523/56128/

Комментариев нет:

Отправить комментарий