Что скрыто на холсте под культовой картиной великого да Винчи: Тайна «Мадонны в скалах»





Главная особенность одной из самых загадочных картин в западном искусстве «Мадонна в скалах» — это то, что их на самом деле две. О них по сей день историки и искусствоведы ведут горячие споры. Происхождение культового полотна, тайные смыслы, которые зашифровал в своей работе славящийся своими загадками да Винчи — всё это не даёт покоя исследователям. «Мадонна в скалах» хранит в себе массу захватывающих секретов, о них — далее в обзоре.


Кем был Леонардо да Винчи?

Леонардо да Винчи был итальянским художником, скульптором, инженером, архитектором, изобретателем и учёным. Он родился 15 апреля 1452 года в городе Винчи во Флоренции, Италия, а умер 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе во Франции. Прославился как один из ведущих художников Высокого Возрождения, а также как известный эрудит и гений. Самыми популярными и знаменитыми творениями мастера являются «Витрувианский человек» (ок. 1485 г.), «Тайная вечеря» (ок. 1492–1498 гг.) и «Мона Лиза» (ок. 1503–1516 гг.).




Автопортрет Леонардо да Винчи (ок. 1512 г.).

Что касается картины Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах», то их существует две версии. Первая была написана между 1483 и 1486 годами и сейчас находится в парижском Лувре. Вторая находится в Национальной галерее в Лондоне и написана была между 1491 и 1508 годами. Оба полотна весьма схожи по тематике, с некоторыми незначительными различиями.




Этюд женской головы Леонардо для Мадонны в скалах.


Что представляет собой «Мадонна в скалах», хранящаяся в Лувре

Картина была заказана мастеру 25 апреля 1483 года Братством Непорочного Зачатия для центральной панели деревянного алтаря, построенного Джакомо дель Майно для Часовни Зачатия. Часовня являлась частью церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане, Италия. В росписи алтаря также участвовали два брата: Евангелиста и Амброджо де Предис.

Вторая версия картины

Второй вариант полотна «Мадонна в скалах», хранящийся сегодня в Национальной галерее в Лондоне, был той картиной, которая в итоге попала на алтарь. Почему не первоначальная версия? Историкам не удалось выяснить этот вопрос. Возможно, причиной послужили финансовые разногласия, что косвенно подтверждает письмо, написанное да Винчи Братству. Другие исследователи уверены, что заказчики сочли картину незавершённой и потребовали переделать. Да Винчи продал первый и написал второй вариант.




«Мадонна в скалах» (1495–1508), Леонардо да Винчи, находящаяся в Национальной галерее в Лондоне.

Первую работу приобрёл герцог Миланский Людовико Сфорца, покровитель да Винчи. Также он оплачивал Леонардо труд над вторым вариантом. В 1625 году «Мадонна в скалах» перешла во владение Кассиано даль Поццо и хранилась в замке Фонтенбло во Франции. Некоторые искусствоведы считают, что вторая версия картины была написана совсем не гением Возрождения, а группой его учеников. В пользу этой теории говорят некоторые стилистические отличия, намекающие на чужую руку. Особенно это заметно в размерах фигур и выражении их лиц. «Мягкая» сущность, ощущаемая и передаваемая первой версией, отсутствует во второй.




«Мадонна в скалах» (1483–1486), Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре в Париже, Франция.


Анализ полотна

Боковые панели второго варианта «Мадонны в скалах» предположительно были написаны Евангелиста и Амброджо де Предис, Марко д'Оджионо или Франческо Наполетано. Изображение Богородицы, хранящееся в Лувре, по мнению искусствоведов принадлежит кисти да Винчи.

На переднем плане полотна изображены четыре фигуры, стоящие на коленях. Центральная фигура — Пресвятая Богородица, справа от неё (слева от зрителей) находится фигура маленького Иоанна Крестителя. Правая рука Марии лежит на плечах Иоанна, как бы мягко удерживая его, так сказать, под своим крылом. Он стоит на коленях, согнув левую ногу, его руки сложены в молитвенном жесте, направленном на Иисуса Христа, который находится напротив него. Слева от Марии (справа от зрителя) фигура сидящего ангела. Его крылья едва видны.




Сюжет «Мадонны в скалах» (1483–1486) Леонардо да Винчи.

Левая рука Марии поднята над головой младенца Иисуса. Указательный палец правой руки ангела указывает на фигуру святого Иоанна, а его левая рука нежно поддерживает Христа. Интересно, что на второй версии картины отсутствует эта деталь, а взгляд ангела более медитативен и несколько отстранён. Иисус расположен к зрителю ближе всего, он держит правый указательный и средний пальцы в жесте благословения Иоанну, а левой рукой опирается на камни рядом с собой.




Сюжет «Мадонны в скалах» (1483–1486) Леонардо да Винчи.

Фигуры изображены на фоне скал, в пещере. Рядом какой-то водоём, а вдоль изогнутого верхнего края композиции бесконечно голубое небесное пространство. На переднем и заднем плане с ботанической точностью изображены различные растения. Учёные идентифицировали пальму, первоцвет, цикламен и водосбор.

Уникальной картину делает манера изображения фигур да Винчи. Подобно многим живописцам, он не пишет над головами традиционные ореолы. Вместо этих явных указаний, на чистоту Девы Марии указывает глубокий символизм сцены. Также окружающее пространство может символизировать библейские идеи безопасного убежища. Историки находят на этой картине множество скрытых значений, загадочных интерпретаций, которые вызывают массу вопросов.



«Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи изображена в натуралистичных цветах, например, землисто-коричневый цвет скал и разнообразие зелени листвы. Есть также красный цвет мантии ангела и более глубокий зелёно-синий цвет мантии Матери Марии. Да Винчи также весьма технично изобразил нежные и светлые тона кожи. Художник славился мастерским смешением цветов и переходом от тона к тону. Передний план в результате выглядит так, как будто на фигуры падает свет, а отбрасываемые ими тени и задний план подчёркнуто более тёмные и кажутся расположенными на более далёком расстоянии. Текстуры прекрасно переданы. Гладкая детская кожа, локоны волос, а одеяние Марии кажется бархатным. Всё это резко контрастирует с текстурой поверхности скал. Вода кажется спокойной и кристально чистой.




Текстура в «Мадонне в скалах» (1483–1486) Леонардо да Винчи.

Натурализм да Винчи выражается в том, что он не передаёт никаких видимых очертаний вокруг предмета. Кажется, что существует естественный переход между различными формами, созданными умелым использованием цвета да Винчи и его техникой сфумато. Человеческие фигуры кажутся более плавными по форме по сравнению с угловатыми камнями позади них. Пространство в картине Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» создаётся за счёт ощущения глубины, которое достигнуто с помощью других художественных элементов, таких как цвет и, как упоминалось ранее, методов затенения, таких как сфумато. Художник также создал ощущение глубины с помощью пространственных аспектов, таких как воздушная перспектива, которая представляет собой размытие удалённого предмета.




Пространство в «Мадонне в скалах» (1483–1486) Леонардо да Винчи.

Особо завораживает на картине некое ощущение трёхмерности. Создано оно тем, что фигуры гений Возрождения расположил в форме пирамиды. Это не только связало их в композицию, но и придало ей непередаваемое ощущение реализма, как будто фигуры текучи и движутся в своём пространстве.


Один гений и две картины




СЛЕВА: «Мадонна в скалах» (1483–1486) работы Леонардо да Винчи, хранится в Лувре в Париже, Франция. СПРАВА: «Мадонна в скалах» (1495–1508) работы Леонардо да Винчи, хранится в Национальной галерее в Лондоне, Великобритания.

О неких тайных смыслах полотна да Винчи существует масса предположений. Без сомнения «Мадонна в скалах» является одним из лучших шедевров Высокого Возрождения. На холсте сосуществуют религиозная символика и живописный реализм, что делает её совершенно уникальной и новаторской для 15 века. Это всегда было главным качеством работ великого да Винчи, когда невидимые сферы высоких духовных материй переносились в видимое и погружали зрителя в совершенно иную, новую реальность.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/140723/56745/

Комментариев нет:

Отправить комментарий