Как рисовали лес и его обитателей художники из разных стран: Утро в сосновом лесу и духи сельвы





Высокие сосны, глухие чащобы, тропинки, убегающие все дальше, грибы и ягоды, пение птиц… Лето – то самое время, когда непременно нужно сходить в лес – если не за «подножным кормом», то хотя бы за впечатлениями. Подышать чистым воздухом, побыть наедине с природой. Неудивительно, что художники во всем мире посвящали свои полотна лесам – не только летним, но и заваленным снегом.


Иван Шишкин, Константин Савицкий, «Утро в сосновом лесу»




Утро в сосновом лесу.

Конечно же, первой из череды «лесных» картин на ум приходит «Утро в сосновном лесу» - полотно, знакомое нам с детства. Сколько сочинений написано о нем! Наверное, «Утро» - самое «вмонтированное» в сознание российского зрителя живописное произведение. И хотя бум репродукций пришелся на советские годы, широко тиражировать картину начали еще до революции – когда художник Мануил Андреев создал обертку для шоколадных конфет «Мишка косолапый», поместив на нее фрагмент работы Шишкина и Савицкого. С авторством последнего – вопрос сложный. По устоявшейся версии, он написал животных по эскизам Шишкина, получил четверть гонорара после покупки картины Третьяковым и… то ли сам стер свою подпись, то ли это сделал Третьяков. Существует мнение, что Савицкий подсказал Шишкину замысел полотна, но в целом оно непопулярно. Тем не менее, сегодня признается вклад обоих художников в создание картины. А еще «Утро в сосновом лесу» часто ошибочно называют «Три медведя» (хотя животных на картине больше – но сказочный шишкинский лес и непосредственность медвежат смешивают ее с народной сказкой).


Жюль Дюпре, «Лесной пейзаж»




Лесной пейзаж.

Дюпре считается одним из ведущих пейзажистов барбизонской школы – группы реформаторов живописи, обратившихся в своих пейзажах к подлинной французской природе, пусть неяркой, неприглядной и неидеальной – в отличие от итальянской, которую полагалось писать любому приличному художнику. Впрочем, сам Дюпре практически не работал в Барбизоне и писал главным образом в лесах Компьена и Монморанси. Его вдохновляли пейзажисты Золотого века голландской живописи – у них он позаимствовал тщательную детализацию и умение передать величественность природы на холсте. А еще в его пейзажах потрясающе убедителен свет и… воздух – будто вдыхаешь запахи прогретой солнцем древесной коры.


Луис Апол, «Январский вечер в окрестностях Гааги»




Январский вечер в окрестностях Гааги.

И немного зимних красот – от голландского художника Луиса Апола, которого называют самым зимним живописцем за особую любовь к холодному времени года. Он так любил холод и снег, что даже предпринял путешествие на Шпицберген на экспедиционном пароходе «Виллем Баренц». Впечатления от этой экспедиции были источником вдохновения на протяжении всей его жизни.


Каспар Давид Фридрих, «Аббатство в дубовом лесу»




Аббатство в дубовом лесу.

Представитель немецкого романтизма, Каспар Фридрих тоже не стремился приукрашивать действительность – но в его работах и голые ветви, и полуразрушенные здания приобретают возвышенное звучание. Лишь внимательный глаз разглядит в полумраке темные монашеские фигуры и очертания крестов – здесь еще теплится жизнь, однако смерть близка, как никогда. Немецкому романтизму свойственно меланхоличное настроение, и очертания старых готических построек идеально ему соответствуют.

Альбрехт Дюрер, «Лесная поляна с колодцем, у которого сидят двое мужчин»




Лесная поляна с колодцем, у которого сидят двое мужчин.

Альбрехт Дюрер, ведущий художник Северного Ренессанса, делал множество набросков и своего рода визуальных «заметок». Всем хорошо известны его зарисовки кистей рук – но есть в творческом багаже Дюрера и уголки немецкой природы, выполненные тушью.


Клод Моне, «Дуб Бодмера»




Дуб Бодмера.

Картина написана в лесу Фонтенбло, горячо любимом и барбизонцами, и импрессионистами. Это ранняя работа Моне, поэтому в ней еще не так ярка и узнаваема его импрессионистская манера письма. Шарль Бодмер – художник барбизонской школы, чья самая известная работа изображает тот самый дуб, который стал своего рода знаменитостью и привлек внимание других живописцев, в том числе и Моне. У картины сложная история – она была изъята у художника за долги, но он, надеясь ее вернуть, повредил полотно – чтобы оно избежало перепродажи. «Дуб Бодмера» действительно вернулся к своему создателю и был продан им галеристу, выставлявшему работы импрессионистов.


Хасэгава Тохаку, «Сосновый лес»




Сосновый лес.

«Сосновый лес» - потрясающей красоты роспись на ширме, выполненная художником Хасэгавой Тохаку в шестнадцатом веке. Сегодня она входит в число Национальных сокровищ Японии. Сосны и горная гряда словно растворяются в тумане, иллюстрируя дзен-буддистскую концепцию «осмысленной пустоты».


Винсент Ван Гог, «Две фигуры в лесу»




Две фигуры в лесу.

Художники-пейзажисты редко населяют свои картины людьми, но Ван Гог не был приверженцем «чистых» жанров. Сам он сравнивал сиреневые тополя на этом полотне с колоннами, стремился передать игру теплых и холодных оттенков, свойственную лесу в солнечный день. «Две фигуры в лесу» написаны в Овер-сюр-Уаз, небольшой деревушке к северу от Парижа, ставшей последним пристанищем художника.


Исаак Левитан, «Березовая роща»




Березовая роща.

И, конечно, перечисление работ, посвященных лесу, будет неполным без упоминания пейзажей Исаака Левитана. «Березовая роща» - это образ собирательный, объединивший в себе два места, значимых для творчества художника – подмосковную усадьбу Бабкино на реке Истре, где у него родился замысел полотна, и городок Плес на берегу Волги, где картина была завершена. Она считается одной из наиболее близких импрессионизму из числа его работ.


Тарсила ду Амарал, «Кука»




Кука.

А кто живет в лесу? По мнению художницы бразильского модернизма Тарсилы ду Амарал – духи сельвы. Выглядят они самым фантастическим образом, бывают дружелюбны по отношению к людям, а бывают настроены враждебно. Большую часть жизни художница писала мифологический бразильский лес, его потусторонних обитателей, и только в последний период творчества, не изменяя своей яркой творческой манере, обратилась к образам рабочих, населяющих новорожденные бразильские города.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/110823/57082/

Комментариев нет:

Отправить комментарий