Как в Африке появился первый оперный театр, а великий Верди получил $200 тыс. от египтян и подставил их
История эта полна парадоксов. Ведь первый оперный театр в Африке появился в мусульманской стране, но с легкой руки человека прозападного до мозга костей, который мечтал сделать Египет «частью Европы». К тому же это без преуменьшения великое культурное событие связано с мероприятием весьма приземлённым – строительством Суэца. А музыка, которую заказали для торжественного открытия театра и за которую великий композитор получил баснословный гонорар, прозвучала на берегах Суэцкого канала только через почти 150 лет. Но обо всём по порядку.
Как Исмаил-паша строил «Париж на Ниле»
В 1863 году правителем Египта становится Исмаил-паша, приняв власть от своего почившего дяди Мухаммеда Саид-паши. Образование Исмаил-паша получил во Франции. А дядя, то ли опасаясь конкуренции, то ли безгранично доверяя Исмаилу, не торопился возвращать его из Европы и отправлял в различные заграничные миссии - к Папе Римскому, Императору Наполеону III и Султану Османской империи. А в 1861 году и вовсе отправил во главе 18-тысячной армии для подавления восстания в Судане. И стоит сказать, что Исмаил с этой миссией справился. Так или иначе, но в Египет Исмаил вернулся только после смерти дяди, чтобы принять бразды правления страной.
Исмаил-паша - хедив Египта и Судана.
Человеком он слыл прогрессивным - тут же взялся за капиталистические реформы. И хотя Исмвил-паша весьма любил роскошь и был транжирой ещё тем, нужно отдать ему должное, в деле развития практически аграрного в ту пору Египта он сделал многое.
Рабочие на строительстве Суэцкого канала.
Во время правления Исмаила-паши в Египте были построены тысячи километров железных дорог, несколько тысяч километров телеграфных линий, десятки новых систем ирригации, более десятка мостов через Нил. Большое внимание он уделял развитию культуры и народного образования Египта. С его лёгкой руки в стране появилось более 4,5 тысяч школ, в том числе и для девочек. А в 1873 году открылся «Учебный дом наук» - высшее учебное заведение, где кроме религиозных наук преподавались и науки светские.
Понять философию и стремления Исмаила-паши можно из его заявления, сделанного в 1879 году: «Моя страна больше не в Африке; мы теперь часть Европы. Поэтому для нас естественно отказаться от наших прежних путей и принять новую систему, адаптированную к нашим условиям».
Вид на Суэцкий канал в наши дни.
Правда, для реализации свои масштабных планов Исмаил-паша брал кредиты у европейских стран. И хотя использовал он их весьма эффективно, допустил один суровый финансовый просчет. Исмаил исходил из высоких цен на хлопок, который в тот момент был главной экспортной культурой Египта. Но после окончания войны между Югом и Севером в США цены на эту культуру обвалились и Египет погряз в дефолте. Чтобы выводить страну из кризиса, в 1975 году Исмаил-паша продал Англии свои 46 % акций Суэцкого канала, остальными владели французы. Но эта история случилось ещё в то благословенное время, когда о кризисе никто и не догадывался.
За что великий композитор Верди получил $200000 и почему подвел египтян
Так выглядел первый в Каире оперный театр.
Одним из первых указов Исмаила-паши стал указ о запрещении принудительного труда на строительстве Суэцкого канала. В 1869 году строительство канала было окончено и на ноябрь было намечено его торжественное открытие. И тут вот тут-то Исмаил-паша решил, событие-то значимое и нужно пригласить на церемонию побольше европейских королей и королев. И чтобы не упасть в грязь лицом, он решил построить в Каире Оперный театр, который стал первым, кстати, не только в Египте, но и на всём африканском континенте.
Интерьер первого в Каире оперного театра.
Театр построили при участии итальянских архитекторов за 6 месяцев. Первый в Египте и всей Африке оперный театр вмещал 850 человек и отличался роскошью и величием. Известному итальянскому композитору Джузеппе Верди заказали оперу по мотивам египетской легенды: по задумке, на торжестве должна была прозвучать опера «Аида» - история о несчастной любви предводителя египетских войск Радамеса и рабыни Аиды, дочери эфиопского царя, с войсками которого сражаются египтяне.
Первый оперный театр и памятник его основателю.
Но то переговоры с композитором велись долго, то ли ещё что-то пошло не так, но за написание «Аиды» Верди взялся лишь в 1870 году, когда открытие канала уже состоялось. Кстати, гонорар его составил по нынешним деньгам 200 тыс. долларов. Композитор щедро заплатил своему либреттисту, а часть средств передал пострадавшим при осаде Парижа. Египтяне по договору получали одну копию партитуры оперы и право первыми поставить оперу в Каире (и только в Каире!). Верди же сохранял за собой право на получение отчислений за каждое исполнение оперы, в какой бы точке земного шара оперу не ставили, а также за публикации либретто и партитуры. Вот так и рушатся мифы о безденежных композиторах.
Композитор Джузеппе Верди.
На торжествах же по поводу Суэцкого канала, на котором присутствовали по приглашению Исмаил-паши императрица Евгения, жена Наполеона.III, король Австрии и наследный принц Пруссии прозвучала опера «Риголетто» (это где ария про сердце красавиц).
Исмаил-паша с высокими гостями на открытии Суэцкого канала.
Мировая премьера оперы «Аида» Верди в Каире состоялась только через 2 года после открытия Суэцкогок канала - перед Рождеством 1871 года. В каирской опере собралось высшее общество со всего мира. Это был триумф! Не было на премьере только самого Верди. Он пришел на премьеру оперы через 1,5 месяца в своём родном Милане. И снова ошеломительный успех! Композитора вызывали на сцену 32 раза.
Премьера состоялась спустя семь недель после каирской, и композитор был вызван публикой 32 раза! С тех пор «Аида» является любимейшим оперным спектаклем и входит в репертуар практически каждой оперной труппы во всем мире.
Сцена из оперы Аида.
И да, в честь открытия Суэцкого канала опера «Аида» всё же прозвучала… Правда почти через 150 лет. На открытии так называемого Нового Канала исправили упущение 1869 года: «Аиду» представили на открытой площадке прядом на берегу канала. Трансляция этого события велась крупнейшими телеканалами мира, а жители многих крупных городов могли наблюдать за действом на огромных экранах, установленных на центральных площадях.
Cairo Opera House в наши дни
Вот только простояло здание каирской оперы всего 100 лет – в 1971 году театр полностью сгорело. Буквально, дотла. Что было предсказуемо: здание целиком было построено из дерева, покрытого слоем алой с золотом штукатурки.
Каирский оперный театр в огне. 1971 год.
По официальной версии причиной возгорания стало короткое замыкание в электроцепи. Но была и криминальная версия возникновения пожара. Но известно, что за что за два месяца до пожара была проведена полная реконструкция электросети здания. По свидетельским показаниям Салеха Абдуна, директора оперного театра, виновники пожара – члены одного из политических движений, пытавшиеся очернить тогдашнего президента Египта Анвара Садата. Но при этом есть информация, что ещё до пожара из театра пропала раритетная мебель и люстры, а также оригинальная партитура оперы «Аида», написанная от руки итальянским композитором Верди и оригинальные костюмы к первой постановке легендарной оперы. Во время пожара сгорели картины великих художников, украшавшие стены театра, подарку от высоких зарубежных гостей, музыкальные инструменты и партитуры к операм и симфониям.
Оперный театр, построенный в XX веке по японскому проекту.
Довольно странно выглядит и тот факт, что единственной плёнкой, на которой запечатлен пожар, стали кадры немецкого фотографа, который случайно проходил мимо.
После того, как первый на африканском континенте оперный театр сгорел, в Египте не было оперного театра на протяжении долгих 17 лет.
Культурный центр Cairo Opera House в наши дни.
Новый оперный театр возвели в центре Каира на острове Гезира по японскому проекту. Былого размаха уже нет – всё по-японски минималистично, но надо отдать должное с сохранением исламского стиля в архитектуре и камерными интерьерами. И сегодня это не просто театр – а настоящий культурный центр с открытой сценой и музеем современного искусства.
Р.S В память об Исмаиле-паше, который подарил египетской столице оперу и мечтал превратить Каир в «Париж на Ниле», на площади перед театром установлен памятник и в честь его назван египетский город Исмалия.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/171023/57843/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий