Какую тайну скрывали вавилонские врата Иштар - одно из семи чудес Древнего мира




Врата Иштар были восьмыми воротами Вавилона и главным входом в этот великий город древности. Они были в высшей степени захватывающим зрелищем: золото, кирпичи, покрытые слоем ляпис-лазури и роскошные ряды барельефов. Врата выглядели так, словно полностью были сделаны из драгоценного камня. Их украшали изображения различных животных и божеств, что символизировало защиту города от любых атак. Великолепное архитектурное творение было посвящено богине Иштар и когда-то входило в число семи чудес Древнего мира. Какую тайну скрывали в себе эти величественные врата?


Символ величия Вавилона

Вавилонская империя достигла пика своего величия и могущества в VII веке до нашей эры. Она стала наследницей великой цивилизации Месопотамии, как и Ассирия до этого. Этот период историки именуют Нововавилонской империей, потому что как независимое государство Вавилон возник гораздо раньше — во время правления царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.).




Современная реконструкция знаменитых вавилонских ворот Иштар, демонстрирующая великолепие этого древнего города.

С восстановлением независимости Вавилона при Набопаласаре наступила новая эра архитектурной деятельности, а его сын Навуходоносор II (605–562 гг. до н. э.) превратил Вавилон в одно из чудес древнего мира. Именно он приказал построить ворота Иштар и при его власти столица империи стала одним из самых великолепных городов древнего мира. Также этот царь восстановил зиккурат Этеменанки (храм Мардука), а ещё ему приписывают строительство Висячих садов Вавилона, которые, как говорят, были построены для его тоскующей по дому жены Амиитис.




Снимок экрана, изображающий Врата Иштар из исторической стратегической игры O AD, разрабатываемой в настоящее время компанией Wildfire Games.

Ворота Иштар имели высоту почти 12 метров и обширный вестибюль на южной стороне. Крыша и двери были сделаны из кедра, а кирпич был облицован эмалированными пластинами из ляпис-лазури, тёмно-синего полудрагоценного камня, который с древних времён ценился за свой насыщенный цвет.

Через арку проходила Дорога Процессий, коридор, вымощенный красным и жёлтым кирпичом, длиной почти в километр. Дорогу окружали стены высотой более 15 метров. Стены украшали более 120 мозаичных изображений львов, быков, драконов и цветов, выполненных из эмалированных жёлтых и коричневых плиток, а также надписи, содержащие молитвы царя Навуходоносора главному богу Вавилона Мардуку. Этот путь вёл к храму Мардука. Каждый год статуи божеств проносились через ворота Иштар и по Дороге Процессий на празднование Нового года.




Дорога Процессий вела к храму Мардука.




Модель Дороги Процессий (Адж-ибур-шапу) к воротам Иштар в Вавилоне в Пергамском музее.


Тайны ворот Иштар

Долгие десятилетия учёные спорили о том, что же означали украшающие ворота изображения животных. За каждым из них стоит своя, захватывающая история.




Реконструкция Дороги Процессий со скульптурными львами, драконами и быками.

Тур — вымерший вид крупного дикого рогатого скота, населявший Европу, Азию и Северную Африку. Он является предком домашнего скота. Молодые быки связаны с Ададом, богом погоды в вавилонском пантеоне. Адад имел двоякий аспект: он был одновременно дарителем и разрушителем жизни. Дожди, которые он посылал, заставляли землю давать богатый урожай, а буйные ветра, символизировавшие гнев божества, приносили тьму, голод и смерть. Обычно Адад изображался с молниями, верхом на быке, или рядом с ним.




Скульптурный рельеф тура (быка) на Дороге Процессий.

Дракон (Сирруш) является символическим изображением Мардука, главного бога Вавилона. Первоначальный характер Мардука неясен, но позже он стал ассоциироваться с водой, растительностью, правосудием и магией. Согласно древней мифологии, Мардук победил Тиамат, демона хаоса и первобытную богиню океана, которая в союзе с Абзу (богом пресной воды) произвела на свет множество чудовищ. Присутствие дракона годами вызывало споры в научной среде. Мифический зверь казался неуместным рядом с реальными животными.




Дракон, символ Мардука, бога-покровителя Вавилона.

Роберт Колдевей, который открыл Врата Иштар, всегда считал, что этот дракон — это настоящее, а не мифическое животное. Он предполагал, что это игуанодон (динозавр с птичьими задними лапами).




Дракон Сирруш охранял Врата Иштар.

В целом скульптурные рельефы львов, зубров и драконов, представляющих могущественных божеств, были призваны сообщить всем входящим во врата о том, что Вавилон находится под защитой богов, и было бы мудро не бросать ему вызов.




Скульптурный рельеф льва на Дороге Процессий.

Фестиваль Акиту праздновался на протяжении всего периода Селевкидов (312–63 гг. до н.э.) и в период Римской империи. Римский император Элагабал (годы правления 218–222), который был сирийцем, даже ввёл его в Италии. Ряд современных весенних фестивалей на Ближнем Востоке копирует эту традицию. Иранцы традиционно празднуют 21 марта как Навруз («Новый день»), а Хаб-Нисан — это название весеннего праздника, отмечаемого у ассирийцев 1 апреля.

Легендарные ворота Иштар долгое время считались исчезнувшими, пока не были обнаружены между 1902 и 1914 годами Робертом Колдевеем. Этот немецкий архитектор и археолог прославился тем, что произвёл обширные раскопки Вавилона. На месте раскопок были также найдены клинописные таблички. Со временем учёные полностью восстановили высеченный на них текст, который некогда украшал ворота.




Рельеф Царицы Ночи древневавилонского периода, который часто считается одним из аспектов Иштар.

Это было посвящение царя Навуходоносора II, в котором объяснялась конструкция и назначение этого величественного сооружения:

«Я, Навуходоносор, царь Вавилона, поставленный волей Мардука, высший из князей, возлюбленный Набу, который научился принимать мудрость, который постиг своё божественное существо и почитает величие богов, неутомимый правитель, всегда заботящийся о культе Эсагилы и Эзиды, о благополучии Вавилона и Борсиппы, мудрый, смиренный, первенец Набопаласара, царь Вавилона.

Оба входа в ворота Имгур-Эллила и Неметт-Эллила становились всё более низкими. Поэтому я их снёс и заложил их фундаменты на уровне грунтовых вод, укрепил и приказал выстроить их из кирпича с синим камнем, на котором были бы изображены чудесные быки и драконы. Крышу и двери я велел сделать из величественных кедров и украсить бронзой.

Я поместил на воротах диких быков и свирепых драконов, чтобы их роскошное великолепие бесконечно удивляло всех смотрящих на них. Я построил высокий храм богу богов Мардуку и он стоит на горе, благословляя Вавилон».




Надпись царя Навуходоносора II.


Что сегодня с вратами Иштар?

Сегодня реконструкция этих ворот с использованием оригинального кирпича находится в Пергамском музее в Берлине.

На своей родине ворота Иштар реставрируются под руководством Всемирного фонда памятников (WMF) при финансовой поддержке посольства США в Багдаде. Проект, начатый в 2018 году и завершившийся в 2023 году, был призван решить проблемы с грунтовыми водами, которые разрушают каменную кладку, а также сохранить оригинальные материалы. Врата некогда самого великого и могущественного города древности будут открыты для туристов в 2024 году.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/281023/57949/

Комментариев нет:

Отправить комментарий