Что скрывает одно из самых загадочных полотен Босха - триптих «Искушение святого Антония»
Этот великий художник оставил незабываемый след в мире искусства. Его работы всегда вызывали горячие споры. Например, знаменитая картина-триптих Иеронима Босха «Искушение святого Антония» - это полотно, на которое можно смотреть часами, пытаясь постичь его смысл. Каждый штрих на этом холсте является частью глубокой визуальной истории. Таинственный сюжет, разворачивающийся на картине, а также неподражаемый символизм Босха неизменно вызывают трепет у зрителей. Какой же смысл вложил гениальный мастер в эту работу?
Иероним Босх
Портрет Иеронима Босха, Жак Ле Бук (ок. 1550 г.).
Иероним Босх, которого на самом деле звали Ерун Антонисон ван Акен, родился примерно в 1450 году в Хертогенбосе, Нидерланды. Скончался он 9 августа 1516 года. Информации о нём крайне мало. Работы мастера характеризуются детализированными темами, от религии до сюрреализма. Одними из самых известных являются: «Страшный суд» (ок. 1482–1505), «Поклонение волхвов» (ок. 1494) и «Сад земных наслаждений».
Картина Босха «Искушение святого Антония» рассказывает визуальную историю о христианском монахе, известном как святой Антоний из Египта или святой Антоний Великий. Он был знаменит тем, что жил отшельником в пустыне более 10 лет, при этом его преследовали многочисленные демоны и искушения, которые и изображены на знаменитом триптихе художника. В средние века искушения Святого Антония были частой темой в произведениях искусства.
«Искушение святого Антония», Иероним Босх (ок. 1500–1510).
Что же означает знаменитый триптих?
«Искушение святого Антония» Иеронима Босха — это картина-триптих. Она состоит из трёх панелей, которые обычно скреплены петлями или могут стоять отдельно. Одной из основных целей триптихов на протяжении всей истории было создание запрестольных образов.
На левой панели изображено множество непонятных существ и людей. На переднем плане святой Антоний в бессознательном состоянии. Его несут трое мужчин, двое из которых кажутся монахами, а другой мирянином. Они идут по деревянному мосту в правую часть композиции, которая ведёт на наземную тропу, постепенно уходящую из поля зрения зрителей.
Левая панель картины Иеронима Босха «Искушение святого Антония».
Чуть выше изображены ещё три фигуры. Они представляют собой какую-то дикую смесь животного и человека. Одна, в красном плаще, похожа на оленя, другая — похожа на птицу, а третья больше похожа на человека, на голове его митра. Он жестикулирует вытянутой правой рукой и разговаривает с двумя другими. Над этими тремя находится пещера, похожая на гигантстскую фигуру, стоящую на четвереньках. Ягодицы её обнажены, а между ног находится вход. Рядом изображено окно, откуда выглядывает ещё одно существо.
Над спиной стоящего в неприличной позе великана холм с травой, а сбоку виднеется его голова. Кажется, что он стонет или кричит, в голове его торчит стрела. Фон и верхний край полотна заполнены различными земноводными животными. Святой Антоний лежит на чём-то, напоминающем лягушку.
На центральной панели изображён святой Антоний, стоящий на коленях. Вокруг него несколько зданий и множество фигурок людей и животных, некоторые из которых выглядят как гибриды. На заднем плане разрушенная башня, внутри неё комната, где у алтаря стоит мужчина, держащий распятие и свечу. Рядом находится ещё одно здание с куполом, из которого валит дым. Соединяет их нечто вроде небесного моста.
Центральная панель картины Иеронима Босха «Искушение святого Антония».
На переднем плане земля и вода. Там плавают различные фантастические существа. Вдалеке виднеется город, который горит. На его окраине несколько лошадей бредут через мост. В небе два больших летающих корабля, а тот, что слева, выглядит полуптицей-полулодкой.
На переднем плане правой панели изображён святой Антоний, сидящий, несколько сгорбившись, на камне. В руке монах держит Библию. Он отводит взгляд от книги и смотрит в сторону зрителя. Перед святым расколотый ствол дерева и обнажённая женщина, стоящая в его проёме. На дерево накинута красная ткань, которую держит существо, похожее на амфибию. Рядом изображены ещё несколько существ. Фон состоит из нескольких зданий и чего-то похожего на город на берегу океана. Слева стоит ветряная мельница, а в небе летит рыба на которой сидят мужчина и женщина.
Правая панель картины Иеронима Босха «Искушение святого Антония».
Внешние панели картины Иеронима Босха «Искушение святого Антония» выполнены в технике гризайли с более приглушёнными монохромными цветами по сравнению с внутренними картинами. На двух картинах изображены сцены из жизни Иисуса Христа, а именно «Арест Христа» слева и «Христос, несущий крест» справа.
Внешние панели «Искушения святого Антония».
В «Искушении святого Антония» есть подразумеваемая и тактильная фактура. Некоторые из предполагаемых текстур включают более мягкие складки тканей, более твёрдые поверхности зданий и деревянного моста, а также гладкие текстуры существ и других объектов. Тактильная текстура кисти кажется гладкой, лишь в некоторых местах она несколько грубее. Однако мазки Босха создают чётко выраженную тематику на всех трёх панелях. Художник использовал здесь красивую, сияющую гамму цветов для создания живых и драматических сцен.
Текстура в «Искушении святого Антония».
Полотно состоит преимущественно из натуралистических и неправильных форм. Они не являются полностью геометрическими или абстрактными. Однако в архитектурных сооружениях центральной панели некоторые формы геометрические. На картине Босх с помощью линий искусно создаёт динамизм. Пространство наполнено фигурами и предметами, которые движутся и позволяют зрительскому взору блуждать по всему полотну. Художник создал ощущение глубины с помощью таких методов, как перспектива и масштаб, размытие и уменьшение размера объекта на расстоянии.
Геометрические фигуры в «Искушении святого Антония».
Иероним Босх создал множество потрясающих картин, на которых изображены существа, казалось бы, из совершенно другой вселенной. Он был одним из самых популярных мастеров своего времени. Также он оказал влияние на многих художников, в частности на знаменитого сюрреалиста Сальвадора Дали. Босха даже называют «праотцом» сюрреализма. Он создал огромный и странный мир, погружение в который обещает массу открытий.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/011023/57650/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий