Почему «царя четырёх стран света» считали виновником распада империи шумеров: Проклятие Аккада
Великая империя древности — Аккад и её легендарный царь Нарам-Син занимают в анналах мировой истории весьма значительное место. Его правление ознаменовало период успешных военных завоеваний, великих культурных достижений, оставивших в мировой истории неизгладимый след. Несмотря на все достижения, отношение к этому правителю у историков весьма неоднозначное. Веками его обвиняли в распаде империи, но действительно ли в этом есть его вина? Далее в обзоре — история одного из величайших царей и истинные причины упадка его империи, которые открыли древние месопотамские тексты.
Нарам-Син — последний царь Аккада?
Аккадская империя была великим и могущественным государством.
Нарам-Сина история запомнила как последнего великого царя Аккадской империи, первой великой империи древности после Шумера. Он правил с 2261 по 2224 годы до нашей эры и был внуком Саргона Великого, основателя империи. После смерти его почитали как бога, так преподносили его месопотамские мифы и легенды. Истории о его великих подвигах живы даже спустя тысячи лет. Конечно, не все эти истории были положительными. Прославило его произведение «Проклятие Аккада», где он представлен неким исчадием ада, развратным и жестоким правителем. Современные историки подвергают сомнению истинность этих рассказов, считая выдумками, неким жанром месопотамской фантастики.
Аккад на карте.
Когда дед Нарам-Сина, Саргон, скончался, то императором стал его сын Римуш. Он правил до 2271 года до нашей эры. Это был очень сложный период в истории страны. После смерти Саргона многие города подняли мятежи, а царь только тем и занимался, что их подавлял и восстанавливал порядок. Самым большим достижением Римуша стало завоевание Элама. Умер он бездетным и на трон взошёл его брат и отец Нарам-Сина, Маништусу. История повторилась вновь. Опять бунты — опять борьба.
Аккадские правители постоянно были вынуждены заниматься подавлением восстаний.
Статуя Маништусу, отца Нарам-Сина, в Лувре.
Нарам-Син сел на престол в 2254 году до нашей эры. Сразу же на него обрушились те же проблемы, что и на его дядю и отца. Однако Нарам-Син с подавлением восстаний справлялся весьма успешно. За почти четыре десятка лет своего правления он не только удержал свою власть, но и весьма значительно расширил границы империи. Его военные победы простирались до Средиземного моря и Армении.
Нарам-Син вывел Аккадскую империю на новый уровень.
Помимо описания этих побед, в различных месопотамских текстах говорится, что Нарам-Син подчинил себе некоторых шумерских правителей. Например, Лугал-ушумгал из Лагаша (часть современного Ирака) и Мескигаль из Адаба (также Ирак). Самую свою великую победу этот грозный царь одержал, когда подписал с Эламом мирный договор. Каменная стела с записью этого события гласит: «Враг Нарам-Сина - мой враг, друг Нарам-Сина - мой друг». Этот документ означал, что у Нарам-Сина был мир на его восточных границах, что позволило ему сосредоточиться на расширении своих территорий и борьбе с Гутиумом — своим главным врагом и постоянной занозой на теле Аккадской империи.
Стела аккадского царя Нарам-Сина, правителя Аккадской империи.
Этот договор также демонстрирует блестящие дипломатические способности Нарам-Сина. По его условиям царь Элама, Хита, пообещал предоставить ему свои войска и согласился поставить статуи Нарам-Сина по всему своему царству. Договор был скреплён политическим браком между Нарам-Сином и дочерью Хиты. Элам по сути стал частью Аккадской империи, а аккадский язык даже стал языком официальных документов.
Договор Нарам-Сина с Эламом.
Нарам-Син не был, как сейчас говорят, «паркетным генералом». Он всегда лично возглавлял войска и вёл их в бой. Например, стела Победы Нарам-Сина, которая в настоящее время хранится в Лувре, изображает его победу над Сатуни, царём Луллуби (ещё одного горного народа). На ней изображён Нарам-Син, лично поднимающийся на гору и наступающий на тела своих врагов.
Царь Нарам-Син, идущий по телам своих врагов.
Стела Победы Нарам-Сина.
По мере того как его империя росла, Нарам-Син пошёл по стопам своего деда, провозгласив себя «царём четырёх сторон света». Звучит весьма внушительно. Правда, на этом он не остановился. Правитель приравнял себя к божеству, равному всем остальным месопотамским богам. Это был период максимального расцвета Аккадской империи, никогда ранее она не была столь могущественной, огромной и богатой. Очевидно, такой успех вскружил голову Нарам-Сину...
Руины дворца Нарам-Сина в Телль-Браке.
Проклятие Аккада
Так почему же, несмотря на все его победы и величайшие достижения, Нарам-Сина на протяжении веков ошибочно считали царём, который был виновником упадка империи? Оказывается, всему виной литературное произведение под названием «Проклятие Аккада», которое восходит к Третьей династии Ура (около 2112 г. до н.э. – 2004 г. до н.э.). Этот текст представляет собой великолепный образец «литературы нару», в которой историческая фантастика использовалась для передачи важного религиозного или культурного послания. «Проклятие Аккада» посвящено правильным отношениям между царём и богами. Легко понять, почему авторы выбрали Нарам-Сина.
Нарам-Син, скальный рельеф в Дарбанд-и-Гауре, Копи Кошк, Гора Карадаг, провинция Сулеймания, Иракский Курдистан.
Послание повествует о том, как город Аккад (столица Аккадской империи, утраченная для истории) был разрушен богами после того, как они разгневались на аккадского царя за его нечестие. В нём говорится, что шумерский бог Энлиль (один из самых важных шумерских богов - бог воздуха, ветра и бурь) снял свою защиту с города и запретил другим богам помогать Аккаду. После этого Нарам-Син начинает молиться Энлилю, но тот медлит с ответом. В итоге царь впадает в отчаяние, собирает войско и направляет его к храму этого бога, расположенному в городе Ниппур. Он и его солдаты разрушают храм и боги гневаются ещё больше.
Навершие булавы. Надпись гласит: «Нарам-Син, царь четырёх сторон света, посвятил (эту булаву) богине Иштар в Ниппуре».
В качестве наказания боги посылают народ Гутиума, как «народ, не знающий никаких запретов, обладающий человеческими инстинктами, но собачьим интеллектом и обезьяньими чертами», исторических врагов Аккадской империи, вторгнуться на земли Нарам-Сина и опустошить его города. Это приводит к ужасному, массовому голоду. Умирает так много людей, что их тела валяются на улицах и некому их убрать. Аккад лежит в руинах, империя пала и всему виной высокомерие и гордость Нарам-Сина.
История, безусловно, весьма захватывающая и поучительная, но абсолютно ничем не подтверждённая. Нет никаких письменных и археологических свидетельств того, что Нарам-Син разрушал когда-либо храм Энлиля в Ниппуре. Историки считают, что «Проклятие Аккада» было написано в качестве предостережения. Ведь Нарам-Син действительно встал на опасный путь, обожествив себя.
Обожествление самого себя было ошибкой.
Как это часто бывает, со временем, «Проклятие Аккада» и его версия прошлого стали восприниматься как реальная история. Нарам-Син, возможно, был более чем высокомерным, но реальные археологические источники говорят, что он на самом деле был весьма набожным и выказывал уважение к богам, помещая своё изображение рядом с их изображениями в храмах, а не над ними.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как древняя Месопотамия стала колыбелью человеческой цивилизации
Смерть Нарам-Сина и падение Аккада
О смерти такой важной исторической личности, как Нарам-Син, известно крайне мало. Учёные знают, что умер он примерно в 2233 году до нашей эры, вероятно, естественной смертью, ему наследовал его сын Шар-Кали-Шарри. Царствование его тоже началось всё с тех же испытаний междоусобными войнами. Только в отличие от своих великих предков, Шар-Кали-Шарри не смог повторить их успех. Порядок удавалось поддерживать ему с трудом. Враги Аккадской империи быстро почуяли его слабость, они как шакалы сбежались на запах крови: эламиты, аморреи, гутианцы...
Вторжение гутианцев.
Гутии вторглись в страну. Они разрушали города и уничтожали всё на своём пути. Эти трагические события наложились на негативные климатические изменения и наступил голод. Одним из последних действий царя было восстановление храма Энлиля в Ниппуре, что в сочетании с вторжением гутианцев, похоже, послужило вдохновением для создания «Проклятия Аккада». После смерти Шар-Кали-Шарри распад Аккадской империи стал неизбежен. Наступили смутные времена. Все достижения великого государства были утеряны, а Нарам-Син и его могучие предки были забыты. Их имена стали легендами. Истории этих великих царей были обнаружены в руинах великой библиотеки Ашшурбанипала в Ниневии, когда она была раскопана в середине XIX века. Там было найдено свыше 30 000 текстов, которые пролили свет на все тайны древней истории.
Сегодня учёные знают, что правление Нарам-Сина было временем великих завоеваний, культурных и научных достижений. Несмотря на все недостатки правителя, этот период стал временем, когда Аккад укрепился в статусе одной из величайших империй в истории. Нарам-Син стремился вписать своё имя в историю, потому и объявил себя богом. Только это имело обратный эффект. Из-за «Проклятия Аккада» за ним закрепилась репутация царя, разрушившего собственное государство. На самом же деле к падению империи он отношения не имел. Он был великим лидером, который привёл Аккад к небывалому могуществу. И всё же история его жизни также является мощным напоминанием о том, что иногда небольшое смирение может иметь огромное значение.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/031023/57575/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий