Как художник фон Штук превратил библейские и мифологические сюжеты в символы современной жизни
Франц фон Штук был одним из самых известных художников Германии конца XIX и начала XX веков. С раннего возраста он проявлял отличные способности к рисованию, и, несмотря на своё социальное происхождение как сына мельника, был отправлен в художественную школу в Мюнхене. Там он начал проявлять интерес к декоративным эффектам и мифологическим образам, ставшими неотъемлемой частью его творчества. Спустя десятилетие после Великой войны его искусство оказалось забытым, и художник сказочных видений религиозных и классических сюжетов, жутких пейзажей и роковых женщин умер в безвестности.
Ранние годы
Слева направо: Франц фон Штук, Автопортрет, 1899 год. \ Франц фон Штук, Автопортрет в мастерской, 1905 год.
Франц, сын мельника, родился в 1863 году в идиллической южногерманской деревне Теттенвайс. Уже в юном возрасте он стал проявлять любовь к рисованию. Несмотря на своё социальное происхождение, в 1878 году он поступил в художественную школу прикладных искусств в Мюнхене, а три года спустя был зачислен в городскую академию изящных искусств. Будучи студентом, Штук, чтобы прокормить себя, работал иллюстратором для журналов и книг с современными аллегориями. В отличие от искусства, которым он известен, эти ранние проекты были выполнены в академической традиции, перенятой им во время образования.
Волынщик, Франц фон Штук, 1880 год.
Между 1882 и 1884 годами несколько рисунков Франца были опубликованы в журнале «Аллегория и эмблема». Они предвещают его отход от современной тенденции историзма и знакомят с его собственными композициями и сюжетами. Юмористический оттенок Штука прослеживается в рисунках для Karten und Vignetten, портфолио из пятидесяти дизайнов винных карт, меню и пригласительных открыток с изображением играющих мальчиков. В «Картинах и виньетках» художник также представил фигуры дионисийского Пана, фавнов и других сказочных существ, которые будут доминировать в его творчестве до конца карьеры. Вскоре отношение Франца к обучению начало полностью меняться. Он редко утруждал себя посещением Академии, предпочитая считать себя самоучкой.
Мюнхен
Страж рая, Франц фон Штук, 1889 год.
В конце 1880-х годов Франц начал движение в сторону символизма с картины «Страж рая», которую он представил на ежегодной выставке в Мюнхенском стеклянном дворце в 1889 году. Для него это было подтверждением его артистизма. Данная работа принесла двадцати шестилетнему художнику золотую медаль и крупную сумму денег, а также привлекла внимание многих критиков. «Страж рая» отошёл от искусства, предпочитаемого Академией, и от широко популярного крестьянского жанра Франца фон Дефреггера. Его нельзя было отнести ни к натуралистам, ни к пленэрам, ни к импрессионистам — всем движениям, восхваляемым мюнхенским авангардом. С этой картиной Штук приблизился к изображениям души, которые можно увидеть в работах Арнольда Бёклина и Макса Клингера, или к традиции английских прерафаэлитов. Библейский херувим, назначенный Богом охранять вход в Рай, превращается в идеал андрогинного юноши, считающегося идеальным воплощением существа, возвышающегося над человечеством. На заднем плане вспыхивают цвета, показывая Рай как неземное царство за пределами видимой реальности.
Принц искусства
Франц и Мэри Штук, автор Франц фон Штук, 1902 год. \ Фото: bing.com.
Последнее десятилетие девятнадцатого века является высшей точкой творчества Штука в мюнхенских художественных кругах. С начала девятнадцатого века Мюнхен превратился в главный художественный центр Германии. Со строительством Глиптотеки, коллекции классических скульптур, Старой пинакотеки (Old Piankothek) и Новой пинакотеки (New Piankothek) в городе появились ведущие музеи страны.
В 1892 году споры внутри Künstlergenossenschaft (Мюнхенской ассоциации художников), которая организовывала выставки в Мюнхенском стеклянном дворце, достигли кульминации, когда около ста диссидентов, включая Бруно Пиглхайна, Гуго фон Габермана, Фрица фон Уде и Франца фон Штука, откололись и основали Мюнхенский сецессион.
Самсон и лев, Франц фон Штук, 1891 год. \ Фото: fr.wikipedia.org.
1893 год стал решающим в карьере Штука. Ему не только было присвоено звание королевского профессора, но и первая выставка сепаратистов, которую поддержал принц-регент Баварии Луитпольд, имела оглушительный успех. Несмотря на это, Франц считал, что получил официальное признание только благодаря одобрению критиков его картины «Грех», выставленной на выставке Сецессиона и купленной Новой пинакотекой. В 1895 году Франц стал профессором Академии изящных искусств в Мюнхене. Будучи профессором, он формировал будущих художников-авангардистов, таких как Пауль Клее и Василий Кандинский.
Франц женился на американке по имени Мэри 1897 году и всего год спустя он приказал построить виллу, продемонстрировав свои навыки в области дизайна, скульптуры, внутренней отделки и архитектуры. Вилла наполнена символикой и работами художника, включая рельефы с изображением благочестивых процессий, ведущих в студию. Вторая мировая война нанесла ущерб дому, уничтожив многие произведения искусства.
Символизм
Тилла Дюрье в образе Цирцеи, Франц фон Штук, 1913 год, Старая национальная галерея, Берлин. \ Фото: jungewelt.de.
Работы Франца последнего десятилетия XIX века относятся к символистскому движению и его интересам к внутреннему «я». Общей темой для творчества художника и символики в целом была роковая опасная женщина. Воплощение «Греха» у Штука — парадигматический образ немецкого символизма. Чёрная змея обвивает бледную женщину, опознанную как Ева. И женщина, и животное смотрят прямо на зрителя. Ева больше не слабая женщина, поддающаяся искушению сатаны, как это обычно изображается на протяжении всей истории искусства. Она зла и обольстительна, поэтому ловко заманивает зрителя или мужчину в ловушку пристальным взглядом.
Весна, Франц фон Штук, 1902 год, Будапештский Музей изящных искусств. \ Фото: fr.wikipedia.org.
Интровертная сторона Франца раскрывается в редко рассматриваемом жанре его творчества — пейзажах. Примерно в 1890 году Франца можно было регулярно встретить в комьюнити художников в Остернберге, живописном местечке в Иннфиртеле. Именно здесь он начал создавать этюды для своего «Пруда с форелью», отражающие современные символистские тенденции. Тёмные стволы деревьев, отражающиеся в темных водах пруда, концентрические круги, создаваемые всплывающей рыбой, и мягкое свечение сумерек создают меланхоличное, слегка зловещее настроение. Мотив неподвижной воды и отражений на её поверхности ассоциируется с позитивным нарциссизмом. Точно так же, как Нарцисс, юноша из «Метаморфоз» Овидия, который склоняется над водой, чтобы слиться со своим отражением, и игнорирует внешний мир, чтобы уйти в себя, художник — одинокая фигура, погружённая в себя, в созданный им самим мир.
Скульптура
Атлет, Франц фон Штук, 1891-1892 годы.
Несмотря на то, что Франц в большей степени считался художником, он не ограничивал себя какой-либо одной средой. «Атлет» — его первая бронзовая скульптура, появилась во время визита в Рим в компании Макса Клингера, с которым он поделился идеей Gesamtkunstwerk (тотального произведения искусства). Он уже демонстрировал довольно пластичный подход к фигурам в своих картинах, так что это был естественный следующий шаг для его искусства. Линейные, контурные эффекты скульптора Адольфа фон Гильдебранда оказали огромное влияние на большую часть скульптурных работ Штука. Это также отражает его веру в возрождение классического искусства.
Слева направо: Мэри Штук, автор Франц фон Штук. \ Мэри в красной шляпке, Франц фон Штук, 1902 год, Частная коллекция, Мюнхен.
«Атлет» спроектирован таким образом, чтобы представлять разный вид с каждой стороны. Напряжение и сила мужчины, который твёрдо стоит обеими ногами на базе, чтобы противостоять весу мяча, являются результатом бесчисленных анатомических исследований. В 1900 году Франц получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за мебель для своей виллы, тем самым доказав, что он также был талантливым дизайнером. Как и в скульптуре, форма заимствована из древнегреческих образцов или других современных дизайнов. Красное кресло, вдохновлённое мебелью в форме куба австрийского дизайнера Йозефа Хоффмана, было излюбленным реквизитом для портретов Франца, особенно его жены Мэри.
Наследие
Диссонанс, Франц фон Штук, 1910 год. \ Фото: bing.com.
После окончания Великой войны и вызванного ею хаоса символистские темы конца века казались в значительной степени неуместными в мире искусства. Франц, ставший немецким «принцем искусства», согласно его похоронной речи, к концу своей жизни становился всё более изолированным и был почти забыт после своей смерти в августе 1928 года. В истории искусства двадцатого века его работы не были оценены по достоинству и были несправедливо отвергнуты как наследие прошлой эпохи. Только с повторным открытием виллы Штука в 1968 году интерес к его жизни и искусству возродился. Тем не менее в то время мнения искусствоведов всё ещё расходились относительно природы его достижений.
Афина Паллада, Франц фон Штук, 1898 год. \ Фото: wikipedia.org.
Искусство Франца, безусловно, было новаторским в том смысле, что плоские декоративные композиции и аперспективная структура его картин сыграли значительную роль в генезисе современного искусства. Его символические сюжеты были, по сути, прикрытием для изображения страстной любви или битв между полами – излюбленной темой, которая и по сей день остаётся актуальной.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/261023/57883/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий