Еще один Моне: Почему без старшего брата великого Клода Моне импрессионизма могло бы и не быть




Мы редко задумываемся о том, насколько сильно на разные события в истории искусства влияют взаимоотношения участников таких событий с родственниками и степень их поддержки семьями и ближайшим окружением. Кажется, что тот, кому было суждено создать новое направление в искусстве, создал бы его при любых обстоятельствах. Вот, к примеру, Клод Моне – основатель импрессионизма: разве могло быть иначе? Но оказывается, невидимые сквозь толщу времени родители, братья, сестры великих бывают не только дополнением к знаменитым биографиям: например, без Леона Моне и импрессионизма-то, возможно, не получилось бы.


Старший брат с «нормальной» профессией
Леон Моне, старший брат Клода, родился 14 апреля 1836 года, он был первым ребенком Адольфа и Луизы-Жюстин (урожденной Обре). Спустя четыре года в семье появился Клод. Ранние годы братья провели в Париже, а примерно в 1845 году семейство вместе с бабушкой и дедушкой Моне перебралось в Гавр, в Нормандию. Леон изучал химию, а получив образование, начал работу в химической промышленности. С 1870 года он переехал в Руан, где в 1872 году стал одним из основателей Руанского промышленного общества. В этом же году Клод Моне написал свое «Впечатление. Восходящее солнце».




Картина «Впечатление. Восходящее солнце» дала в итоге название всему новому направлению в искусстве. Источник: commons.wikimedia.org

Оба брата интересовались цветом, но если Клода занимало в первую очередь художественное его использование, то Леон экспериментировал с химической стороной. Некоторое время будущий импрессионист работал ассистентом у своего старшего брата и научился работать с синтетическими пигментами, позволяющими создать более яркие краски, чем были распространены в среде художников. Позже большинство импрессионистов использовали в работе именно эти синтетические цвета.




Леон Моне поддерживал художников и до прихода к идеям импрессионизма: слева картина Клода Моне, справа - Ренуара, обе написаны в 1860-е

Самое же главное, что Леон очень поддерживал младшего брата в его творческих поисках. Между обоими Моне существовала крепкая привязанность, основанная и на родственных связях, и на общих интересах. Поэтому когда на первой выставке Клода Моне и его единомышленников было брошено пренебрежительное «импрессионисты» («охотники за впечатлением»), за основателем нового направления в искусстве был неплохой тыл в виде поддержки старшего брата – как моральной, так и финансовой.


Законы спроса и предложения и безусловная поддержка брата
Потому что именно Леон Моне стал первым постоянным покупателем произведений импрессионистов – с 1870 года он собирал коллекцию произведений живописи, в которой главное место занимали картины последователей идей Клода и пионеры движения импрессионистов – Берта Моризо, Альфред Сислей, Камиль Писарро, Огюст Ренуар. С художниками Леон Моне связывался через своего брата. И довольно многие из картин, названия которых впоследствии окажутся на слуху у каждого любителя искусства XIX века, побывали когда-то в коллекции старшего из братьев Моне.




А. Сислей. Вид на канал Сен-Мартен. Источник: commons.wikimedia.org

Леон Моне не просто покупал картины, повышая таким образом их цену; он устраивал в Руане выставки, привлекая больше интереса к художникам-импрессионистам. Вслед за Леоном коллекционированием произведений этого направления живописи увлекся руанский промышленник Франсуа Депо, который собрал около сотни картин. Стоит ли удивляться, что спустя несколько лет импрессионизм и его основатели оказались в центре внимание французской культурной жизни?




Жан Моне на картинах отца

Леон Моне даже приобрел на аукционе два альбома Клода, один из которых брат завел, когда ему было всего пятнадцать. Позже художник оставил на них свою подпись. А Леон с 1892 года стал главой большой красильной фабрики, куда взял работать своего племянника Жана Моне, которому Клод посвятил с десяток своих картин. А вот старшего брата импрессионист изобразил на холсте лишь однажды – было это в 1874 году.


Выставка, посвященная другому Моне
Эта картина, портрет Леона, была показана широкой публике только в 2023 году – когда в парижском музее «Люксембург» состоялась выставка, посвященная старшему брату Клода Моне. Куратор выставки, Джеральдин Лефевр, немало потрудилась, чтобы раздобыть хоть какую-то информацию о Клоде, помимо сухих бюрократических фактов с цифрами. Тот, благодаря которому, возможно, и не случилось бы никакого импрессионизма, долгие десятилетия находился в тени популярности имени брата, той популярности, которую сам Леон старательно создавал когда-то.




Леон и Жан на красильной фабрике. Источник: commons.wikimedia.org

Выставка проходила весной и летом этого года, и на ней впервые были показаны и те самые юношеские альбомы Моне, и другие экспонаты, приоткрывшие завесу над личностью Леона, включая и образцы тканей, которые окрашивались по разработанным им технологиям. Лефевр пришлось и связываться с правнуками двоих Моне, и запрашивать архивы, и добиваться знакомства с произведениями из частных коллекций, чтобы отдать должное роли старшего брата Моне в истории искусства.




Портрет Леона Моне кисти его брата. Источник: google.com

Отношения между братьями серьезно ухудшились со смертью Жана Моне, которую Клод связывал с его работой на химической фабрике дяди. Леон и его семья даже не были приглашены на похороны сына художника. Скончался Леон 8 августа 1917 года в городке Маром под Руаном.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/201123/58201/

Комментариев нет:

Отправить комментарий