Вызов обществу и провокация в чистом виде: Как художник Фелисьен Ропс стирал границы и «играл» против правил




Он определённо был одним из самых ярких художников своего поколения, живописец, акварелист, дизайнер, иллюстратор и гравёр — провокатор Фелисьен Ропс добился международного признания, став одним из самых популярных и востребованных творцов Бельгии ХIХ века. Основное исследование его творчества сосредоточено на эротических аспектах, со многими стилевыми и символистскими тропами. Ко всему прочему, его работы также включают современную критику духовенства и буржуазии, литературные иллюстрации и тяготы рабочего класса.


Ранние годы



Слева направо: Портрет Фелисьена Ропса (около 1898 года). \ Фелисьен Ропс — бельгийский художник-символист.

В 1851 году Фелисьен поступил в Свободный университет Брюсселя (Université libre de Bruxelles) для изучения философии в рамках подготовки к получению степени юриста. Там он познакомился с несколькими намюрскими друзьями и завязал новые отношения, в том числе одно из важнейших - с писателем Шарлем Де Костером. Он быстро нашёл своё место среди самых активных студенческих кружков: «Общество радости» и «Кружок крокодилов», став их официальным художником и, обладая большим талантом, овладел искусством литографии. Два года спустя он поступил в «Atelier libre Saint-Luc», одно из мест встреч брюссельской богемы, где обменивался авангардными идеями. Там он познакомился с Луи Артаном, Дюбуа, Шарлем де Гру, Константином Менье и другими будущими сторонниками реализма в Бельгии.




Слева направо: Фасад дома, где родился Ропс. \ Фелисьен Ропс в своей мастерской, Поль Матей, около 1888 года.

«Я глупец, я не добродетелен, лицемерить я не соизволяю». Бельгийский художник следовал этому добродетельному пути всю свою жизнь. Его творчество и образ жизни отражают свободу духа и креативность, которые характеризуют его рисунки, гравюры и иллюстрации.

Творческий путь



Снег в Тозее, Фелисьен Ропс, 1870 год. \ Фото: media.snl.no.

Выдающийся гравёр и рисовальщик, Фелисьен запечатлел и предвосхитил женские тела с большой современностью. Отказавшись от общепринятых форматов того времени, художник создавал сцены, наполненные юмором, нежностью, дерзостью, экстравагантностью и эротизмом на радость публике. Названия его работ едва ли можно окрестить невинными, и практически каждое из них свидетельствует о богатом воображении. Ни одна тема не была запретной, ни смерть, ни Священное Писание, которые проиллюстрированы с очень необычной точки зрения святого Антония, столкнувшегося с искушением плоти.




Слева направо: Сатана сеяние, Фелисьен Ропс, 1882 год. \ Сатана сеет семена, Фелисьен Ропс, около 1872 год.

И снова Фелисьен основывает свой современный образ на уже сложившейся иконографии отшельника третьего века и тех мучениях, которые он перенёс. На типичном изображении распятия Христа заменяет и отодвигает в сторону полностью обнажённая женщина с провокационной улыбкой. Как описано в житии святого Антония, отшельник подвергается искушению дьявола различными способами, в том числе молодыми женщинами. INRI, аббревиатура от латинского словосочетания Iesus Nazarenus, Rex Iudaeorum (Иисус Назарянин, Царь Иудейский), заменяется словом EROS, обозначающим любовь, похоть и желание.




Пляж в ограблении, Фелисьен Ропс, 1886 год. \ Фото: museerops.be.

Это стандартное изображение конца века всё ещё содержит некоторую иконографию, связанную со святым Антонием, такую как рваная одежда, длинная борода, книги и свинья. Как и в другой работе художника этого периода, «Pornocratès», свинья связана с женщиной. В данном случае свинья, традиционно олицетворяющая доброту отшельника, сосредоточена на распятой женщине, демонстрируя своё подчинение ей. Наполовину скелетообразные путти, часто ассоциирующиеся с любовью, превращаются в жутких существ. Рядом с распятой роковой женщиной они, кажется, указывают на притягательную и смертоносную сторону похоти.




Слева направо: Верховный порок, Фелисьен Ропс, 1884 год, иллюстрация к одноимённому роману Жозефина Пеладана. \ Человеческая пародия, Фелисьен Ропс, около 1880 года.

Ропс жил в обществе, которое застряло в колее, где буржуазия, одетая очень прилично, проповедовала ценности, подтверждающие их принципы внешнего вида и чистоты. Он был задушен всепоглощающим конформизмом, и очень быстро его работы, особенно обнажённая натура, попытались исследовать то, что скрывается за буржуазной культурой. Фелисьен раздевал женщин не для того, чтобы запятнать их, а для того, чтобы возвысить их жизненную силу, столкнувшуюся с властью смерти и истеблишмента, ограниченного экономическими устоями и моральными или религиозными догмами. В то время интимная жизнь и эротизм были синонимом скандала из-за пуританства, навязанного ответственными лицами. Ропс же свободно использовал эту тему, отказываясь стать художником, которого терпит нетерпимое общество.




Слева направо: На обеде атеиста, Фелисьен Ропс, 1882 год. \ Сфинкс, Фелисьен Ропс, 1882 год.

В июне 1857 года Фелисьен женился на Шарлотте Полет де Фаво, дочери судьи Намюрского суда, которую он знал ещё с университетских времён. Супруги жили то в Намюре, Брюсселе, то в замке Тезе, недалеко от Метте, поместье, которое Шарлотта унаследовала после смерти одного из своих дядей. Фелисьен не теряя времени даром, воспользовался этим большим поместьем, чтобы пригласить в свой дом многих художников и друзей, в частности Шарля Бодлера, с которым Ропс больше всего хотел встретиться, поскольку и тот, и другой разделяли особую любовь к скелетам. Что касается поэта «Цветов зла», то в письме Эдуарду Мане он объяснил: «Фелисьен — единственный настоящий художник, которого я встретил в Бельгии». Эти двое встретились в Намюре в апреле 1864 года, и их встреча привела к большой дружбе, основанной на взаимном восхищении.


Наследие



Слева направо: Иллюстрация из книги Октав Юзаны, Фелисьен Ропс. \ За кадром, Фелисьен Ропс, 1878-1880 годы.

Знакомство Фелисьена с парижской жизнью восходит к его встрече с журналистом и писателем Альфредом Дельво в начале 1860-х годов. Именно Альфред представил Фелисьена редактору Огюсту Пуле-Малассису в Париже в 1863 году. Он доверил гравёру множество проектов. В основном это были иллюстрации к непристойным произведениям. В Париже Ропс вращался в кругах художников Café Guerbois и Café Larochefoucauld. Ко всему прочему, Фелисьен был принят Виктором Гюго, а также произвёл неизгладимое впечатление на многих сверстников своей обширной культурой и потрясающей памятью. В 1866 году Пуле-Маласси опубликовал «Обломки» (Les Epaves), сборник подвергнутых цензуре стихотворений из «Les Fleurs du Mal». Фелисьен создал для него фронтиспис и оформил La Mort au bal (Смерть на балу), La Mort qui danse (Танцующая смерть) и другие сифилитические смерти в том же «бодлеровском мире грёз». Он также проиллюстрировал крупное произведение бельгийской литературы на французском языке: «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гедзаке» своего друга Шарля Де Костера.

Фелисьен окончательно обосновался в Париже в 1874 году, где жил с Орели и Леонтиной Дюлюк, с которыми познакомился шестью годами ранее. У него было много любовниц, но сохранились только его отношения с этими двумя сёстрами-портнихами. Он продолжал иллюстрировать работы Жюля Барбе д'Оревильи, Жозефена Пеладана, Фелисьена Шампсаура и Стефана Малларме. В 1882 году Фелисьен создал впечатляющую серию «Les Sataniques» («Сатанинские»): пять акварелей, прелюдию к серии гравюр с текстами художника, прокомментированными Жорис-Карлом Гюисмансом. Жозефен Пеладан описывает их как поэму об одержимости женщины дьяволом, в которой Ропс возвышает себя до статуса Дюрера, в то же время, более чем когда-либо, продолжая оставаться Ропсом.




Слева направо: Искушение святого Антония, Фелисьен Ропс, 1878 год. \ Дама с марионеткой, Фелисьен Ропс, 1885 год.

Его работа «Порнократия» устроила скандал на двадцатой выставке в 1886 году, вызвав у критиков и публики недоумении и пересуды. Ретроспектива его работ была запланирована на 1896 год в отеле Друо, одновременно с публикацией специального выпуска, посвящённого ему журналом «La Plume». Фелисьен, чьё здоровье ухудшалось, всё чаще работал в мирной атмосфере «Полумесяца», своего поместья в Эссоне недалеко от Парижа. Там он посвятил себя своей страсти к ботанике и создал новые сорта роз. Живопись была для него убежищем. Он умер двадцать третьего августа 1898 года в своём поместье в окружении Леонтины, Орели, своей дочери Клэр и самых близких друзей.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/011123/57852/

Комментариев нет:

Отправить комментарий