Какие тайны хранит найденная недавно «Мария Магдалина» кисти Рафаэля, и Почему вокруг неё разгорелись споры




Уходящий год вернул человечеству несколько шедевров, которые казались пропавшими. Среди них и эта удивительная картина. Знатоки пока еще спорят, но, похоже, обнаружено ранее не известное произведение Рафаэля Санти, произведение уникальное, несмотря на свое сходство с другим, вышедшим из мастерской еще одного выдающегося художника Возрождения. Как создавалась таинственная «Мария Магдалина» кисти Рафаэля и почему долгое время была лишена заслуженного внимания ценителей?


Другая Мона Лиза?
Прекрасное лицо, запечатленное на доске из тополя размером 34 на 46 см – лицо, как считается, Кьяры Фанчелли, с которой и создавался образ христианской святой Магдалины. Кьяра была супругой Пьетро Перуджино, тоже итальянского художника, учителя Рафаэля. Портрет был написан в то время, когда совсем молодой Рафаэль только начинал свой путь в живописи – еще во многом повторяя стиль и технику своего наставника, но уже пробуя свой собственный язык живописи.




Рафаэль уже в юности не ограничивался простым копированием работ учителя. / Фото: worldart.news

Долгое время была известна «Мария Магдалина» самого Перуджино – картина из дворца Питти во Флоренции. На ней тоже, разумеется, запечатлена супруга художника. А вот то произведение, которое произвело впоследствии сенсацию, будучи объявленным творением Рафаэля, одна из лондонских галерей продавала как картину «с не слишком впечатляющим происхождением». Картина приписывалась кисти неизвестного ученика да Винчи и была поэтому выкуплена за скромную цену в 30 000 фунтов стерлингов.




Автопортрет Пьетро Перуджино и автопортрет Рафаэля

Тут стоит упомянуть, что в 2012 году, например, рисунок Рафаэля Санти «Голова молодого апостола» получила на аукционе цену в тысячу раз больше – 30 миллионов фунтов. Галерея, таким образом, серьезно прогадала в отношении «Марии Магдалины», зато покупатель, французский коллекционер, чье имя не называется, был счастлив; кстати, он настаивает на том, что поразившая его картина должна быть выставлена в музее.

Изучение найденной картины
Понадобилось серьезное исследование найденного произведения – и весьма уважаемые эксперты из мира искусства принялись за дело. 17 сентября на международной конференции под названием «Идеальная красота. Видение совершенства Рафаэлем Санти» о «Марии Магдалине» было объявлено на весь мир. Анализ самой картины и стиля работы художника показал, что это, скорее всего, действительно работа Рафаэля.




Магдалина Перуджино (слева) и Рафаэля (справа)

Не только пропорции, композиция, но и методы нанесения красок говорили о том, что картина написала юным Рафаэлем. С помощью инфракрасной рефлектографии было установлено, что художник прибегал к технике спольверо, к которой художник прибегает, чтобы перенести на холст контуры подготовительного рисунка. «Нижние рисунки», нанесенные древесным углем, помогали в создании произведений и Леонардо да Винчи (следы найдены и при изучении знаменитой «Джоконды»). А вот Перуджино спольверо, как считается, не применял.




К спольверо - технике перенесения на холст наброска - прибегал Леонардо да Винчи. / Фото: commons.wikimedia.org

Почему оба художника написали изображение Магдалины с жены Перуджино – неизвестно. По словам Джорджо Вазари, художника и писателя Возрождения, Рафаэль в юности быстро развивался как живописец, принимался за копирование картин Перуджино и представлял на суд учителя произведение, которые было не отличить от оригинала. В этой же картине, по словам уже современного знатока итальянских творчества итальянских мастеров Аннализы ди Марии, хорошо видно, как Рафаэль из Урбино освобождается от стиля Перуджино и начинает говорить на собственном «языке».

Выпускная работа?
Результаты исследования картины были опубликованы группой искусствоведов в статье «Магдалина Рафаэля, или когда ученик превосходит учителя». Гармоничная, утонченная, с явными признаками влияния да Винчи, работа Рафаэля выигрывает у похожего произведения кисти Перуджино. Бросающееся в глаза различие между изображениями состоит и в узоре на лифе платья Магдалины: в версии учителя там – надпись «Maria Magdalena», в варианте ученика – ромбовидный орнамент.




Магдалина кисти Пьетро Перуджино и Мадонна работы Рафаэля

Работы Перуджино и Рафаэля бывали чрезвычайно похожи между собой, похожи изображенные на них персонажи – по типам лица, по типам фигур, по типам красоты. Однако Рафаэль умел добиваться большей гармонии – в том числе и благодаря правилу «золотого сечения», которое применял Леонардо да Винчи, а Рафаэль внимательно воспроизводил в своих работах. Картина «Мария Магдалина» датирована 1504 годом. Примерно с этого времени Рафаэль начинает свой самостоятельный творческий путь, увы, недолгий: в 37 лет, уже в 1520 году, художник не стало.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/241223/58572/

Комментариев нет:

Отправить комментарий