Как Лувр продал иностранцу, а потом спасал самый дорогой натюрморт с земляникой придворного художника XVIII века




Жизнь французского художника Симеона Шардена была тесно связана с Лувром – во дворце он жил, работал, пользовался покровительством самых могущественных меценатов, там и умер. А еще Лувр, теперь уже музей, а не место размещения королевского двора, гордится тем, что владеет 41 картиной этого выдающегося мастера XVIII века. Правда, это ненадолго – в ближайшее время в число экспонатов войдет сорок вторая, выхваченная буквально из рук иностранного покупателя: Франция решила, что отдать картину она не может.


Лучший французский мастер натюрмортов
Жан-Батист Симеон Шарден прожил долгую жизнь. Родился он в 1699 году во французской столице в семье ремесленника. В детстве он брал уроки рисования и рано обнаружил талант к натюрмортам. Благодаря нескольким особенно удачным работам Шарден оказался в поле внимания членов Королевской академии и придворных художников. Но куда важнее оказалось понравиться другому покровителю – маркизу де Вандьеру, который приходился, ни много ни мало, братом мадам де Помпадур, что тоже знала толк в искусстве.




Обычные предметы, собранные в идеально гармоничную композицию - такими делал свои натюрморты Шарден

Карьера Шардена складывалась удачно – он был востребованным и уважаемым мастером, переехал в квартиру, которую ему выделили, по протекции Вандьера, в галереях Лувра, и принялся, помимо собственно работы в студии, исполнять ряд обязанностей по части организации салонов Академии. Что касается натюрмортов – художник не концентрировал внимание лишь на них, и из-под его кисти вышло много портретов и жанровых сцен.




Шарден работал в разных жанрах

«Натюрморт с земляникой» был впервые представлен широкой публике в 1761 году, когда появился в рамках Парижского салона на экспозиции все в том же Лувре. Впоследствии картина оказалась в собственности знаменитого коллекционера той эпохи по фамилии Марсильи; вместе с другими произведениями искусства холст передавался по наследству на протяжении веков. А в 2022 году «Натюрморт с клубникой» побил рекорды стоимости на аукционе: за работу Симеона Шардена было выручено более 24 миллионов евро. Но покупателю картина так и не досталась.

Национальное достояние
В марте прошлого года на площадке Artcurial состоялись торги, по результатам которых этот натюрморт Шардена был продан за внушительную сумму. Покупатель действовал через агента, но не скрывал себя – новым владельцем картины должен был стать техасский художественный музей Кимбелла в Форт-Уэрте. Оказалось, правда, что Франция совершенно не готова распрощаться с картиной Шардена и отправить ее за моря. По инициативе ряда лиц, прежде всего руководства Лувра, была запущена процедура присвоения «Натюрморту с земляникой» статуса «национальное достояние».




Натюрморт с земляникой. Источник: commons.wikimedia.org

Так был бы законным образом реализован запрет на вывоз произведения. Спустя некоторое время просьба была удовлетворена, и для французских ведомств стартовал срок в 30 месяцев, в течение которых картину требовалось выкупить. Сумма оказалась максимально высокой и для произведений Шардена, и вообще для картин французских художников XVIII века – 24,38 миллиона евро. Зато на вывоз натюрморта был наложен запрет – несмотря на уже состоявшуюся продажу.




По инициативе главного французского музея картину было решено признать национальным достоянием и выкупить у прежнего владельца. Источник: google.com

Лувр выступил с официальным заявлением и объявил о сборе средств для покупки натюрморта. Две трети суммы предоставила компания LVMH, еще несколько миллионов – группа состоятельных меценатов. Но и простым французам представилась возможность поучаствовать в сохранении культурного наследия страны, тем более, что речь идет о самом, как утверждается, выдающемся произведении художника.

Самое ценное изображение земляники
«Натюрморт с земляникой» – небольшой, 38*46 см, холст, единственная картина Шардена с этими ягодами, но неоднократно воспроизведенная потом в творчестве художников XIX века. Симеон Шарден стал в своем роде вдохновением, ориентиром для импрессионистов – работая над картиной, он не смешивал масляные краски на палитре, а мазки разных цветов наносил сразу на холст. Благодаря этой технике получалась как будто мозаика, в которой все части были взаимосвязаны. Как и в других произведениях художника, предметы на холсте объемны и как будто выступают вперед из некоего таинственного полумрака.




Идею с ягодами спустя полтора века подхватили импрессионисты. Источник: google.com

Композиция проста – горка земляники в форме конуса, в корзине, стакан воды, персик, две вишни и две белые гвоздики. Ничего лишнего, чрезмерного – завершенный и идеально сбалансированный ребус от художника. Последние годы жизни, продолжая совершенствовать искусство штриховки, игры оттенков, Симеон Шарден рисовал пастелью. К тому же, здоровье уже не позволяло заниматься масляной живописью. Художник скончался в своей квартире в Лувре в 1779 году, в 80-летнем возрасте.




Автопортрет и портрет жены художника, написанные незадолго до его кончины
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/021223/58309/

Комментариев нет:

Отправить комментарий