Греки оказались весьма находчивы в своей идее изобразить Победу в виде
крылатой женщины. Сегодня этот образ известен всему миру.
Великолепная Ника Самофракийская, древнегреческая мраморная
скульптура богини Победы – один из ценнейших экспонатов Лувра.
Она была найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле
1863 года французским консулом и археологом-любителем Шарлем
Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию. В настоящее
время Ника Самофракийская находится на лестнице Дару галереи Денон в Лувре.
Статуя сделана из парийского мрамора, корабль — из серого лартийского мрамора
(Родос), правое крыло — гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи
отсутствуют.
Крылатая Ника одна из прекраснейших статуй эпохи эллинизма.
Скульптура богини победы была воздвигнута на острове Самотраки в память морской
победы греков над флотом сирийского царя. Фигура богини стояла на высокой
отвесной скале над морем на пьедестале в виде носа боевого корабля. Могучая и
величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом
движении вперед. Уверенный шаг богини и гордый взмах крыльев рождают чувство
торжествующей победы.
Она разная, в зависимости от того, откуда на нее смотришь, но всегда –
летящая, крылатая Ника. К сожалению голова и руки статуи найдены не были. Но
зато как прекрасно то, что, к счастью, нашлось! Мастер дает почувствовать дующий
навстречу Нике шквальный морской ветер, сильные порывы которого волнуют складки
одежды богини, обрисовывают прекрасные формы ее фигуры и заставляют вихриться
край ее плаща. Морская стихия, сильный ветер, огромные просторы нашли воплощение
в пластических формах статуи.
Чтобы хорошо и правильно рассмотреть Нику Самофракийскую,
приблизиться к ней надо не спеша, и, не отрывая взгляда, обойти справа и слева.
Если позволяет время, к ней следует вернуться вечером и вновь полюбоваться ею.
Под действием сильных прожекторов мрамор начинает светиться и приобретает
удивительную прозрачность.
Ни одно из произведений античной скульптуры не производит более сильного
впечатления. Ника кажется прекрасным символом устремленности человека в будущее.
Это впечатление усиливается оттого, что статуя прекрасно экспонирована. Она
стоит одна на лестничной площадке, на фоне аскетически голой стены. Размеренно
поднимаются к ней широкие, спокойные ступени. Люди около Ники кажутся
маленькими. Богиня парит над ними и в то же время устремлена к ним. Она
возвещает о победе и сама является ее вдохновенным олицетворением.
Как же изобразил древний скульптор богиню победы? Крылатая Ника как будто
только что опустилась на нос корабля и еще полна порывистого движения. Особенно
ощущается оно при взгляде на статую справа. Легкая ткань приподнимается на
высокой груди, чуть ниже почти вплотную облегает тело, подчеркивая его
стройность. Вокруг бедер складки хитона начинают круглиться, набегать друг на
друга и, наконец, неистово устремляются вдоль отставленной назад ноги. Им вторят
крылья, развевающийся плащ. Еще мгновение, и Ника вновь полетит – такое же
чувство испытываешь, когда музыка постепенно начинает нарастать и замирает на
очень высокой ноте. Когда стоишь прямо перед Никой, впечатление меняется. В
статуе больше покоя, уравновешенности, но динамика не исчезает — свежий ветер
отбрасывает назад непокорные складки одежды, колышет их. Ника готова в любую
минуту взмахнуть могучими крыльями.
Купить копию скульптуры Ника (Богиня Победы) можно в компании www.stone2art.ru
ОтветитьУдалить