Трагедия жизни, творчества и любви маленького гения.
Рожденный в семье знатных аристократов Анри де Тулуз-Лотрек, волею судьбы был выброшен за борт нормальной жизни, на самое ее дно. Это было и спасением маленького гения и его гибелью, его успехом и позором. О драматической судьбе гениального французского художника 19 века, о его незаурядном таланте живописца, возведшем рекламу в ранг высокого искусства, об маленьком человеке, покорившем мир своим твердым характером и жизнелюбием далее - в обзоре.
Трагедия жизни маленького гения
Анри за мольбертом.
Анри де Тулуз-Лотрек, французский живописец, рисовальщик, литограф. Рожден был в 1864 году в одной из древнейших аристократических семей Франции, родители которого друг другу приходились кузенами, что генетически вело в их роду к рождению неполноценного потомства. Мальчуган с самого рождения рос слабым, хрупким, и больным.
В 13-летнем возрасте Анри, упав с лошади, сломал левую ногу, а через год, все при тех же обстоятельствах - правую. Кости срослись, однако прекратили свой рост и Лотрек как бы застыл в развитии на отметке 150 сантиметров. Эта проблема со здоровьем невероятно расстроила его отца, надеявшегося на то, что когда его сын вырастет и возмужает, они вместе будут ездить на охоту, бывать в обществе дворян, развлекаться с женщинами. Не оправдав надежды графа, сын в своей семье чувствовал себя изгоем.
Портрет Анри Тулуза-Лотрека. Автор: Джованни Болдини.
Голова Лотрека и кисти рук были непропорционально велики, а ноги очень короткими с маленькими ступнями. Чрезмерно большой череп Анри скрывал под черным котелком, неизменным почти на всех фотографиях, а увесистую челюсть прятал за густой бородой. Гардероб Лотрека состоял из неизменных мешковатых брюк и длинного пальто. А еще неизменным атрибутом в его руках была изогнутая бамбуковая трость.
Анри Тулуз-Лотрек. Фото.
Судьба приготовила Анри незавидную участь, ему изо дня в день приходилось доказывать, что он такой же, как и другие: ничем не хуже, а во многом даже лучше. И, что он также имеет право на счастье. Но, как оказалось, никому это не было нужным. И Анри ничего не оставалось, как пуститься во все тяжкие: пристрастившись к алкоголю, он опустился на самое "дно парижской богемной жизни", где имея деньги, можно было купить все что угодно, в том числе и любовь. И эта жизнь ему пришлась вполне по вкусу.
Автопортрет.
В 19-летнем возрасте Лотрек стал постоянным обитателем Монмартра и публичных домов и полностью посвятил свою жизнь живописи и наблюдениям за ночной жизнью Парижа, где его знала "почти каждая собака". Все естество Тулуза-Лотрека искало веселья, радости и праздника, одним словом, то чего ему не хватало в своей семье, он нашел мире, свободном от предрассудков и сверкающем весельем, в мире, пленившем и приютившем колченогого карлика. В нем Анри и проживет практически до конца своих дней.
Любовь и страдание Анри
Ко всем недостаткам и достоинствам Лотрека, он хотя и был маленького роста, но у него был необычайно большой половой орган. Он сам называл себя "кофейником с очень уж длинным носиком". Он вел беспорядочную половую жизнь со своими натурщицами, в частности, с Мари Шарле, молодой авантюристкой, которая и разносила слухи о необычных сексуальных достоинствах Анри. Среди обитательниц Монмартра он пользовался немалым успехом, так как был с ними обходителен, нежен и заботлив. Он без стеснения приглашал девушек из борделей в театры, прогуливался по ночным парижским улочкам, дарил подарки. Даже страстно влюблялся в танцовщиц, проституток и прачек. За свою безумную любовь к женщинам Анри даже получил прозвище «горбатого донжуана». Однако не об такой любви мечтал Анри…. Всю свою жизнь он так надеялся, что кто-нибудь полюбит его по-настоящему таким, каким он есть.
Живопись Анри де Тулуз-Лотрека.
И один раз, казалось, судьба улыбнулась Анри. Он встретил девушку своего круга, с чистой душой и сердцем ангела по имени - Алина. Лотрек бросил пить и кутить, даже сделал ей предложение. Но чуда, увы, не случилось. Шокированные родители девушки вернули ее в монастырь, где та воспитывалась до недавнего времени… Тузлук понял, что не дано ему судьбой тихое семейное счастье.
Пастель Анри де Тулуз-Лотрека.
И Анри продолжал наслаждаться легкостью, молодостью, силой и красотой людей, окружающих его на Монмартре. Разнузданное веселье, простые вульгарные развлечения были по нраву Лотреку. Всем усилием своей воли Лотрек делал вид, что ему безразличны и косые взгляды, и сострадание, и презрение окружающих.
Женщина в корсете.
Спасение в искусстве
Анри Тулуз-Лотрек. Фото.
Лишившись возможности жить обычной жизнью аристократа, Анри посвятил всего себя рисованию и живописи, она стала его спасением. Он с детских лет удивлял родных своими рисунками, и ему пророчили судьбу художника. Первые азы он получил в студии художника-анималиста Рене Пренсто, знакомого отца.
В 1885 году Анри окончательно переехал на Монмарт, где в тиши маленькой мастерской он рисовал как одержимый. Лотреку импонировала смелая, выразительная угловатость произведений Дега и стиль японских гравюр, в них он черпал свое вдохновение. А со временем он создал свой оригинальный и неповторимый почерк.
Монмартр в те годы был практически центром парижской художественной жизни. Поэтому Анри здесь находил сюжеты для своего творчества: быт парижской богемы, кабаре и танцзалы, танцовщицы, актрисы и проститутки.
Ла Гулю с двумя подругами в Мулен Руже. (1892).
Пастель Анри де Тулуз-Лотрека.
Как-то судьба его свела с Ван Гогом, они стали друзьями. Два отверженных человека непростой судьбы, два великих постимпрессиониста познакомились в ателье Кормона. Оба обладали бурным темпераментом и огромным запасом творческой энергии. Однако на этот мир они смотрели по-разному: Винсент стремился любить и сопереживать, а Анри был холоден и отстранён, лишь наблюдал за происходящим. Перед гибелью Ван-Гога Лотрек напишет пастелью его портрет, где Винсент запечатлён в профиль, сидящий в одиночестве в кафе, наедине со своими мыслями.
Портрет Ван Гога
Живя среди изгоев общества, Лотрек любил наблюдать за лицами женщин, излучавших то грусть, то восторг, а то печаль или безразличие. С большим интересом художник рисовал совсем юных и уже увядших женщин с помятыми лицами, припухшими веками, усталым ртом. Анри никогда не приукрашивал своих моделей, даже иногда изображал их в весьма грубой манере, искажая до неузнаваемости. И, когда его спрашивали, почему он уродует женщин, отвечал: "потому, что они уродливы".
Он не мог простить ни природе, ни людям свое уродство. Он своим творчеством мстил всем, изображая своих моделей в гротескном виде, часто с едкой иронией. Хотя Анри и был всегда в центре внимания любых сборищ, но оно было таким для него обидным… Не о такой славе ему мечталось.
Анри Тулуз-Лотрек
Среди его работ знаменитая серия картин на темы, связанные с парижскими публичными домами и жизнью их обитательниц, одна из которых и "наградила" любвиобильного карлика сифилисом.
Пастель Анри де Тулуз-Лотрека.
Жанна Авриль. (1893).
Поцелуй.
Сидящая танцовщица в розовом трико.
Пастель Анри де Тулуз-Лотрека.
Взлет рекламной карьеры
Тулуз-Лотрек был одним из первых высококлассных художников, серьезно занявшимся созданием афиш, ему удалось поднять жанр рекламного плаката до уровня высокого искусства.
Афиша Мулен Руж.
Как-то хозяин Мулен Руж, будучи на грани разорения, повелся на уговор Анри, заключающийся в том, что тот сделает рекламу его заведению. И когда хозяин, спустя время, увидел творение Анри - пришел в полный ужас. Однако афиша сработала как бомба, она никого не оставила равнодушным. Популярность Мулен Руж взлетела до небывалых высот. Художники назвали ее «Творением Дьявола, призванным погубить живопись». В одночасье к Лотреку пришла популярность и слава, к нему начали выстраиваться в очередь звезды и знаменитости за подобной рекламой.
Афиши Тулуз-Лотрека.
Художник стал необычайно знаменит и востребован во многих сферах. Пошли заказы на иллюстрации для переплетов, он рисовал комиксы, и создавал витражи. Его приглашали на выставки в Лондон и Брюссель.
Очередной удар судьбы
Наконец-то Лотрек получил от судьбы маленький подарок - искреннее признание, но счастье маленького гения оказалось недолгим. Одухотворенный успехом, Анри в 1893 году в Париже открыл первую персональную выставку своих живописных работ. Увы, приговор общественности был жесток: «Грязные работы похотливого карлика, не имеющие ничего общего с искусством». Для Анри это был удар ниже пояса. Он уже привык к восхищению, которое вызывали его афиши. А мир, как оказалось, не простил его стремления быть свободным от предрассудков и правил. «Мои картины не грязные,- говорил он,- они - правдивые, а правда иногда безобразна».
Анри Тулуз-Лотрек. Фото.
Но самое страшное для Анри было то, что родители и близкие считали, что он опозорил их род. Когда у его матери однажды спросили, какой ее любимый художник: «Только не мой сын»,- ответила графиня. Она, как и многие другие, вообще не считала его художником. Ну что тут скажешь, когда даже самый близкий человек не смог понять Анри. Да и родной дядя, который при свидетелях сжег 8 картин племянника со словами: «Этот недостойный мусор не будет позорить наш дом»... И это был человек, который поддерживал Лотрека в занятиях живописью с самого детства. Это он подарил ему первую коробку красок, это с ним они обсуждали планы на будущее. И что уж говорить об остальных...
«Я пародия на человека, естественная реакция на которого - смех». У Лотрека уже не было иллюзий, и он опускался все ниже и ниже. Он не просил о помощи - это было равносильно - признать свое поражение. Он перестал рисовать…
Портрет матери художника.
Маленькому гению была предназначена участь многих гениальных людей – жизненный путь длиною в 37 лет. Он умер на руках своей матери в 1901 году от алкоголизма и сифилиса, истощивших его организм.
Родители, чтобы спрятать позор семьи, собрали и спрятали все рисунки и картины Анри в родовом замке. Однако прошло некоторое время и мир осознал, что Анри довел презренную рекламу до высочайшего уровня искусства. А его картины в наши дни продаются за миллионы долларов.
Прачка.
Так, полотно "Прачка", написанное Тулуз-Лотреком в 1886-1887 годах, продано на нью-йоркском аукционе Christie's за 22,4 миллиона долларов. Это - рекорд для картин художника.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/140618/39280/
Комментариев нет:
Отправить комментарий