Иоганн Мельхиор Динглингер - самый прославленный немецкий мастер-ювелир начала XVIII столетия. Одно из его творений, посвященное сказочно богатой Индии, признано настоящим сокровищем, подобного которому не создавалось ни до него, ни после. Отличительной особенностью работ этого знаменитого мастера, помимо утонченного, изысканного стиля и умелого сочетания самых разных материалов - драгоценных металлов, камней, кости, эмалей, является поражающая воображение тончайшая виртуозная проработка всех деталей.
Портрет Иоганна Мельхиора Динглингера. Художник Георг Фридрих Шмидт
Будучи родом из семьи ювелиров, Динглингер (1664-1731) с детских лет приобщился к фамильному ремеслу. Освоив азы профессии, он продолжил оттачивать свое мастерство в таких традиционных центрах, как Аугсбург, Нюрнберг и Вена. После этого отправился в Дрезден, где в 1693 году вместе с двумя младшими братьями открыл собственную ювелирную мастерскую, и дела у них пошли неплохо.
Творческие годы Динглингера пришлись на период расцвета стиля барокко, отличающегося необычайной пышностью. Правители разных мастей соревновались в роскоши и богатстве, стремились окружить себя весьма дорогостоящими и затейливыми вещицами. Многие знаменитые ювелиры того времени, в том числе и Динглингер, трудились над украшением жилищ богатых особ, изготавливая для них всевозможные сервизы, вазы, табакерки, статуэтки…
В 1698 году Динглингера, к тому времени уже довольно успешного мастера, пригласил в качестве придворного ювелира курфюст Саксонии и король Польши Август II Сильный (1670–1733).
«Король Август II». Луи де Сильвестр. 1718.
На протяжении многих лет Динглингер, пользующийся благосклонностью короля, создавал для него настоящие шедевры.
Август II жил в одно время с Петром Великим, был его союзником в Северной войне и не без помощи Петра стал королем Польши. Оба эти правителя славились необычайной физической силой, за что Август и получил прозвище «Сильный». Король обожал красивую жизнь, его двор отличался необычайной роскошью, а творения Динглингера идеально вписывались в интерьер, придавая ему еще большее великолепие.
Золотой кофейный сервиз
Золотой кофейный сервиз
Одна из замечательных работ мастера, выполнена в 1697-1701 годы. Современники так отзывались об этом сервизе: «исключительно дорогой, сделанный из золота и украшенный более чем 5600 бриллиантами и драгоценными камнями, состоящий из сорока пяти предметов, в том числе золотой кофейницы с фантастическими портретами на эмали и редкостной работой по украшению бриллиантами». Сервиз в собранном виде представляет собой четырех-ярусную пирамиду высотой около метра. Возле каждой чашечки – фигура греческого бога или богини. Тщательным образом прорезаны их лица, волосы, складки одежды, а также все мельчайшие детали орнаментов – перышки у птичек, чешуйки у рыб, колоски в снопах.
Золотой кофейный сервиз
Фигурная композиция «Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого Могола Ауранг-Зеба»
Двор Великого Могола Ауренг-Зеба
В те годы умы европейских правителей будоражили слухи о несметных богатствах Индии, о необыкновенной пышности и великолепии двора восточных правителей. Август Сильный мечтал видеть великолепие, весь блеск индийского двора реально, и Динглингер взялся воплотить эту его мечту.
А поскольку ни сам мастер, ни курфюст никогда в Индии не были, Динглингеру пришлось для достоверности изображения изучить большое количество материалов, связанных с Индией.
Для создания задуманного небывалого для Европы произведения за основу было взято торжество при дворе в честь дня рождения Великого Могола, длившееся обычно пять дней. Создавалось это чудо в течение семи лет, и трудился над ним не только сам Динглингер, но также двое его братьев и еще 14 подмастерьев. И, наконец, перед изумленными зрителями предстал сказочный ансамбль во всем своем великолепии - в блеске золота и серебра, украшенный эмалями и усыпанный драгоценными камнями. Работа невероятной красоты и размаха, ничего подобного не было создано ни до, ни после нее. У каждой фигурки на этой композиции – свое лицо, своя поза и даже свой уникальный рисунок на халате. Но поскольку богатства саксонского двора значительно уступали богатству Великих Моголов, Динглингер ограничил размеры своего ансамбля – 142x114 см.
Двор Великого Могола Ауренг-Зеба
Фрагменты из "Двора Великого Могола Ауренг-Зеба":
Фрагмент. Могол восседает на троне
Фрагмент. Могол восседает на троне
«Купальня Дианы»
При создании этой вазы Динглингер использовал сюжет известного мифа. Купающаяся богиня расположена наверху, а в основании вазы - голова оленя и собаки. В оленя стыдливая Диана превратила охотника Актеона, случайно увидевшего, как она купается, после чего собственные собаки его растерзали.
Купальня Дианы. 1705 г. Высота 38 см Мастер И. М. Динглингер, фигуры из слоновой кости — Б. Пермозера. Золото, серебро, эмаль, алмазы, халцедон. Дрезден. 1704 г. Высота 38 см.Германия, Дрезден. Музей «Грюнес Гевёльбе» - «Зелёные Своды»
Купальня Дианы. Деталь
«Обелиск Августа»
Очень сложная по обилию деталей работа высотой около 2,3 м.
«Обелиск Августа» работы И. М. Динглингера. 1721 г. Высота 2,3 м, Дрезден
Картуш с портретом Августа Сильного на медальоне. Часть «Обелиска Августа» работы И. М. Динглингера Высота 22,5 см. Дрезден
«Мавры»
В начале XVIII века в моду вошли небольшие статуэтки, инкрустированные драгоценными камнями, так называемая «галантерея» (Galanterien). Несколько таких статуэток изготовил и Динглингер. Называл он их маврами, однако, это не совсем верно. Судя по одежде и украшениям, они больше похожи на американских индейцев, нежели на африканских мавров. Но под такими названиями эти работы уже вошли в различные каталоги и поэтому менять названия не стали.
«Мавр с изумрудным штуфом». Грушевое дерево, высота 64 см, изумруды, рубины, сапфиры, топазы, гранаты, альмандины с использованием деталей из черепахового панциря. 1724 год. Иоганн Динглингер и Бальтазар Пермозер
Два мавра с верблюдом. Мастера Б. Пермозер и И. М. Динглингер. Золото, эмаль, алмазы, рубины, эбеновое дерево, слоновая кость
Полюбуемся еще на некоторые работы этого талантливого мастера:
Барка на Ниле со священным быком Аписом. Часть алтаря Аписа.
Чаша в виде дракона с Медеей на крышке. Мастер И. М. Динглингер. Дрезден. До 1709 г. Сардоникс, золото, алмазы, эмаль
Эгрет для шляпы из карнеолового гарнитура. Около 1719 г.
Предметы из изумрудного гарнитура: охотничий нож (работы И. М. Динглингера, первое десятилетие XVIII в.), польский орден Белого орла, украшение для шляпы, пряжка, шпага (работы И. Ф. Динглингера 1737 г.), запонка. Дрезден. Первая треть XVIII в.
Слава о Динглингере дошла и до России. В 1712 году Петр I, отправившись в путешествие по Европе, пренебрег гостеприимством курфюрста Саксонии и поселился у прославленного ювелира, чтобы лично побеседовать с ним об интересовавших его тонкостях ювелирного дела. Возможно, именно под влиянием этой встречи Петр пригласил в Россию для работы именно немецких мастеров, которые в немалой степени способствовали расцвету русского ювелирного искусства.
В наши дни великолепные работы Динглингера хранятся в знаменитом музее Дрездена «Грюнес Гевёльбе» - «Зеленые своды.
Музей «Грюнес Гевёльбе»
Самая знаменитая работа Динглингера в музее
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/140618/39310/
Комментариев нет:
Отправить комментарий