Джузеппе Верди - Дон Карлос



 Опера в пяти действиях(восьми картинах)
Либретто оперы по одноименной драме Фридриха фон Шиллера
написано Франсуа Жозефом и Камиллой дю Локль.
Премьера состоялась 11 марта 1867 года в Париже.
Действующие лица
Филипп II, испанский король ...........бас
ДонКарлос, испанский инфант......тенор
Родриго, маркиз ди Поза...........баритон
Великий
 инквизитор,  девяностолетний
старец, совершенно слепой................бас
Монах..................................................бас
Елизавета Валуа..........................сопрано
Принцесса Эболи............меццо-сопрано
Тибо, паж Елизаветы..................сопрано
Графиня д'Аранбер................мимистика
Граф ди Лерма................................тенор
Королевский герольд.....................тенор
Голос с неба...............................сопрано
Время действия: 1559 год.
Место действия: Мадрид.
   Действие первое. В знак примиренья после долгой вражды монархи Испании и Франции решили сочетать браком своих детей - инфанта Дона Карлоса и принцессу Елизавету. Дон Карлос счастлив: когда-то в Фонтенбло он встретил принцессу и полюбил ее с первого взгляда. Горя нетерпением скорей увидеть невесту, он тайно оставил двор и отчизну и приехал во Францию с посольской свитой.
    Да, это тот самый лес. Правда, теперь, зимой, он молчалив и пуст, но инфанту он кажется прекрасней всех садов Эдема. Однако смеркается. В темноте, пожалуй, можно заблудиться и не найти дороги к королевскому дворцу.
    В это время на опушке показывается Елизавета, опирающаяся на руку пажа. Она с недоумением оглядывает незнакомца. Дон Карлос представляется: он испанец, прибывший с посольством. Знает ли он Дона Карлоса? Да, конечно. Принцесса вздыхает: вдруг она не понравится инфанту? Испанец пылко уверяет Елизавету, что Дон Карлос любит ее, он будет жить для нее одной! Кстати, вот подарок жениха - и «посол. протягивает принцессе дорогой ларец. «Здесь портрет инфанта»,- говорит он. Елизавета с любопытством рассматривает портрет и в изумлении переводит взгляд на юношу: этот пылкий и преданный испанец и есть Дон Карлос! С ним она, наверно, будет счастлива...
    Вдали слышатся пушечные залпы. Мир заключен! Поляна наполняется радостным народом. Паж предупреждает Елизавету о приближении испанского посла - графа ди Лерма. И тут принцесса узнает ужасную новость. Оказывается, она предназначается в супруги не инфанту, а самому королю Филиппу. Дон Карлос и Елизавета убиты этим известием. Граф ди Лерма с нетерпением ждет ответа. Измученный кровопролитной войной народ умоляе Елизавету дать согласие: этот брак упрочит на долгие годы мир между обеими державами, - и принцесса вынуждена уступить.
    Действие второе. Картина первая. Древний монастырь Сан-Джусто погружен в вечернюю мглу. Под сводами двора одиноко бродит тоскующий Дон Карлос. Инфант надеялся здесь, в тиши монастырских стен, обрести утраченный покой. Тщетно! Обаятельный облик ЕлИзаветы непрестанно тревожит его воображение. Только появление маркиза Родриго ди Позы отвлекает принца от груcrnых мыслей. Дон Карлос радocтно обнимает своего благородного друга. Родриго всегда делил с ним радость и горе; ему одному доверит инфант тайну.
    Маркиз советует принцу уехать намecтником во Фландрию: вдали от родины Дон Карлос скорее излечится от преступной страсти. К тому же, принцу, наверно, удастся облегчить положение бедствующего и угнетенного фламандского народа.
    Друзья клянyтcя отдать жизнь борьбе за справедливость.
    Отворяются ворота - монастырь посетил король Филипп с супругой. Заметив Дона Карлоса, Елизавета вздрагивает и бледнеет.
    Картина вторая. В ожидании королевы принцесса Эболи, придворные дамы и пажи решают немного поразвлечься. Принцесса сама подает пример, запевая - под аккомпанемент мандолины пажа - веселую песенку. Придворные дамы подхватывают знакомый мотив. Но только показывается королева, хор мгновенно смолкает: Елизавета так печальна...
    Маркиз ди Поза вручает королеве послание от матери из Парижа. Вместе с посланием он незаметно передает записку Дона Карлоса. И пока ди Поза занимает присутствующих рассказом о том, как живут во французской столице, королева успевает прочесть записку. Там всего несколько слов: Елизавета во всем может довериться маркизу ди Поза. Королева спрашивает, какой награды хочет маркиз за услугу? О, никакой. Он просит не за себя, а за принца. Несчастный юноша чем-то угнетен. Королева, как мать, может его утешить, и ей он, наверно, откроет причину грусти.
    Эболи взволнована. Она давно любит принца; ей кажется, что и он к ней неравнодушен, но не решается открыть свое чувство. Несомненно, это его и мучает.
    Появляется Дон Карлос. Почтительно склоняется он перед королевой. Не согласится ли она походатайствовать за него перед отцом? Инфанту хотелось бы покинуть Испанию и отправиться во Фландрию... Чтобы не мешать беседе, придворные тихонько расходятся по саду. Сгорая от страсти, Дон Карлос падает к ногам королевы. Неужели она не найдет слов, способных облегчить его страдания? Но Елизавета говорит о долге, чести, призывает к покорности... В отчаянии Дон Карлос покидает монастырский сад.
    «Король!» - встревоженно предупреждает паж.
    Филипп разгневан: нарушен этикет - королеву оставили одну. Кто сегодня дежурная придворная дама? Графиия д'Аланбер? Пусть завтра же возврашается во Францию!
    Филипп переводит взгляд на Родриго. Почему, бывая при дворе, маркиз никогда не искал случая быть представленным королю? Филипп знает, что ди Поза - преданный слуга испанской короны, отважный рыцарь и честный солдат, и хочет что-нибудь сделать для него.
    Но Родриro не нуждается в наградах. Единственное его желание - рассказать монарху то, что тщательно скрывается от него льстецами вельможами: Фландрия вконец разграблена и разорена. Король мог бы превратитъ страну в цветущий сад; творя народу добро, он приобрел бы любовь своих подданных. Однако Филипп привык в завоеванных странах наводить порядок огнем и мечом. Маркизу лучше не касаться этой темы.
    Прямой и честный гранд пришелся по сердцу королю. Изнуренный ревностью и вечной подозрительностью монарх поверяет маркизу свою тревогу: Елизавета и Дон Карлос любят друг друга. «Я их судьбу вверяю вам »,- говорит Филипп, предоставляя маркизу право без доклада входить к королеве.
    Действие третье. Картина первая. В полночь в саду у фонтана Дон Карлос поджидает королеву - кто же, кроме нее мог вызвать принца запиской на это свидание! Юноша не знает о чувстве Эболи; не знает и того, что уставшая от придворных празднecтв Елизавета сама упросила принцессу надеть королевский наряд и маску - лишь бы на время остаться одной.
    Завидя женшину в одежде королевы и в маске, принц, упоенный своим чувством, пылко говорит ей о любви. Эболи в вocтopre: она любима Доном Карлосом! И она снимает маску. Инфант в ужасе отступает... Принцесса поражена: значит, Дон Карлос любит не ее, а королеву Елизавету! Разъяренная Эболи уходит, поклявшись отомстить обоим...
    Появляется Родриго. Он просит друга отдать ему на сохранение свои секретные бумаги, - так будет надежней. Дон Карлос колеблется: ведь с недавнего времени маркиз стал близким другом короля. Однако возмущение Родриго столь искренно, что инфант решается доверить ему бумаги.
    Картина вторая. Большая площадь перед собором полна народа: ожидается казнь преcтynников и еретиков. Монахи раскладывают большой костер. Ведут осужденных...
    Неожиданно перед королем оказываютcя шесть скромно одетых мужчин. Это делeгaты из Фландрии,- говорит, представляя их, Дон Карлос. Фламандцы просят Филиппа спасти их отчизну от поругания и разорения. Но король не желает говорить с бунтовшиками; они должны понести кару. На том же настаивают и монахи. Дон Карлос умоляет отца разрешить ему ехать во Фландрию он спасет и успокоит истерзанную страну... Филипп разгневан: его сын, наследник испанского престола, - заодно с мятежниками! Обнажив шпaгy, Дон Карлос клянется - Фландрия получит свободу! Король повелевает обезоружить инфанта, однако никто из грандов не осмеливается выполнить приказ. И тут вперед выступает Родригo. «Дайте шпaгy!» - твердо говорит он принцу. Пораженный изменой лучшего друга, Дон Карлос вручает ему свое оружие.



    Дейcтвие чeтвёртое. Картина первая. В глубине сумрачного кабинета перед оплываюшими свечами неподвижно сидит король Филипп. Безотрадны его думы: Елизавета не любит супруга... Верна ли она долгу? О, если бы королевский венец давал власть читать в людских сердцах!
    Отворяется массивная дверь, и два монаха вводят Великого инквизитора, слепого девяностолетнего старца. Король ждет его совета: что делать с непокорным сыном? Во имя спокойствия в стране мятежника необходнмо казнить, - следует ответ. Но даст ли церковь отпущение страшному греху? Разумеется, она может простнть любой человеческий грех. Заодно же с инфантом надо казнить и опасного вольнодумца - маркиза ди Позу. Нововведения этого сановника возбуждающе действуют на умы благочестивых католиков. Король протестует.Он не позволит клеветать на своего фаворита! Однако Великий инквизитор настаивает, и Филипп сдается.
    Не успевает Великий инквизитор удалиться, как в кабинет вбегает смятенная Елизавета. Она встревожена пропажей своего драгоценного ларца. Филипп, испытующе глядя в глаза жены, подает ей похищениый ларчнк. Королева, кажется, боится открыть шкатулку? И взбешениый монарх взламывает замок... Так и есть - портрет Дона Карлоса! Разве это преступление? - недоумевает Елизавета. - Ведь с инфантом она была обручена. А став женой короля, она верна своему супругу. Но грозный деспот не желает слушать оправданий. В пылу ревности он оскорбляет жену. Елизавета падает в обморок. «Помогите королевe!» - произносит Филипп, открывая дверь. Показываются Эболи и Родриго...
    Оставшись наедине с очнувшейся королевой, Эболи признается в своем преступлении: это она передала королю ларец. Любовь к Дону Карлосу наполнила ее сердце ядом вражды к невинной Елизавете...
   Картина вторая. Мрачное подземелье. Дон Карлос сидит в глубокой задумчивссти, охватив гoлову руками. На порогe появляется какая-то тень. Принц вздрагивает: Родригo! - и порывисто обнимает навестившего его друга. Родригo рассказывает, что всю вину он принял на себя. Тайные бумаги, принадлежавшие инфанту, найдены у маркиза. Дон Карлос свободен от подозрений в политической измене, теперь он может спасти Фландрию.
    Неожиданно раздается выстрел, и маркиз падает, сраженный пулей неизвестного, прокравшегocя за ним в темницу. Умирающий успевает предупредить друга: Елизавета будет ждать его в монастыре Сан-Джусто.
    В подземелье появляется Филипп. Он сообщает сыну радостную весть - инфант признан невиновным - и возвращает ему шпaгy. Но Дон Карлос отшатывается от короля: он не хочет быть сыном кровавого палача! Король погубил лучшего из рыцарей Испании.
    Слышен протяжный гул набата. В Мадриде восстание: народ требует освобождения своего любимца - инфанта. Горожане врываются во дворец. Однако звучит повелительный голос Великого инквизитора: «На колени!» - и охваченные религиозным ужасом католики покорно склоняются перед королем...
    Действие пятое. Монастырь Сан-Джусто. Возле гробницы Карла V молится Елизавета. Тяжело у нее на душе. Сейчас сюда явится Дон Карлос - это будет их последняя встреча: принц должен отправиться во Фландрию.
    Бесшумно входит Дон Карлос. Он тоже cтpaдaeт: нелегко решиться на разлуку с любимой. Елизавета напоминает о Родриго - маркиз отдал жизнь за дело освобождения Фландрии. О да! Принц не забыл о своем долге, он спасет фламандский народ. Во имя этого он навсегда прощается с Елизаветой... «Да, навеки!» - внезапно раздается голос короля Филиппа. «Наш трибунал приговор изрек!» - вторит ему Великий инквизитор. Инфанта и Елизавету окружает cтpажа.
    Но тут склеп медленно открывается, и показывается вышедший из гроба император Карл V. Он явился спасти своего внука Дон Карлоса. Король и Великий инквизитор в ужасе отступают... 


Комментариев нет:

Отправить комментарий