Бернини Джованни Лоренцо (Bernini Giovanni Lorenzo) (1598–1680)
Итальянский архитектор и скульптор. Учился у отца – скульптора Пьетро
Бернини. Работал в Риме, в 1665 посетил Париж. В произведениях Лоренцо Бернини,
крупнейшего мастера римского и всего итальянского барокко, ярко воплотились
принципы этого стиля: драматичная эмоциональность, эффектная театральность
образов, активное взаимодействие архитектурных и пластических масс с
пространством.
Работы Лоренцо Бернини выделяются пространственным размахом, парадной
пышностью декора, гибкой динамикой форм, смелыми перспективными эффектами,
целостным синтезом искусств. В ансамбле площади Святого Петра (1657–1663),
архитектуре церкви Сант-Андреаль Квиринале (1653–1658), оформлении парадной
лестницы Скала Реджа в Ватикане (1663-1666) Бернини для организации больших
пространств виртуозно использовал мощные колоннады, контрасты выпуклых и
вогнутых форм, добиваясь при этом впечатления напряженного равновесия всех
частей здания. Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой (интерьеры
собора св. Петра с кафедрой Святого Петра, 1657-1666, и другие), а также
отдельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетал различные
материалы, использовал раскраску, позолоту, световые эффекты; по-разному
обрабатывая и полируя мрамор, он достигал почти натуралистической имитации
блеска и мягкости кожи, фактуры тканей.
Скульптурам Лоренцо Бернини присущи текучая стремительность движения,
сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувственностью (“Экстаз
Святой Терезы”, мрамор, 1644-1652, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла
Виттория в Риме). В видении Святой Терезы Авильской ангел пронзает ее сердце
золотым копьем. Экстаз физический и духовный - символ любви Святой Терезы к Богу
- демонстрирует силу ее мистического опыта. Эта мраморная группа являет собой
совершенный образец барочного духа в скульптуре - она наполнена драматизмом и
душевным волнением. Виртуозность в исполнении и утонченность скулыптур Бернини
напоминает одновременно работы Микеланджело и античную пластику, а также
сочетает в себе стилистические черты его современников - Караваджо, Аннибале
Карраччи и Гвидо Рени. Превосходный архитектор и скульптор, Бернини на всем
протяжении золотого века римского искусства фактически монополизировал папские
заказы. В творчестве Бернини сформировались также типы парадного портрета-бюста
эпохи барокко, сочетающего реалистическую достоверность облика с психологической
остротой и бравурной декоративной пышностью (портрет Людовика ХIV, мрамор, 1665,
Национальный музей Версаля и Трианонов), барочной гробницы с обилием
аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе св. Петра в Риме,
бронза и цветной мрамор, 1639–1646), римского скульптурного
декоративно-эффектного фонтана (фонтаны Тритона на Пьяцца Барберини, 1637,
Четырех рек на Пьяцца Навона, 1648–1651, и другие). Творчество Бернини оказало
большое влияние на европейское искусство 17 и 18-го веков. Подобно мастерам
Возрождения, основоноложник стиля зрелого барокко Лоренцо Бернини (1598—1680)
был разносторонне одаренным человеком. Архитектор, скульптор, живописец,
гениальный декоратор, он исполнял в основном заказы римских пап и возглавлял
официальное направление итальянского искусства. Одно из самых характерных его
сооружений — церковь Сант-Андреа аль Квиринале в Риме (1653-1658).
Крупнейшая архитектурная работа Бернини — окончание многолетнего
строительства собора святого Петра в Риме и оформление площади перед ним
(1656—1667). Сооруженные по проекту Бернини два могучих крыла монументальной
колоннады замкнули обширное пространство площади. Расходясь от главного,
западного фасада собора, колоннады образуют сначала форму трапеции, а затем
переходят в громадный овал, подчеркивающий особую подвижность композиции,
призванной организовывать движение массовых процессий. 284 колонны и 80 столбов
высотой по 19 м составляют эту четырехрядную крытую колоннаду, 96 больших статуй
венчают ее аттик. По мере движения по площади и изменения точки зрения кажется,
что колонны то сдвигаются теснее, то раздвигаются, и архитектурный ансамбль
будто разворачивается перед зрителем. Мастерски включены в оформление площади
декоративные элементы: зыбкие струи воды двух фонтанов и стройный египетский
обелиск между ними, которые акцентируют середину площади.
По выражению самого Бернини, площадь, «подобно распростертым объятиям»,
захватывает зрителя, направляя его движение к фасаду собора (архитектор Карло
Мадерна), украшенного грандиозными приставными коринфскими колоннами, которые
возвышаются и господствуют над всем этим торжественным барочным ансамблем.
Подчеркнув пространственность общего решения сложной по форме площади и собора,
Бернини определил и главную точку зрения на собор, который на расстоянии
воспринимается в своем величавом единстве. Пристроенная архитектором Мадерна в
начале 17 века базиликальная часть его вместе с декоративным фасадом
объединяется с центрической купольной постройкой Микеланджело.
Бернини хорошо знал и учитывал законы оптики и перспективы. С дальней точки
зрения, сокращаясь в перспективе, поставленные под углом колоннады
трапециевидной площади воспринимаются прямыми, а овальная площадь — кругом. Эти
же свойства искусственной перспективы умело применены Бернини при сооружении
парадной Королевской лестницы («Скала реджа», 1663—1666), соединяющей собор
святого Петра с Папским дворцом. Она производит грандиозное впечатление
благодаря точно рассчитанному постепенному сужению лестничного пролета,
кессонированного свода перекрытия и уменьшению обрамляющих ее колонн. Усилив
эффект перспективного сокращения уходящей вглубь лестницы, Бернини добился
иллюзии увеличения размеров лестницы и ее протяженности.
Во
всем блеске мастерство Бернини-декоратора проявилось при оформлении интерьера
собора св. Петра. Он выделил продольную ось собора и его центр — подкупольное
пространство роскошным бронзовым киворием (балдахином, 1624—1633), в котором нет
ни одного спокойного контура. Все формы этого декоративного сооружения
волнуются. Круто вздымаются витые колонны к куполу собора; с помощью фактурного
разнообразия бронза имитирует пышные ткани и бахрому отделки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий