Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli)
(1541-1614), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова
Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в
Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал
воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. В
Венеции и Риме Эль Греко овладел
приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным
широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди
которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко,
отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570,
Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная
галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте;
портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик,
Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около
1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в
Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских
мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном
пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают
утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение
графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около
1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой
создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно
вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество
святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих
произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов,
беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных. Острая эмоциональность образного строя характерна и для
портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью
(“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или
проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей
Прадо, Мадрид). Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в
поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей;
“Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, - обе 1610-1614), острым
трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция “Вид Толедо” (1610-1614,
Метрополитен-музей).
Повышенная
одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с
маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего
Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению
возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в
XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий