Камила Клодель. Огюст Роден и Камила Клодель. История одной страсти.


Недаром говорят, что до любви до ненависти один-единственный шаг. Такова была история Камиллы Клодель, музы великого французского скульптора Огюста Родена. Он сохранил светлую память о ней до конца жизни, она же проклинала бывшего возлюбленного, обвиняя его в своей неудавшейся жизни и карьере. Впрочем, талантливые люди редко бывают счастливы…

Призвание Камилла Розали Клодель появилась на свет 8 декабря 1864 года в городке Фер, расположенном во французской провинции Шампань.
Ее отец, Луи-Проспер Клодель, был человеком состоятельным и уважаемым. Как и все его предки, он занимался недвижимостью и считался зажиточным буржуа. Мать, Луиза Серво, по характеру была женщиной смиренной и жила в своем замкнутом мире. где основная роль отводилась детям, появлявшимся на свет через каждые два года: сначала девочки - Камилла и Луиза, а затем сын Поль.

Самой послушной была Луиза, любимица матери, внимавшая всем ее наставлениям. Больше всего хлопот доставляла Камилла. Ее мало интересовало ведение хозяйства. Она проводила время в горделивом одиночестве, любуясь очертаниями отвесных скал на фоне неба, которые напоминали ей окаменевших великанов.

О, этот удивительный мир детских фантазий! Камилла делилась своими мыслями только с братом, который был очень близок ей по духу. И однажды доверила самое сокровенное: она чувствует, что избрана для чего-то высокого... Вот как вспоминал о своей обожаемой сестре Поль Клодель, ставший со временем дипломатом, поэтом, художником, академиком Франции: "Я так и вижу ее, эту задумчивую девушку, в триумфальном расцвете красоты и гения".

Камилла обладала редкостным даром. Со всей пылкостью своей натуры она отдавалась всепоглощающей страсти ваянию. Как вошло в ее жизнь это искусство? Она настойчиво уговаривала мать, сестру, отца, брата позировать ей. С огромным усердием, поистине недетским, она переминала пальцами глину пристально вглядываясь в лица моделей. Ее руки скользили, двигались, и безликие куски гипса будто оживали. Кто и когда подтолкнул Камиллу Клодель, дочь состоятельных родителей, к столь неблагодарному, неприбыльному ремеслу?

Гениальность - это, наверное, то, что невозможно удержать в себе. Гениальность - это тот же талант, только яркий и взрывоопасный. Как свет самой яркой звезды из нескончаемой их россыпи во Вселенной.

До Родена
К семи годам родители определили Камиллу в школу Христианских Сестер, но из-за частых переездов отца учение девочке пришлось оставить. В дом взяли наставника, который с усердием принялся обучать всех троих детей премудростям классических наук: орфографии, арифметике, латыни.

Камилле науки давались легко. Читала она много, преимущественно античных авторов, к тому же, ей нравилось любоваться античными скульптурами.

В 1881 году Клодель-старший по делам службы переехал в Париж. Вскоре сюда перебралось и все семейство. Камилле только исполнилось семнадцать лет. А в этом возрасте, как известно, человека обуревают страстные и необузданные желания, он пытается делать первые, еще нетвердые, но настойчивые шаги к избранной цели.

Камилла стала посещать Академию Коларосси. Те, кому посчастливилось видеть работы девушки, не могли скрыть восхищения. Многие признавали ее дарование исключительным. Скульптурные фигурки Клодель казались импровизацией, заряженной энергией ее неспокойных пальцев. Они дышали оригинальностью, какой-то неожиданностью.

Из самых известных ранних работ - "Поль Клодель в 13 лет" (1881 г.) и "Старуха Элен" (1882 г.).
Ее первым наставником стал скульптор Альфред Буше. Именно он однажды привел 19-летнюю Камиллу Клодель в мастерскую известного парижского скульптора Огюста Родена.

С Роденом
Как замечательно сказала когда-то Джудит Клодель, писавшая о знаменитом мастере: "Судьба свела Родена с существом, казалось, специально избранным для него из тысяч. Камилла словно была создана для того, чтобы стать его подругой и ученицей. Она была молода, прелестна и талантлива..."

Первое, что поразило Родена, как только Камилла переступила порог его мастерской, - нет, не красота ее, а волнение, охватившее его. В ней было столько изящества, элегантности. "Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли; большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и... детской веселостью", - так описал ее великий художник. У него были возлюбленные, но это юное существо, вдвое моложе его, может, впервые по-настоящему пробудило в нем мужчину

Они разглядывали друг друга, как два скульптора, способные оценить достоинство модели, которую предстояло лепить.
Огюст был средних лет, коренаст, очень энергичен. Кисти рук - большие, мощные, с гибкими пальцами, какие-то властные, словно наделенные от природы магической силой. Густые рыжие волосы, чуть тронутые сединой, рыжеватая борода, высокий покатый лоб, синие глаза. "Вы согласны убирать глину и гипс?" спросил он. Она кивнула: "Я готова делать все". Роден задумался: менее всего он мог представить, что его ученицей, помощницей станет женщина. Но откуда это волнение? И тут он понял: ему хотелось ее лепить.

Она стала приходить к нему каждый день. Подметала, убирала, месила глину, а он издали наблюдал за ней. Она не раз ловила на себе его взгляды. Ее молодость смущала его. Мучило одно желание - увидеть ее тело, но он не мог справиться с непривычным для него чувством робости.

Однажды она задержалась в его мастерской дольше обычного... Его руки касались ее шеи, груди, гладили плечи, скользили по талии, по обнаженным бедрам, коленям и ступням. Он вдыхал аромат ее кожи, ощущал, как пульсирует ее плоть. Ее тело было прекрасно - тело, достойное мрамора. Свет заливал мастерскую, соперничая с мерцанием догоравших свечей. Начинался рассвет...

Мастерская стала их приютом любви. Это был старинный особняк, затерявшийся в зарослях запущенного сада. Когдато здесь искала уединения одна из самых романтических пар, о которой знает история; тут творили свое искусство и любили друг друга Жорж Санд и Альфред де Мюссе.

Теперь здесь закипела новая страсть и зазвучали новые имена - Огюст Роден и Камилла Клодель. И вновь любовь и творчество, над которым и не властно время. Сколько прекрасных работ появилось благодаря ей, Камилле Клодель, проставившей мастера в его творениях. Ведь за каждым движением руки, что ощупывала ее тело, следовало прикосновение к камню, который вбирал в себя ее тепло, оживал под его руками.

Роден неистов, когда творит... Иногда Камилла замирает, боясь пошевелиться, иногда он заставляет ее ходить, сидеть, принимать различные позы, изучает игру света и тени на ее обнаженном теле. Долгие часы поиска... И появляются бессмертные шедевры: "Вечный кумир", "Данаида", "Сирены", "Поцелуй" (см. фото), "Мысль", "Аврора"...

"Я не хочу разбивать твою жизнь, - сказала ему однажды Камилла, - я хочу лишь вдохновлять тебя". Ей было двадцать лет, и каждую ночь они не уставали любить друг друга.
Одна - жена, другая - вдохновение

Любовь к учителю-чародею обожгла душу Камиллы. Она гордилась его похвалой. Еще при первой встрече Роден с изумлением обнаружил сходство в их скульптурах. Их волновало одно: не просто передать черты того или иного лица, а как бы выхватить самое потаенное, то, что скрывается за обыденной маской: мятеж, смирение, боль, радость, триумф... Роден все чаще стал доверять Камилле завершение своих работ.

Жизнь их могла бы показаться безоблачной, если бы не.... Вот уже двадцать лет Огюст Роден состоял в гражданском браке с Розой Бере, которая родила ему сына. Роза была простоватой, бесхитростной женщиной. Огюст не знакомил ее ни с кем из друзей, никогда не посвящал ее в свои дела и планы. Роза даже не догадывалась о его истинных доходах.

Но насторожило ее нечто иное: Огюст перестал ночевать дома, объясняя, что задерживается в мастерской до полуночи. Когда же он приходил, то ссылался на усталость и отодвигался к самому краю широкой кровати.

Невозможно скрыть то, что скрыть невозможно. О том, что в его жизни появилась Камилла, Роза вскоре узнала. Но это ничего не изменило. Роден по-прежнему жил на два дома. Одна женщина вела хозяйство и поддерживала тепло семейного очага. Он жалел ее. Другая была постоянно рядом, в мастерской. Он любил ее.

В те годы родился один из самых прекрасных его замыслов - "Вечная весна". Солнечный Адонис обнимает сверкающую нимфу, обвившуюся в животрепещущем изгибе вокруг тела своего любовника.

Это - гимн любви, воспетой Роденом. В исполненных чувственного томления фигурах - два реальных образа; скульптора и модели.
Он работал на износ: принимал множество частных заказов, ссорился с правительством из-за задержки государственных, требовавших непомерной отдачи сил и времени.

Первый, еще не осознанный протест вырвался у Камиллы. "Разве ты хоть раз сказал мне, что любишь?" - обронила она как-то. "Я леплю тебя, - ответил он. - Леплю как самую совершенную женщину Ты - все, что есть у меня". "Ты никогда не покинешь Розу - продолжала она. - Жалость подчас сильнее любви".
Они ссорились днем, затем следовали ночи любви, полные слез и примирений. И все оставалось по-прежнему.

О чем думала Роза? Она, как женщина, никогда не витавшая в облаках, размышляла с житейской мудростью, что уж лучше ей сохранить хоть малейшие права на Родена, нежели потерять его совсем. В этом была ее правда жизни, Жизни, которая уходила.

Так каждая из них по-своему "воевала" за ночь, проведенную с ним под одной крышей.  
Прощание
Она лежала, уткнувшись лицом в стену. Не плакала. Не хотела говорить. Как в прострации. Несколько дней назад с ней случился нервный припадок, который уложил ее в постель. Больше десяти лет она работала на износ, помогая ему. Он добился признания, славы. А она? За все эти годы ей так и не удалось выставить ни одной собственной скульптуры.

Он решил увезти ее подальше от Парижа. Она должна была отдохнуть, набраться сил. Запоздалый медовый месяц... Целыми днями они бродили по окрестностям, обедали в небольших уютных ресторанах, рассматривали готические башенки, скульптурные фигурки, украшавшие балконы. Ощущение счастья было всепоглощающим. Она поверила, что нужна ему Но когда через месяц они вернулись, ее вновь постигло разочарование.

Ей было уже за тридцать. Когда-то она была молода и жила надеждой. В молодости многие живут ожиданием, мечтой. Но с возрастом хочется определенности. Кто она? Не жена, не любовница, не содержанка, даже не скульптор. Ведь по меркам того времени дочь добропорядочных буржуа, находясь рядом с человеком вдвое старше себя, уже тем самым бросала открытый вызов обществу.

"Я ухожу", - сказала Камилла. Она стояла, распахнув входную дверь. Каждый чувствовал собственное бессилие, но изменить что-либо не мог.
"Если я останусь с ним - это убьет меня", - думала Камилла. Но убьет ее именно то, что она останется без него... Если бы она знала!
Роден был потрясен. В голову лезли какие-то мысли. Он словно видел ее впервые, как тогда, когда она переступила попорог его мастерской. Сколько лет прошло с тех пор? Он даже не считал. Ему почти шестьдесят. У него кружится голова. В глубине души он еще надеялся, что она вернется.

Она не вернулась. Кто был виноват в том, что они расстались? Роден лишь отчасти чувствовал свою вину. Ведь он делал все, что мог. Разве он не писал рекомендательные письма в журналы, в которых освещалось ее творчество? Разве не выдвигал ее работы в Национальное общество искусств? Разве не знакомил с известными во Франции людьми - Доде, Годе, Гонкурами, Моне, Ренуаром... Выходит, Камилле, несколько амбициозной, просто не хватило терпения? Вот строки из его письма тех лет, которые, увы, стали пророчеством:"...Я уверен: она будет несчастна, узнав жизнь, сожалея и плача, осознав, что стала жертвой собственной творческой гордыни..."

В его душе - боль, усталость и тоска. Больше ему никогда не придется пережить подобного взлета. Когда из жизни уходит любовь, приходит старость. Теперь он это хорошо понимал. Он поехал в Медон, где жила Роза. Встречать свою старость.

После Родена

Она жила одна, затворницей, в доме на бульваре Итали. Мастерская служила ей спальней, гостиной, кухней. Единственная мебель - кровать и стул. Она похудела, в волосах появилась первая седина, черты лица. заострились. Работы ее продавались плохо. Да и какие возможности стать "покупаемым скульптором" у одинокой женщины без поддержки, без средств? Ведь даже Родену понадобилось не одно десятилетие, чтобы его признали Великим. А сколько в его скульптурах было заложено ее труда, сколько замыслов, принадлежавших ей?!.

Первые годы после их разрыва она еще лепила. Иногда отправлялась на прогулку, разглядывала прохожих, а затем делала наброски - в ней все еще жила "роденовская" страсть наблюдать всё в движении.

Она отказывалась от помощи, которую поначалу предлагал ей Огюст. В такие минуты у нее начиналась истерика:

"Я должна вырваться из-под его власти", - твердила она.
Сохранились строки ее письма: "...Я - Золушка, которая, увы, более не надеется на появление ни прекрасной феи, ни сказочного принца. Стоило так много работать, обладая талантом, чтобы получить такую "награду"? Никогда ни гроша. Быть лишенной всего, что делает жизнь счастливой".

От недостатка сил, от отчаяния ее рассудок все больше затягивала мутная пелена. Единственный ее друг, брат Поль, находился за пределами Европы, в Китае.
Творческий огонь в Камилле постепенно угасал. Не успев закончить работу, она туг же разбивала начатую фигурку Таких осколков с каждым днем становилось все больше. Вскоре они покрыли собой весь пол. Повсюду царил хаос. Ее подавленность, обреченность невольно передавалась вещам, которые покрывались паутиной. Камилла не открывала ставень и редко выходила из дому. Во всех своих муках она винила того, кого, может быть, не переставала любить. Вскоре здоровье ее настолько пошатнулось, что родные вынуждены были определить ее в приют для умалишенных.

Расставшись, каждый из них потерял себя. У него все чаще кружилась голова. Тоска усугубляла физическое недомогание.

Он старался лепить ее по памяти. Глаза густой синевы, брови, линию рта... Но прошлое оставалось прошлым и неохотно уступало место настоящему. Однажды, во время работы, он вдруг потерял сознание.

...Роза Бере дождалась, наконец, своего часа: 29 января 1917 года состоялась церемония бракосочетания. Отныне она была признана законной женой Огюста Родена. Через две недели она умерла. От простуды. В ноябре того же года не стало и Родена. Ему было 77 лет.

Запоздалое признание

Камилла Клодель пережила всех. Она провела тридцать лет в стенах психиатрической клиники на юге Франции, в Мондеверге, и умерла там же в октябре 1943 года, в возрасте 79 лет. О последних годах ее жизни известно немного: в период "затворничества" она была молчалива и апатична. Она уже не лепила. "У мадемуазель Клодель, - как было записано в официальном заключении, - к моменту кончины не обнаружилось ни личной одежды, ни ценных бумаг".

...Пора счастья рождает прекрасное творчество, разлука дает жизнь своим образам, полным драматизма. Каждый художник всегда пишет, рисует или лепит свою судьбу. Наверное, так делала это и Камилла Клодель в своих работах "Вальс"(см. фото), "Шакунтала", "Флейтистка", "Болтушки", "Забвение", "Зрелый возраст", "Глубокая задумчивость", "Персей и Горгона", "Мольба", "Ниобида"... В ее искусстве есть нечто, присущее только женщине, - нежность, трогательная печаль, чувственность.

Теперь у входа в музей, где экспонируются ее работы, всегда очередь. Сюда приходят, чтобы увидеть то, что создано ее руками, ее сердцем, душой. Увидеть, задуматься и непременно рассказать об увиденном.

Комментариев нет:

Отправить комментарий