Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 века,
одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства,
как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Классицизм, развивавшийся в
острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему
сложился во французской художественной культуре 17 века. Лежащие в основе
классицизма принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и
практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума
и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни.
Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую
нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей –
разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма,
регламентацию художественных правил; закреплению теоретических доктрин
классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских
академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). В архитектуре
классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность объемной формы,
главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру
сооружения (зодчие: Мансар Франсуа, Перро Клод, Лево Луи, Блондель Франсуа); со
второй половины 17 века, французский классицизм вбирает в себя пространственный
размах архитектуры барокко (Ардуэн-Мансар Жюль
и Ленотр Андре,
работы архитекторов в Версале). В 17 – начале 18 веков классицизм сформировался
в архитектуре Голландии, Англии, где он органично сочетался с палладианством
(Айниго Джонс, Кристофер Рен), Швеции (Н. Тессин Младший). В живописи
классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень,
локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет
пространственные планы картины; отмеченные возвышенностью философско-этического
содержания, общей гармонией произведения Пуссена Никола, основоположника
классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века; "идеальные пейзажи"
(живописец Лоррен
Клод). Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он
часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также
формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим
влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного
особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Габриель Жак
Анж и Суфло Жак
Жермен), поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой
простоте в творчестве Леду Клода Никола
предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Гражданский пафос и
лиричность соединились в пластике (Пигаль Жан
Батист и Гудон Жан
Антуан), декоративных пейзажах (Робер Юбер).
Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям
главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида. В 19 столетии
живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров,
таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или
претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром
европейского классицизма 18 – начала 19 века стал Рим, где в основном
господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства
форм и холодной идеализации (немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс, скульпторы:
итальянец Канова Антонио и
датчанин Торвальдсен Бертель). Для архитектуры немецкого классицизма характерна
суровая монументальность построек Карла Фридриха Шинкеля, для
созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты Августа и
Вильгельма Тишбейнов, скульптура Иоганна Готтфрида Шадова. В английском
классицизме выделяются антикизирующие сооружения Роберта Адама, палладианские по
духу парковые усадьбы Уильяма Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена
и керамика Дж. Уэджвуда. Собственные варианты классицизма развивались в
художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США;
выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм
1760–1840-х годов. К конце первой трети 19 столетия ведущая роль классицизма
почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами
архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классицизма в
неоклассицизме конца 19 – начала 20 веков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий