Йорданс, Иорданс (Jordaens) Якоб (1593-1678), фламандский живописец, писавший картины религиозного, исторического, мифологического, аллегорического содержания, а также бытовые жанровые картины с фигурами в натуральную величину и портреты. Родился в Антверпене 19 мая 1593 года в семье торговца тканями. С 1607 года учился у художника Адама ван Ноорта, сотрудничал с Питером Паулем Рубенсом и Антонисом ван Дейком. В 1616 году Йорданс был вписан в протоколы гильдии святого Луки, как живописец-декоратор. Гильдия, или корпорация, святого Луки в Антверпене, о которой так часто упоминается в исторических хрониках голландской живописи, была основана около 1382 года. Вначале членами этой корпорации, кроме живописцев и скульпторов, были ювелирных дел мастера, ткачи, мастера мозаики и цветных стекол. Впоследствии в гильдии образовалось отделение литературы и риторики. Протоколы гильдии с 1453 по 1736 годы, почти полностью дошедшие до нашего времени, содержат драгоценный исторический материал по истории фламандской живописи. Йорданс практически всю свою жизнь прожил в Антверпене, где организовал большую собственную мастерскую для выполнения многочисленных заказов. В творчестве Йорданса с большой силой проявились такие характерные черты фламандской школы живописи, как яркое чувственное восприятие жизни, оптимизм, мощная лепка форм. Живопись Йорданса чрезвычайно колоритна, тело фигур дышит здоровьем и свежестью, — в особенности женских; движения персонажей картин сильны и порывисты. Вообще в картинах Йорданса, как и в произведениях Рубенса, больше мощи и энергии, чем красоты форм и грации. Композиция картин фламандского художника свободная и насыщенная, исполнение тоже свободное и быстрое. Йорданс иногда в течение дня заканчивал портрет или писал целую фигуру в рост. Вследствие этого число полотен Йорданса чрезвычайно велико, хотя и меньше чем у Рубенса. Насчитывается до 700 картин Йорданса, их можно встретить практически во всех известных музеях и галереях.
В ранних произведениях Йорданса
с подчеркнутой материальностью предметов, контрастной светотенью ,
плебейской
характерностью сгруппированных на переднем плане фигур (“Семейный
портрет”,
около 1615, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Поклонение
пастухов”,
1618, Национальный музей, Стокгольм) сказывается влияние караваджизма.
В лучших картинах Йорданса, выполненных им в 1620-1630-е годы
(“Воспитание Юпитера”, 1620, Картинная галерея, Кассель; “Сатир в гостях
у крестьянина”, начало 1620-х годов, Государственный музей
изобразительных искусств, Москва;
“Семья Йорданс в саду”,
1621, Музей Прадо, Мадрид; “Бобовый король”, 1638, Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург), определились особенности его художественного языка:
пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, тяжеловесным и
крепким фигурам, сочным деталям, тяготение к жанровой трактовке мифологических и
религиозных тем, плотная энергичная живопись с преобладанием мягко
нюансированных теплых тонов.
В картинах Йорданса интерес к повседневности неотделим от аллегоричности
и искренней веры в чудеса.
В крестьянской хижине на скромной трапезе может присутствовать,
например, козлоногий сатир (“Сатир в доме крестьянина”, около 1620,
Старая Пинакотека, Мюнхен).
Почтенный бюргер, отец семейства может стать королем во время
национального фламандского праздника “трех волхвов”, если найдет в своем
куске пирога запеченный боб, и т.п.
Ярче всего своеобразие Йорданса проявляется в тех картинах, в которых
преобладают жанровые мотивы; кроме мифологических историй, художник
охотно черпал свои сюжеты в народных обычаях, баснях и пословицах.
С 1640-х годов Йорданс писал парадные, часто перегруженные фигурами
полотна в духе позднего барокко (панно “Триумф принца Фридриха Генриха
Оранского”, 1652, дворец Хёйс тен
Бос, Гаага).
Трудно перечислить даже важнейшие произведения Якоба Йорданса ввиду их
многочисленности и потому ограничимся перечислением только некоторых
картин.
“Святой Мартин, исцеляющий бесноватого” (Брюссель); “Поклонение
пастухов”, любимый, неоднократно повторенный сюжет художника (Антверпен,
Стокгольм),
“Сатир и крестьянин” — сюжет, взятый из басни Эзопа (Мюнхен, Кассель,
Санкт-Петербург); “Пьющий король” (Брюссель, Париж), “Нимфа и Фавн”
(Стокгольм), “Марсий, истязаемый музами” (Амстердам), “Силен” (Дрезден,
Монтобан), “Мистическое обручение святой Екатерины” (Мадрид), портрет
адмирала Рюйтера
(Лувр).
В санкт-петербургском Эрмитаже хранятся десять картин Якоба
Йорданса, из которых некоторые долго приписывались Рубенсу; в их числе — “Отдых Дианы”,
“Пир Клеопатры”, “Семейный портрет”, “Бобовый король”. Творчество Йорданса во многих
отношениях походит на живопись Рубенса, поэтому многие его картины, почти всегда
неподписанные и без указания даты, были нередко приписаны Рубенсу. После смерти Рубенса Йорданс стал
главой фламандской школы живописи и первым живописцем Фландрии. Якоб Йорданс также был
гравером, но его произведения этого рода немногочисленны и мало замечательны.
В картинах Йорданса неоднократно встречается одна и та же женская фигура
— Катарина ван Ноорт, дочь учителя Йорданса, ставшая в 1616 году женой
художника.
Из других обстоятельств жизни живописца заслуживает внимания тот факт,
что, будучи католиком, Йорданс под старость перешел в кальвинизм.
В 1661 году Йорданс выполнил три больших композиции для залов
амстердамской ратуши. Фламандский художник Якоб Йорданс работал до
последних лет жизни, он скончался 18 октября 1678 года и был похоронен
по протестантскому обряду в небольшом голландском городке Пута, на
границе с Фландрией.
Единственный сын живописца, Якоб Йорданс Младший, также стал художником и
работал преимущественно в Копенгагене.
Комментариев нет:
Отправить комментарий