За свою недолгую жизнь Шуберт успел сделать удивительно много. Но его
современники сходились на том, что умер он на пороге еще более
значительных свершений.
Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в Лихтен-тале,
предместье Вены. Первые уроки музыки преподал ему отец, Франц Теодор
Шуберт, учитель лихтентальской приходской школы. Затем мальчик перешел
под опеку Михаэля Хольцера, регента местной цепкви и добпейшего стапика —
он бесплатно учил Шуберта гапмонии и игре на опгане.
В возрасте одиннадцати лет Шуберт поступил певчим в императорскую
капеллу и, распростившись с родным домом, уехал в Вену (благо от
предместья до города было рукой по-
дать).
Теперь он жил в императорском королевском конвикте — привилегированном
интернате. И учился в гимназии. Об этом так мечтал его отец. Но жизнь
его была невесела: подъем на заре, долгие и утомительные стояния на
клиросе, вездесущие надзиратели, всегда умеющие найти за мальчиками
провинность, за которую следует высечь или заставить бессчетное число
раз повторять молитвы. Существование Франца, привыкшего к кроткому
наставничеству
Хольцера, было бы совсем беспросветным, если бы не новые друзья —
дружили тем крепче и самоотверженней, чем больше воспитатели поощряли
детей к наушничеству и доносительству, якобы направленному к «спасению
душ заблудших товарищей». И если бы не музыка. Талант юного Шуберта
заметил придворный капельмейстер — небезызвестный
Антонио Сальери. Он продолжил заниматься с ним и после его ухода из
школы в 1813 году (связанного с тем, что голос подросшего певчего стал
ломаться и утратил необходимую «хрустальность»).
В 1814 году в Вене произошло событие огромной важности — состоялась
премьера бетховенской оперы «Фи-делио». Предание гласит, что Шуберт
продал все свои школьные учебники, чтобы попасть на эту премьеру.
Возможно, дело обстояло и не столь драматично, но доподлинно известно,
что поклонником Бетховена Франц Шуберт оставался до конца своей недолгой
жизни.
Таким увидел Шуберта художник М. Габор в 1827 году.
Этот же год ознаменовался для Шуберта и более прозаическими
событиями. Он поступил на работу в ту же школу, где преподавал его отец.
Педагогическая деятельность казалась молодому музыканту скучной,
неблагодарной, бесконечно далекой от его высоких потребностей. Но он
прекрасно понимал, что быть обузой для семьи, которая и без того едва
сводила концы с концами, он не может.
Несмотря на все тяготы, те четыре года, что композитор посвятил
учительству, оказались весьма плодотворными. К концу 1816 года Франц
Шуберт является уже автором пяти симфоний, четырех месс и четырех опер. И
самое главное — он нашел жанр, вскоре прославивший его. Нашел песню,
где так волшебно сливались музыка и поэзия, две стихии, без которых
композитор не мыслил своего существования.
В этот же период складывается вокруг Шуберта дружеский кружок. К
старым (еще со времен конвикта) товарищам Иоганну Иенгеру, Ансель-му
Хюттенбреннеру и Иосифу Шпау-ну присоединяются новые — Франц
Голоса из хора
\ Человек похож на мяч, в который играют страсть и случай.^
Из дневника Франца Шуберта
Каждый вечер я ложусь спать в надежде никогда не проснуться, и каждое утро опять приносит печаль минувшего дня.'
Франц Шуберт, 1824
... С той минуты, когда Шуберт понял, что потерял любимую, он
почувствовал отвращение ко всем дочерям Евы. Это все, что я знаю о его
сердечных склонностях, у
Ансельм Хюттенбреннер
Вверху: Так выглядел район Вены, где располагался конвикт.
Внизу: Пять лет (1808—13), проведенные композитором в конвикте, были
бы для него невыносимо тяжелы, если бы не верные друзья, которых он
нашел здесь. Слева направо: Франц Шуберт, Иоганн Иенгер, Ансельм
Хюттенбреннер.
Даты
Хронология жизни
1797 31 января родился в Лихтентале, пригороде Вены.
1808 Становится певчим императорской придворной капеллы.
1812 Начинает заниматься композицией у Антонио Сальери.
1813 Уходит из конвикта после мутации голоса, готовится стать учителем, как и его отец.
1814-18 Работает в школе.
1817 Знакомится с Иоганном Михаэлем Фоглем, знаменитым баритоном, будущим исполнителем его песен.
1818 Становится учителем музыки дочерей графа Эстергази.
1820 Первое публичное исполнение произведений Шуберта.
1822—23 Пишет симфонию, названную «Неоконченной».
1828 19 ноября умирает в Вене от брюшного тифа.
Вверху: Участники «шубертиад» на прогулке. Акварель Л. Купельвейзера.
Внизу: Тереза Гроб, единственная женщина, к которой композитор испытал настоящее чувство.
Шобер, Иоганн Майерхофер и Теодор Кернер. Объединяла друзей
преданность музыке. Которая, впрочем, не была их исключительной
привилегией. Вся Вена, казалось, потеряла в ту пору голову от любви к
музыке. Музыка звучала везде. В концертных залах, парках, пригородах —
фешенебельных и не очень, — в кафе и ресторанах, в великосветских
салонах, на улицах и даже на постоялых дворах.
В 1817 году Франц Шобер познакомил Шуберта с Иоганном Михаэлем
Фоглем, известным всей Вене баритоном. Фогль (а подступиться к нему было
дьявольски трудно — артист, знаменитость!) согласился прослушать
некоторые песни молодого композитора. Похмыкал после первой: «Недурно».
Потом попросил сыграть еще. И, в конце концов, музыка Шуберта так
захватила его, что он решил стать исполнителем его песен (чем немало
способствовал их популярности).
В Шуберте, тем временем, вызревало свое решение, которое он и
воплотил в жизнь в 1818 году. Он бросил школу, решив все свои силы
посвятить музыке. Этот шаг был смелым, если не сказать — безрассудным.
Других доходов, кроме учительского жалованья, музыкант не имел. На
первых порах помогли друзья, с горячностью одобрившие романтический
порыв композитора, а затем ему посчастливилось поступить учителем музыки
к дочерям графа Эстергази.
Так нашелся компромисс между свободой творчества и необходимостью зарабатывать на хлеб.
В 1820 году состоялось первое публичное исполнение произведений
Франца Шуберта, принесшее ему первый успех. Примерно в это же время
зародились и «шубертиады» — своеобразные музыкальные вечера,
затевавшиеся то в доме кого-то из приятелей композитора, то в его
собственной «келье», то в небольшом кафе. На этих полузакрытых концертах
Шуберт сам аккомпанировал Фоглю, исполнявшему его песни. Вечера
проходили тем более весело, чем больше желал Шуберт забыться в объятиях
музыки и друзей. Совсем недавно он узнал ошеломившую его новость: Тереза
Гроб, его нареченная, вышла замуж. Она устала ждать, когда
Выдающиеся произведения
Симфонии:
Четвертая до минор «Трагическая» й417
Пятая си-бемоль мажор й 485 Шестая до мажор «Малая» й 589 Седьмая ми мажор
(незавершенная) Восьмая си минор «Неоконченная» 759
Девятая до мажор «Большая» й 944
Фортепианные произведения:
12 вальсов й145 36 вальсовй365
Соната ми-бемоль мажор №6 й 568 Соната си-бемоль мажор №21 й 960 Фантазия до мажор «Скиталец» й760
Музыкальные моменты №№1—6 й780
Соната в четыре руки до мажор й813
11 экспромтовй899й935
Камерная музыка:
Струнный квартет до минор №12 й703
Струнный квартет «Девушка и смерть» ре минор №14 й 810 Октет фа мажор й 803 Фортепианный квинтет ля мажор
«Форель» й 667 Фортепианное трио си-бемоль
мажор №1 й898 Фортепианное трио ми-бемоль мажор №2 й 929
Песенные циклы:
Прекрасная мельничиха й 795 Зимний путь й 911
Церковная музыка:
Немецкая месса й 872 Оратория «Лазарь» (незавершенная)й 689
Буква й, стоящая рядом с названиями, отсылает к нумерации произведений Шуберта по каталогу музыковеда Отто Эриха Дейча.
Незавершенная картина М. Швинда,
изображающая одну из «шубертиад».
Композитор аккомпанирует на рояле певцу Михаэлю Фоглю.
музыкант сможет предложить ей вместе с рукой и сердцем хоть
сколько-нибудь пристойное существование. И теперь Шуберт топил свою
несчастную любовь в безудержном веселье. Он так никогда и не смог
полюбить другую женщину. Лишь в 1824 году ослепительно вспыхнуло — и тут
же погасло — чувство к Каролине Эстергази, его ученице. Разница в
материальном и социальном положении действовала отрезвляюще.
Сумасшедший вихрь работы и сомнительных удовольствий, которым он
предался после известия о неверности Терезы, не сулил ничего доброго. В
1823 году Шуберт оказался в больнице с «дурной болезнью». Друзья во всем
винили Шобера — именно он, этот красавец и повеса, считали они, вверг
мягкотелого и увлекающегося, но чистого сердцем Шуберта в «бездну
разврата». Увы, от этих обвинений было уже мало прока. Шуберт вышел из
больницы вялым, угрюмым, словно постаревшим на десять лет. Ему опять
пришлось устроиться работать в ненавистную школу — и это обстоятельство
тоже усугубило депрессию, лишь ненадолго теперь отпускавшую композитора.
Известность Шуберта тем временем росла. Его песни вошли в моду. В 1828 году были опубликованы его важнейшие сочинения, а в марте того же года состоялся один из самых знаменательных для него концертов. На вырученные от него деньги Шуберт купил себе фортепиано. Он так мечтал о том, чтобы обладать этим «королевским инструментом». Но долго наслаждаться приобретением ему не довелось. Всего через несколько месяцев Шуберт заболел брюшным тифом. Он отчаянно сопротивлялся болезни, строил планы на будущее, пытался работать в постели... 19 ноября 1828 года композитор умер, не дожив даже до 32 лет. Несколько позже на его надгробии высекли эпитафию, принадлежащую перу Грильпарце-ра: «Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды».
Комментариев нет:
Отправить комментарий