ШОПЕН- любовь и музыка

Картинки по запросу шопен любовь
Жорж Санд сыграла в жизни Шопена необыкновенную роль. Почти девять лет их романа — это самый плодотворный период творчества композитора, когда он написал свои наиболее зрелые произведения.
Воктябре 1836 года Фридерик Шопен познакомился с одной из самых удивительных женщин своего времени — Авророй Дю-деван (в девичестве — Дюпен), более известной миру под своим писательским псевдонимом Жорж Санд. Нужно сказать, что это знакомство было не случайным, а тщательно «спланированным». Жорж Санд много слышала о гениальном композиторе и мечтала с ним познакомиться. Она попросила своих друзей — Ференца Листа и Мари д'Агу — представить ей Шопена. Казалось бы, никаких затруднений возникнуть не могло. Шопен в ту пору часто бывал в доме Листа, и их встречу с Санд устроить было не так уж трудно. Но композитор, узнав о желании знаменитой писательницы видеть его, все откладывал и откладывал встречу. Перспектива познакомиться с «одной из самых замечательных женщин Франции» не столько радовала, сколько пугала его. Слишком необычно звучало все то, что говорили о ней, и слишком, мягко говоря, странной была ее репутация. Кроме того, в то время в его сердце еще жила другая женщина — Мария Водзинь-ска.
Тем не менее, знакомство состоялось. Но Жорж Санд вовсе не сразу удалось «околдовать» Шопена (хотя но части «околдовывания» она была великая мастерица). Два года они виделись исключительно у общих друзей, и Шопен подчас выказывал Санд не только невнимание, но и пренебрежение.
Период «шатаний» кончился осенью 1838 года. Влюбленные поехали вместе на Майорку. Жорж Санд отправилась в путь с детьми — дочерью Соланж и сыном Морисом. В Перпиньяне к ним присоединился Шопен, и 9 ноября они уже были в Пальме, на Майорке.
Оба искали спокойного места с мягким климатом, где можно было бы провести несколько зимних месяцев, несносно-влажных во Франции. Писательница надеялась предотвратить рецидив ревматизма у сына, да и Шопену тоже требовалось поправить свое здоровье. Однако и Санд, и Шопен плохо представляли себе особенности местного климата, а потому их ждали сюрпризы.
Первые письма композитора из Пальмы полны восторга: «Я в Пальме, — писал он 15 ноября одному из своих друзей, — среди пальм, кедров, кактусов, маслин, апельсинов, лимонов, алоэ, инжиров, гранатов и т. д. Такое есть только в оранжереях Ботанического сада. Небо как бирюза, море как лазурь, горы как изумруд, воздух как в раю». Но идиллия длилась недолго. В декабре погода резко изменилась, начался сезон дождей. Стало холодно и ветрено. Шопен и Жорж Санд поселились на прекрасной вилле «Дом ветров», но быстро поняли, что зимовать там нельзя. На вилле не было камина. Санд не отчаивалась, но композитору с его слабой грудью такая погода в совокупности с таким помещением не сулила ничего хорошего. У Шопена появились приступы кашля, временами ему становилось трудно дышать. Хозяева виллы, испугавшись туберкулеза, попросили постояльцев съехать. 15 декабря Шопен и Жорж Санд поселились в старом заброшенном монастыре картезианцев в Вальдемосе.
Это безлюдное место чрезвычайно понравилось писательнице. Все здесь она находила необыкновенно живописным и романтичным. Шопен, увы, не мог разделить ее восторгов. В итоге, как заметила Санд, «наше житье в монастыре Вальдемосы стало для него настоящей пыткой, а для меня истинным страданием». И далее: «Ему чудилось, что монастырь наводнен призраками. Бывало, когда мы с детьми возвращались домой к вечеру, я находила его за роялем в странном виде: волосы взъерошены, глаза безумные, широко раскрытые...» Бытовые стеснения и обострившаяся болезнь Шопена вынудили Санд задуматься о скорейшем отъезде.
13 февраля 1839 года влюбленные, не дотерпев до конца «райской зимы», сели на корабль, следовавший в Барселону и Марсель. В мае они на несколько дней остановились в Генуе, а потом отправились в Ноан, где у Жорж Санд было имение. В последующие годы Санд и Шопен проводили здесь каждое лето. На зиму они переезжали в Париж.
В Париже Шопен и Жорж Санд жили каждый в своих «апартаментах», хотя и неподалеку друг от друга. Композитор с головой уходил в работу и светскую жизнь. Жорж Санд также была занята своими делами — много времени и сил она уделяла, помимо писательства, своему литературному салону. Одним словом, часто видеться у влюбленных не получалось. Слишком самостоятелен был каждый из них, чтобы полагать в любви единственный смысл жизни.
Голоса из хора
* Если мы не ужинаем вместе, или не играем на бильярде, или не идем на прогулку, то остаемся в комнате, чтобы почитать и отдохнуть.
И слышится время от времени эхо музыки Шопена, которой вторит песнь соловья, у
Эжен Делакура о летней жизни в Ноане
Даты
Хронология жизни
1810 1 марта (по другим сведениям — 22 февраля) родился в Желязовой Воле.
1817 Становится учеником пианиста и композитора Войцеха Живного.
1818 Первое публичное выступление во дворце князя Радзивилла в Варшаве.
1829 Оканчивает Главную школу музыки.
1830 Уезжает из Польши в Вену.
1831 Переезжает в Париж.
1832 Становится известен во французской столице как один из самых талантливых композиторов и пианистов современности.
1836 Знакомится с Жорж Санд.
1838 Вместе с Жорж Санд едет на Майорку.
1840-43 Период активной концертной деятельности. Публикация вальсов, баллад, сонат, ноктюрнов, мазурок и экспромтов.
1844 Умирает отец композитора. Жорж Санд посвящает Шопену повесть «Чертово болото».
1847 Состояние здоровья Шопена ухудшается. Разрыв с Жорж Санд.
1848 Дает последний концерт в Париже.
1849 Умирает 17 октября в своей квартире на Вандомской площади..

Шопен в те годы был на пике славы — и как пианист, и как композитор. Почти каждое новое его произведение встречалось восторженно и становилось знаменито в считанные дни. Его трижды (редчайший случай) приглашали играть для короля (в феврале 1838, октябре 1839 и зимой 1841 гг.). Кроме того, Шопен дал два концерта в великолепном зале Плей-ель — 26 апреля 1841 года и 21 февраля 1842 года. Специально для этих выступлений он написал некоторые из своих шедевров — такие, как Соната си-бемоль минор соч. 58, Фантазия фа минор соч. 49, три последние баллады и два скерцо и, кроме того, много миниатюр: ноктюрнов, вальсов, полонезов и мазурок.

Годы текли безмятежно. Шопен безмерно уважал Жорж Санд, а она неизменно восхищалась его сочинениями. Писательница оставила весьма интересную запись, где «зафиксировала» во всех подробностях «течение творческой лихорадки композитора»: «Если он сочинял не за инструментом, то, переписывая произведение набело, начинал так детально его анализировать, что от малейшего несоответствия музыки состоянию души впадал в депрессию. День за днем проводил он взаперти в своем кабинете, плакал, безостановочно ходил из угла в угол, ломал перья, которыми писал, переделывал один и тот же такт сотни раз, записывал его, чтобы сразу же зачеркнуть и наутро заняться им с тем же безумным упорством. Однако шести недель хватало на то, чтобы он вернулся к звучанию, которое придумал в самом начале».
В середине 1840-х годов состояние здоровья Шопена ухудшилось. Он, по обыкновению, впал в депрессию (Жорж Санд уже давно говорила, что
Слева:
Акварельный портрет Шопена, написанный в 1836 году Марией Водзиньской.
Справа:
Фрагмент веера, расписанного Огюстом Шарпентье. В женской фигуре справа угадывается Жорж Санд. В руке она держит птицу (Шопена). Колени перед Санд преклонил Лист, а наблюдателем сцены выступает Делакруа.

В музыкальных кругах Парижа Шопена называли не иначе как «поэт фортепиано». Пожалуй, только он и Лист остались в памяти потомков из всех представителей пианистической школы романтизма. Однако произведений для фортепиано с оркестром герой нашего выпуска написал не так уж много. Самые известные из них — Фортепианный концерт фа минор, Фортепианный концерт ми минор, Краковяк, Andante spianato и Полонез ми-бемоль мажор. Эти произведения были созданы, вероятно, под злиянием Юзефа Эльснера, знаменитого учителя Шопена, признанного оркестрового композитора. Они отличаются глубокой экспрессией (в них присутствуют, кажется, все градации чувств, способных владеть человеком) и виртуозной партией солиста. Молодой композитор и пианист — а сзои произведения для фортепиано с оркестром Шопен писал, будучи еще совсем юным, — движимый тщеславным, но таким простительным в его возрасте хеланием «поразить» публику, уделял партии солиста наибольшее внимание. Восхитительные пассажи, составляющие украшение шопеновских фортепианных вещей, нашли себе место и в его сочинениях для фортепиано с оркестром. Тем не менее, роль оркестра композитор не сводит к аккомпанементу. Оркестр вступает в диалог с солистом в более пространных, чем обыкновенно, тутти, и звучание обеих партий свидетельствует о тонком музыкальном чутье молодого Шопена, а также о его необыкновенном умении использовать все оттенки тембра инструментов.

Иллюстрация к роману Жорж Санл «Андре», опубликованному в 1851 году.
«он просто невыносим в болезни»). Сама Санд, устав от роли опекунши, более не находила в себе сил поддерживать его и терпеть его «выходки». Разрыв, назревавший уже давно, произошел в мае 1847 года. Предлогом послужило несчастливое замужество Соланж, дочери Жорж Санд, связавшей свою судьбу с безвестным скульптором Огюстом Клезанже. Шопен, встав на сторону Соланж, сам того не желая, оказался в самом центре семейного конфликта.
Расставание произошло по инициативе Жорж Санд. Она написала Шопену прощальное письмо (Эжен Делакруа, их общий друг, охарактеризовал его как «жестокое»). Композитор, стараясь не поддаваться отчаянию, саркастически заметил: «Восемь лет повиновения — это слишком много». Однако Санд значила для Шопена гораздо больше, чем ему самому хотелось бы. Разрыв с нею стал для него смертельным ударом. В последние три года жизни он почти ничего не писал. Исключений очень немного: песня для голоса и фортепиано на стихи Зигмунта Красиньского (соч. 74 N'-'9) и две мазурки (соч. 67 N"2 и соч. 68 N'-'4), последняя из которых так и осталась незавершенной. Умер Фри-дерик Шопен в ночь на 17 октября 1849 года в своей парижской квартире на Вандомской площади.

Комментариев нет:

Отправить комментарий