Шопен не создал ни одной оперы, ни одной симфонии. Он писал почти
исключительно для фортепиано. Но его «несерьезные» мазурки, вальсы и
ноктюрны покорили сначала всю Европу, а затем и весь мир.
Фридерик Францишек Шопен родился недалеко от Варшавы, в местечке
Желязова Воля. Он был сыном Никола Шопена, француза из Лотарингии, с
1787 года жившего в Польше, и польки Юсти-ны Кшижановской. В доме день
рождения Шопена всегда праздновали 1 марта, хотя в метрике указана дата
22 февраля 1810 года. Крестили ребенка 23 апреля 1810 года в костеле св.
Роха в Брохуве, недалеко от Желя-зовой Воли.
Осенью 1810 года семья переехала в Варшаву, где Никола Шопен получил
место учителя французского языка в лицее и казенную квартиру. Спустя два
года мать Фридерика открыла пансион для мальчиков из «хороших семей», и
Шопены перебрались в более просторные апартаменты при пансионе.
Музыкальное дарование Шопена проявилось очень рано. Еще будучи совсем
маленьким мальчиком, он с удовольствием разыгрывал дуэты со своей
старшей сестрой Людвикой. Кстати, именно Людвика стала первой
учительницей музыки для своего брата. А в 1817 году семилетний Фри-дерик
стал брать уроки у пианиста, скрипача и композитора Войцеха Живного. Он
направил врожденные способности мальчика в нужное русло, познакомив его
с классическим репертуаром немецких мастеров, произведениями Баха,
Моцарта и
Бетховена, а также с сочинениями современных популярных композиторов.
Уже тогда почти ни у кого не было сомнений, что из Фридерика вырастет
гениальный музыкант. Очень быстро он достиг почти идеальной техники,
начал писать первые произведения и выступать в варшавских
аристократических салонах. Публика принимала юного Шопена восторженно —
особенно пленяли талантливые импровизации маленького пианиста, едва
достающего ногой до фортепианной педали.
Портрет Фридерика Шопена в юности.
В 1822 году Шопен стал изучать композицию у Юзефа Эльснера — сначала
частным образом, а потом в течение трех лет в Главной школе музыки.
Итоговая оценка, данная учителем, не оставляла сомнений в масштабе
одаренности ученика: «Выдающиеся способности, музыкальный гений».
Шопен был уже многообещающим музыкантом, на родине его знали и
ценили, называя «польским Моцартом». Но вскоре произошли события,
которые изменили жизнь композитора и определили его дальнейшую
творческую судьбу.
11 ноября 1830 года Шопен выехал из Польши в Вену — через Дрезден,
где он остановился, чтобы дать концерт при дворе. Покорив венских
критиков блестящим исполнением своих произведений, а венских дам —
безупречными манерами, Шопен решил перебраться в Лондон. В Штутгарте его
застало известие о подавлении Николаем I польского восстания.
Считается, что свой знаменитый этюд до минор, известный под названием
«Революционный» (соч. 10 №12), Шопен создал, находясь под впечатлением
от этого трагического известия. Композитор оказался отрезанным от
родины. Концертное турне обернулось бессрочной эмиграцией.
В сентябре 1831 года Шопен оказался в Париже. Сначала он хотел лишь
ненадолго остановиться здесь, но судьба распорядилась иначе. Этот город
на долгие годы стал пристанищем для композитора-изгнанника.
Надо сказать, что Париж был далеко не худшим местом, которое мог
выбрать Шопен. Музыкальная жизнь французской столицы в эти годы поражала
своим богатством и разнообразием. Здесь жили Лист и Берлиоз,
Россини и Керубини, Мейербер и Обер. Но главное — Шопен получил
возможность общаться с соотечественниками, его приняла в свой круг
Вверху: Фридерик Шопен. Фотография 1849 года.
Внизу: Вид на Собор Парижской богоматери. Гравюра Ф. Хоффбауера.
Голоса из хора
Гений Шопена — это самый 'глубокий и самый богатый источник чувств и
эмоций из всех когда-либо существовавших. Один инструмент говорит у него
языком вечности. \
Жорж Санд
Даты
Хронология жизни
1810 1 марта(по другим сведениям — 22 февраля) родился в Желязовой Воле.
1817 Начал учиться игре на фортепиано у Войцеха Живного.
1818 Первое публичное выступление во дворце князя Радзивилла в Варшаве.
1829 Окончил учебу в Главной школе музыки.
1830 Уезжает из Польши в Вену.
1831 Переезжает в Париж.
1832 Успех в Париже: концерты, частные уроки, множество публикаций.
1837 Путешествие в Лондон; изданы Двенадцать этюдов соч. 25.
1838 Начало романа с Жорж Санд.
1840-43 Период активной деятельности: публикация вальсов, баллад, сонат, ноктюрнов, мазурок и экспромтов.
1844 Смерть отца; Жорж Санд посвящает Шопену «Чертово болото».
1847 Состояние здоровья Шопена ухудшается; разрыв с Жорж Санд.
1849 17 октября умирает в парижской квартире на Вандомской площади.
польская диаспора. Слава композитора росла не по дням, а по часам. Он
давал многочисленные концерты в гостеприимных французских салонах,
заключал выгодные договоры с издателями. А уроки фортепианной игры у
Шопена были самыми востребованными и дорогими — за каждый из них ему
платили по двадцать франков, тогда как менее знаменитые пианисты
довольствовались пятью.
В 1835 году Шопен путешествует по Европе. В Карлсбаде он в последний
раз встретился с родителями, провел с ними почти месяц и проводил их до
самой границы с Польшей. Затем композитор направляется в Дрезден. Здесь
он пережил бурный и краткий роман с Марией Водзинь-ской, а в Липске
встретился с Мендельсоном и Робертом Шуманом.
По возвращении в Париж Шопен вновь попадает в круговорот артис-
Вверху: Жорж Санд.
Внизу: Выход поляков из Парижа
в 1848 году. Перед революцией Шопен
переехал в Лондон.
тической жизни. В октябре 1836 года в доме Ференца Листа и графини
д'Анжу — своих давних знакомых — он встречается с Авророй Дюпен, более
известной под псевдонимом Жорж Санд. Талант Шопена покорил знаменитую
писательницу, но сам он поначалу оставался равнодушным к ней. Известно
его письмо к родным, в котором он говорит о Жорж Санд: «В ней есть даже
что-то отталкивающее».
Но частые встречи у общих друзей и в артистических салонах сделали
свое дело — Шопен все более и более попадал под обаяние Жорж Санд.
Осенью 1838 года композитор и писательница уезжают из Парижа, чтобы
провести зиму на Майорке — в земном раю. Впрочем, рая не получилось. На
острове стояла дурная погода, шли дожди, бытовая сторона жизни оставляла
желать много лучшего.
Шопен заболел, болезнь сопровождалась кровохарканьем.
В последующие годы Шопен и Жорж
Санд проводили зимы в Париже, а
летом уезжали в имение Жорж Санд. Этот период в жизни композитора
Выдающиеся произведения
Для фортепиано и оркестра:
Краковяк фа мажор соч. 14
(Рондо а-ля краковяк) Фортепианный концерт ми минор соч. 11
Фортепианный концерт фа минор соч. 21
Andante spianato и Полонез ми-бемоль мажор соч. 22
Для фортепиано:
Баллады соч. 23, соч. 38, соч.47, соч. 52 Экспромты соч. 29 и соч. 36
Фантазия-экспромт соч. 66 Мазурки соч. 6, соч. 17, соч. 24, соч. 30,
соч.50,соч.63,соч.68 Ноктюрны соч. 9, соч. 15, соч. 27,
соч. 32, соч. 37, соч. 48, соч. 62 Два полонеза соч. 26 Два полонеза
соч. 40 Полонез фа-диез минор соч. 44 Полонез-фантазия ля-бемоль мажор
соч. 61
Фантазия фа минор соч. 49 24 прелюдии соч. 28 12 этюдов соч. 10 12
этюдов соч. 25 Соната си минор соч. 58 Вальс ми-бемоль мажор соч. 18
Вальсы соч. 64, соч. 69, соч. 70 Колыбельная ре-бемоль мажор соч. 57
Баркарола фа-диез мажор соч. 60
Внизу: Дом на Вандомской площади в Париже, где умер композитор.
можно назвать относительно спокойным — Шопен работает над очередными
произведениями, время от времени дает концерты. Одно беспокоит его
близких: состояние здоровья музыканта все ухудшается, слабые легкие
постоянно напоминают о себе. Сильно подействовала на него и весть о
смерти отца (в 1844 году).
В 1847 году «свободный роман» Шопена и Жорж Санд закончился разрывом.
Композитор переживал его очень тяжело, долгое время не мог писать.
Чтобы хоть как-то отвлечься от гнетущей тоски, он возобновил занятия с
учениками, а друзья, решив поддержать его, организовали ему в Париже
концерт.
В апреле 1848 года по приглашению своей ученицы Джейн Стирлинг Шопен
едет в Англию. Здесь он знакомится с Карлейлем и Диккенсом, играет на
одном из раутов для королевы Виктории.
Болезнь Шопена тем временем прогрессирует. Он чувствует себя слабым,
разбитым. Английский климат еще более ухудшает его самочувствие. Но,
невзирая на физическую слабость, композитор охотно согласился выполнить
просьбу лорда Дадли Стюарта — выступить на благотворительном вечере в
пользу Литературного общества друзей Польши
в Лондоне 16 ноября 1848 года. Это был последний концерт Шопена. В конце ноября композитор решил
вернуться в Париж. Болезнь временно отступила, и плодом вернувшегося
вдохновения стали две мазурки (соч. 67, №2 и соч. 68, №4), изданные уже
после смерти Шопена.
16 октября 1849 года в Париж приезжает сестра Шопена Людвика,
узнавшая о его бедственном положении. Рядом с нею Шопен проводит свои
последние часы. 17 октября 1849 года Шопена не стало.
Практически нет сомнений в том, что Фридерик Шопен был болен
чахоткой, но, видимо, умер он не от нее, а от болезни сердца. 30 октября
1849 года в костеле св. Марии Магдалины прошло отпевание. Тело Шопена
покоится на кладбище Пер-Лашез, а сердце — в костеле св. Креста в
Варшаве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий