Балет на музыку Игоря Стравинского в четырех сценах. Либретто И. Стравинского.
Действующие лица
- Фея
- Молодой человек
- Невеста молодого человека
- Мать с ребенком
- Эльфы — свита Феи, крестьяне, музыканты на сельском празднике, подружки Невесты
Действие происходит в сказочном мире и в Стране вне времени и пространства.
История создания
После создания балета «Аполлон Мусагет»,
который был закончен в 1928 году и тогда же поставлен труппой Дягилева,
Стравинского привлек новый замысел. В этот период он стремился
обращаться к протяженным мелодиям, внимание к которым за предшествующее
время было утеряно. Об этом внимании к мелодии Стравинский писал позднее
в «Хронике моей жизни» в связи с «Аполлоном Мусатетом», в котором
вдохновлялся музыкой XVIII века. Теперь же композитора привлекла идея
написать балет на основе мелодизма Чайковского. Приближалось тридцатипятилетие со дня смерти Чайковского, горячо любимого Стравинским, и он решил отметить эту дату.
Либретто, в основу которого легли некоторые сюжетные мотивы сказки X.
К. Андерсена (1805—1875) «Ледяная дева», он писал сам с помощью
художника А. Бенуа (1870—1960), который занялся и оформлением балета.
Вопреки сложившейся традиции, Стравинский не хотел, чтобы его новый
балет, подобно предшествовавшим, был поставлен труппой Дягилева.
Впоследствии он писал: «Модернизм» во что бы то ни стало, в котором
сквозила боязнь потерять передовое положение; поиски сенсации;
неуверенность в выборе дальнейшего пути — все это создавало вокруг
Дягилева нездоровую атмосферу, с которой он мучительно боролся. Все это
вместе взятое мешало мне разделять многое из того, что он делал, и наши
отношения в силу этого становились менее откровенными...» Написанный
очень быстро, «Поцелуй феи» был поставлен сестрой знаменитого Вацлава
Нижинского Брониславой Нижинской
(1891—1972) на сцене театра Grand Opera. Нижинская окончила
Петербургское балетное училище в 1908 году и была принята в Мариинский
театр, из которого ушла в 1911 году в знак протеста против увольнения
брата. Еще до того, начиная с 1910 года, она выступала в спектаклях
Русских сезонов Дягилева в Париже, некоторое время танцевала в
лондонской антрепризе В. Нижинского, которую тот организовал после ухода
от Дягилева. С 1915 по 1921 год Нижинская танцевала и преподавала в
Киеве, но затем вернулась к Дягилеву, у которого поставила несколько
балетов. Окончательно расставшись с Дягилевым, Нижинская работала
балетмейстером во многих театрах, в том числе — в труппе Иды Рубинштейн.
Премьера «Поцелуя феи» состоялась 27 ноября 1928 года. Обиженный
Дягилев отозвался о спектакле крайне отрицательно. Однако балет получил
длительную жизнь на сценах США, Англии, Германии, Нидерландов, Южной
Америки. В Советском Союзе, где Стравинского власти объявили «столпом
модернизма», «Поцелуй феи» был поставлен на большой сцене только в
Таллине (1971). В Ленинграде его постановка была осуществлена силами
Хореографического училища в качестве выпускного спектакля в 1970 году, и
лишь через три десятилетия, после падения советского режима, «Поцелуй
феи» вошел в репертуар Мариинского театра. В 1950 году композитор
осуществил новую редакцию «Поцелуя феи», которая была опубликована
сначала в Англии, а затем и в Москве. Партитуре композитор предпослал
следующие строки: «Посвящаю этот балет памяти Петра Ильича Чайковского.
Балет имеет аллегорический смысл — ведь муза Чайковского сродни этой
фее. Подобно фее, муза отметила Чайковского своим поцелуем, печать
которого лежит на всех творениях великого художника».
Сюжет
«Колыбельная в бурю. (Пролог. — Л. М.)
Сквозь снег и метель с трудом бредет женщина, укачивая на руках ребенка.
Появляются эльфы из свиты Феи и начинают преследовать ее. Они отнимают
ребенка у матери и уносят. Появляется Фея, подходит к ребенку и нежно
ласкает его. Запечатлев на его лбу поцелуй, Фея удаляется. Ребенок один.
Мимо проходят крестьяне. Они замечают ребенка, ищут повсюду его мать,
но безуспешно, и очень огорченные берут его с собой.
Сельский праздник. На сцене играют музыканты,
крестьяне пляшут. Среди пляшущих — Молодой человек и его Невеста.
Музыканты и толпа крестьян расходятся. Невеста тоже уходит с ними, а
Молодой человек остается один. К нему подходит Фея под видом цыганки.
Она гадает ему по руке, затем начинает танцевать, постепенно подчиняя
своей воле. Она говорит Молодому человеку о его любви и предсказывает
большое счастье. Воодушевленный ее словами, Молодой человек просит
цыганку отвести его к Невесте.
На мельнице. Фея ведет Молодого человека на
мельницу. Там его Невеста веселится и играет с подружками. Фея исчезает.
Все танцуют, затем Невеста уходит с подружками, чтобы надеть фату.
Молодой человек остается один.
Сцена. Появляется Фея. На ней фата. Молодой человек думает,
что это его Невеста. В восхищении он подходит к ней и в страстных
выражениях говорит о своей любви. Вдруг Фея срывает с себя фату. Молодой
человек потрясен своей ошибкой. Тщетно пытается он освободиться от чар
Феи — он бессилен перед ними. Его сопротивление сломлено, он во власти
волшебства. Фея уносит его далеко — в Страну вне времени и пространства.
Колыбельная страны вне времени и пространства. (Эпилог. — Л. М.)
Перед огромной декорацией, изображающей бескрайние просторы небес,
группируются эльфы из свиты Феи в медленных и плавных движениях. На
возвышении появляются Фея и Молодой человек. Под звуки колыбельной Фея
дарит ему второй поцелуй — на этот раз она целует его ступню» (И.
Стравинский).
Музыка
В этом балете композитор тонко использует мелодические обороты
Чайковского, подчас обостряя их, объединяя в единое целое, применяя
метод своего рода мозаики. Блестяща его техника сочетания различных
мотивов. По существу, Чайковский в «Поцелуе феи» подчиняет себе творца
балета, его облик выявлен в музыке ярче, чем облик самого Стравинского.
В прологе использована «Колыбельная в бурю» Чайковского, привлечены
также отдельные мотивы из Баллады Томского и песни «Зимний вечер»
(пантомима). В сцене деревенского праздника звучат мотивы из Юморески
для фортепиано, пьесы «Мужик на гармонике играет» из «Детского альбома» и
«Ната-вальс» (в основном — массовые сцены). Начало следующей картины
является тонкой имитацией симфонического антракта «Спящей красавицы»,
далее слышны отзвуки одной из частей Третьей симфонии, Ноктюрна для
фортепиано и Серенады. В финале в качестве основной темы звучит мелодия
романса «Нет, только тот, кто знал». Завершает балет, словно заключая
его в изящную рамку, снова тема «Колыбельной в бурю».
Л. Михеева
Комментариев нет:
Отправить комментарий