Картина «Тройка» - лучшая в жанровом направлении Василия Перова. Она отражает серьезную тему детского труда и социальную ситуацию 60-х годов XIX века. Художник особо трепетно подбирал героев для своей картины, особенно центрального мальчика, с которым связана целая история.
Биография и творчество художника
Василий Григорьевич Перов (1834–1882), живописец, жанрист, портретист, автор картин на исторические темы и педагог. И самое главное, это человек социально значимый. Перов жил в то время, когда безразличие художника к социальным проблемам в России считалось безнравственным. Творчество художника стало толчком к развитию критического реализма в русской живописи.
Василий Перов
Василий Перов родился 2 января 1834 в Тобольске, будучи незаконнорожденным сыном барона Григория Карловича Криденера. Несмотря на то, что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты. Дьяк был восхищен усердием и умелым владением пером своего ученика, поэтому решил отметить эту черту мальчика уже известной всем поклонникам фамилией. После окончания курса в Арзамасском уездном училище он был переведен в художественную школу им. Александра Ступина, также расположенную в Арзамасе. В 1853 году он был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у ряда известных художников.
В 1862 году Перов получил золотую медаль и право на оплачиваемую государством поездку за границу. Художник отправился в Западную Европу, посетив несколько немецких городов, а затем Париж. В это время он создавал картины, изображающие сцены европейской уличной жизни.
«Тройка»
1860-е годы - это период лучших жанровых работ в творчестве Василия Григорьевича Перова. Он провел 30 лет своей жизни на развитие главного своего направления - жанровой живописи. И самой масштабной, эмоциональной и выразительной картиной в этом векторе стала знаменитая «Тройка» 1866 года. Лица детей направлены на зрителя. Они раскрывают усталость, робость и страдания детей. Полотно затрагивает очень серьезную тему детского труда, оно призывает зрителей и в целом общество к состраданию. С другой стороны, эта картина - призыв пересмотреть ситуацию и ответственнее отнестись к теме семьи и детства в крестьянской среде.
Среда на картине
Призыв на картине слышен всеми возможными способами, в том числе природой, которая буквально передает несправедливость описанной ситуации. Зритель слышит гул порывистого ветра, треск повозки на морозе, слышит лай собаки, словно взывающий к помощи. Дети, худые и голодные, тянут повозку наперекор холодному ветру, который, так некстати, дует прямо в их маленькие лица. Эти глаза уже не наивны, жизнь не позволила им сохранить свою детскую непосредственность. Эти глаза отражают страдания всех крестьянских детей в их тяжелых многострадальных судьбах. Мрачные стены монастыря создают настроение безнадежной тоски. Название картины напоминает ветхозаветную Троицу. Возникает символически обобщенный образ несправедливого мира, который художник своим полотном отвергает.
Герои картины
Насколько серьезна тема крестьянских детей, настолько кропотливой проходила подготовка Перова к началу работу. Множественные зарисовки, эскизы, пробы различных жестов и позиций героев. С огромным усердием художник отнесся к поиску лиц для детей. Двое мальчиков и девочка, с огромным усилием тянущих за собой большую бочку с водой. Это лютая и морозная зима, сопровождающаяся вьюгой и ветром. На улице настолько холодно, что вода в бочке застыла и зритель даже видит ледяные сосульки. Детей сопровождает их верный друг - собака.
Дети одеты явно не по погоде. Их шеи открыты, а ноги обуты в старые башмаки. На них даже нет варежек, их руки уже изрезаны ремнями и веревками повозки. Достаточно обратить внимание на тонкие пальцы девочки, которая от усталости и встречного ветра опустила глаза. Ее пальцы должны были играть на фортепьяно уютным зимним вечером в кругу семьи. Но нет... они вынуждены тянуть жесткие веревки повозки. Жесткие и жестокие как сама судьба этих детей. Сзади бочку с водой придерживает мужчина, по всей видимости, отец детей. Художник намеренно скрыл его лицо, сделав акцент на детях.
Мальчик слева изо всех сил тянет повозку, его усердие выражает не по-детски сильная шея, на которой художник мастерски изобразил натянутые мышцы.
Особого внимания требует центральный герой, с которым связана удивительная и печальная история. Детей для двух героев (мальчика и девочки) художник нашел довольно быстро. А вот центрального героя ему пришлось поискать. Однажды на улице он увидел незнакомую женщину с мальчиком, в котором он увидел идеал для своего героя. Женщина-крестьянка долгое время не позволяла художнику написать портрет своего сына (бедный крестьянский народ верил в темные суеверия, одно из которых: нарисованный однажды человек вскоре умрёт. Вот это то и пугало крестьянскую мать). Но после продолжительных уговоров она согласилась.
Выставка
Холст был готов. Его ожидал триумфальный успех на выставке, гости которой были шокированы написанной трагедией и ее печальной безнадежностью. Однажды сам Третьяков заметил, что несколько дней подряд одна и та же женщина подходила к «Тройке» и долго плакала. Позже стало известно, что это мать главного героя, в которой Перов с трудом узнал мать Васи. Она рассказала, что её сын заболел и умер в прошлом году. Таким образом, страхи крестьянки отчасти подтвердились. Она пожелала купить картину на собранные средства. Перов объяснил, что картина уже давно продана. Будучи сердобольным человеком добрейшей души, Перов подарил женщине в память о ее сыне новый портрет мальчика.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/131219/44897/
Комментариев нет:
Отправить комментарий