Бродячий музыкант
Жизнь Баха была полна всяческих злоключений, неустроенности,
постоянных переездов из города в город, работы ради хлеба насущного. Но
была в ней и музыка, составлявшая главное счастье композитора.
Иоганн Себастьян Бах появился на свет в Эйзенахе, небольшом немецком
городке, расположенном в западной Тюрингии. Музыкальные традиции этой
местности уходят корнями в глубокое средневековье. Еще в ХП веке здесь,
при дворе Германа I (1190—1217), собирались самые знаменитые музыканты. А
в 1206 или 1207 году в его замке Варт-бург прошел конкурс миннезингеров
— бескровная «война певцов».
Семейство Бахов поселилось в Эйзе-нахе всего за несколько лет до
рождения Иоганна Себастьяна. Дед великого композитора был городским
музыкантом в Эрфурте, потом — придворным музыкантом в Арнштадте, а в
конце жизни — органистом в Веймаре. Отец Иоганна Себастьяна Баха
отправлял должность городского музыканта в Эйзенахе.
Итак, новорожденного, младшего сына Иоганна Амвросия Баха и Элизабет
Леммерхирт, крестили в церкви св. Георгия 23 марта 1685 года. Само собой
разумелось, что он продолжит семейную традицию и тоже станет
музыкантом. Первым его учителем стал отец, дававший сыну уроки игры на
скрипке, а в 1692 году Иоганн Себастьян начал учиться музыке в школе при
церкви св. Георгия.
В 1694 году умерла мать будущего композитора, через год не стало его
отца. Мальчика взял под свою опеку старший брат, Иоганн Кристоф,
работавший органистом в церкви св. Михаила в Ордруфе. Следующие пять лет
Иоганн Себастьян провел в доме своего брата, посещая местную школу и
занимаясь в школьном хоре.
Предполагаемый портрет Баха «веймарской поры».
В начале 1700 года юный Бах покинул опекуна, решив продолжить свое
образование в люнебургской гимназии. В Люнебурге же он поступил в хор
при церкви св. Михаила. Через два года, уже окончив гимназию, он
попытался получить место органиста — в церкви св. Иакова в
Зангерхаузене, — но ему сказали, что он слишком молод для этой
должности. Зато вскоре он был принят скрипачом в капеллу принца Иоганна
Эрнста Саксонского.
Долго в капелле принца Бах не задержался, так как 9 августа 1703 года
он приступил к исполнению обязанностей органиста в отстроенной после
пожара церкви св. Бонифация в Арн-штадте. В 1705 году, заслужив доверие
консистории, он испросил себе четырехнедельный отпуск, чтобы посетить
знаменитого органиста Дитриха Букс-техуде, проживавшего в Любеке.
Предание гласит, что молодой музыкант, не имея денег, отправился в Любек
пешком и пробыл там четыре месяца (вместо обещанных четырех недель). По
возвращении в Арнштадт ему пришлось объясняться за столь долгую
самовольную отлучку. Отношения с консисторией были испорчены.
По счастью, уже в 1706 году Баху предложили место органиста в церкви
св. Блазиуса в вольном городе Мюльхаузене. А 17 октября 1707 года он
женился на своей кузине Марии Барбаре Бах, дочери умершего органиста из
Ге-рена Иоганна Михаэля Баха. В материальном отношении молодожены были
предоставлены самим себе, поэтому Баху вскоре пришлось поступить на
должность придворного музыканта в Веймаре. Она приносила куда больший
доход, чем должность органиста при мюльхаузенском муниципалитете.
Новый работодатель Баха, Вильгельм Эрнст Саксен-Веймарский, был
человеком образованным и не чуждым меценатства — особенно гордился он
тем, что поддерживал не иноземцев, а своих, немецких, музыкантов
(возможно, потому, что «свои музыканты» обходились дешевле). Годы,
проведенные в Веймаре, стали для композитора периодом творческого
созревания. В1714 году он был назначен концертмейстером придворного
оркестра. Отныне в его обязанности входило «поставлять» каждый месяц
новые произведения (в первую очередь, кантаты) и проводить репетиции
оркестра. Росла, тем временем, и слава Баха-органиста. С триумфом прошли
его выступления в Дрездене, Галле и Лейпциге. Но через некоторое время
отношения Баха с герцогом Сак-сен-Веймарским испортились. И потому,
получив 5 мая 1717 года предложение стать придворным капельмейстером в
Кетене, Иоганн-Себастьян Бах подал герцогу прошение об отставке.
Герцог, в свою очередь, оскорбился и посадил композитора на
гауптвахту. Да, он был просвещенным правителем, но он привык, чтобы ему
подчинялись.
Терпению сдержанного и дисциплинированного концертмейстера пришел
конец. Отсидев на гауптвахте двадцать шесть дней, 2 декабря 1717 года он
выехал из Веймара в Кетен.
«Иоганн Себастьян Бах с сыновьями». Картина принадлежит кисти немецкого художника Балтазара Деннера.
Замок Вартбург близ Эйзенаха — родного города композитора. Гравюра конца XVII века.
Даты
Хронология жизни
1685 Родился 21 марта в Эйзенахе (Тюрингия).
1700-02 Переезжает в Люнебург, где оканчивает гимназию и поет в церковном хоре.
1703 Становится органистом церкви св. Бонифация в Арнштадте.
1707 Женится на своей кузине Марии Барбаре Бах.
1708 Получает место придворного музыканта в Веймаре.
1714 Становится концертмейстером оркестра при дворе в Веймаре
1717-18 Переезжает в Кетен, ко двору князя Леопольда, предложившего ему место капельмейстера.
1720 Умирает Мария Барбара.
1721 Женится на Анне Магдалене Вильке. 1723 Становится кантором школы при церкви св. Фомы в Лейпциге.
1736 Получает почетную должность композитора дрезденской капеллы.
1750 Переносит глазную операцию. 28 июля умирает в Лейпциге.
Голоса из хора
Если музыка способна облагородить и возвысить наше существование,
значит, ее миссия исполнена. Икогда композитор приходит к этому, он как
будто прикасается к самой высокой вершине. Бахэту вершину покорил. "
Пауль Хиндемит
В Кетене все свои силы Бах отдал светским сочинениям, занимаясь,
прежде всего, оркестром князя Леопольда, своего нового покровителя.
Жизнь семейства на новом месте налаживалась. Но в 1720 году случилось
то, чего никто не ожидал, — умерла верная подруга Баха, Мария Барбара.
Композитор узнал об этом, возвратившись из Карлсбада, куда он
сопровождал князя Леопольда. Чтобы дети не остались без материнской
заботы, 3 декабря 1721 года он женился на Анне Магдалене Вильке,
одаренной певице и, ко всему, скромной и домовитой девушке.
К 1723 году отношения Баха с двором князя Леопольда ухудшились (виною
тому была молодая супруга князя, музыки не любившая и музыкантов не
жаловавшая). И композитор вновь сменил место жительства, переехав, на
сей раз, в Лейпциг. Здесь он получил место кан-
Внутреннее убранство церкви св. Михаила в Люнебурге, в хоре которой
пел юный Иоганн-Себастьян Бах.тора в школе при церкви св. Фомы (так
называемой «Томасшуле»), где и служил до самой своей смерти. В1729 году
Бах принял еще и руководство Музыкальной коллегией — студенческим
музыкальным обществом, основанным Телеманом. Члены общества встречались
раз в неделю в Циммермановской кофейне. В этот период Бах много и
плодотворно работает, создает знаменитые «Страсти по Матфею» и «Страсти
по Иоанну», а также не менее известную «Кофейную кантату».
В июле 1733 года он посылает курфюрсту Фридриху II в Дрезден две части прогремевшей ныне на весь мир
Высокой мессы. При жизни Баха она так и не была исполнена целиком,
лишь первые две части — Kyrie и Gloria — звучали в лейпцигских хра-
Выдающиеся произведения
Религиозные кантаты:
Herz und Mund und Tat und Leben BWV 147
Мессы:
Mecca си минор (Высокая месса) BWV 232
Оратории:
Страсти по Матфею BWV 244 Страсти по Иоанну BWV 245
Органные произведения:
Фантазия и фуга до минор
BWV 537 Прелюдия и фуга до минор
BWV546
Токката и фуга ре минор BWV 565
Клавирные произведения:
Хорошо темперированный
клавир BWV 846—893 Гольдберговские вариации
BWV 988
Камерная музыка:
Шесть сюит для виолончели соло BWV 1007—1012
Концерты для инструмента с оркестром:
Концерт для двух скрипок ре минор BWV 1043
Произведения для оркестра:
Бранденбургские концерты
BWV 1046—1051 Третья оркестровая сюита
BWV 1068
К нотам музыкант приложил нижайшую просьбу присвоить ему звание
композитора придворной капеллы. Светлейший курфюрст соизволил
удовлетворить просьбу кантора школы св. Фомы — но лишь через три года.
Жизнь Баха в Лейпциге была тяжелой. Денег постоянно не хватало,
вверенная его заботам Томасшуле тоже приносила немалые огорчения.
Церковь выделяла на нее очень скромные средства, и мальчики-певчие
нередко голодали и простужались из-за отсутствия хорошей одежды. К тому
же, далеко не все из них блистали музыкальными способностями — детей
часто принимали в школу, не считаясь с мнением кантора. Утешала,
пожалуй, лишь семья.
Старшие сыновья к 1740-м годам уже приобрели известность в
музыкальном мире, младшие — подрастали и тоже были способными учениками
своего отца.
В 1747 году Бах отправился в Берлин, где при дворе Фридриха II служил
кла-весинистом его сын Филипп Эммануэль. Фридрих был наслышан о таланте
«старого Баха» и не раз намекал Эммануэлю, что хотел бы насладиться его
игрой. И вот, наконец, композитор предпринял утомительное (он ведь и в
самом деле уже не был молод) путешествие в Берлин. Король принял Баха
милостиво. В то время немецкий мастер Зильберман только-только начал
выпускать «пианофорте», которые
Король имел несколько этих — весьма дорогих — инструментов. По его
просьбе Бах «опробовал» их, блестяще исполнив импровизацию на заданную
королем тему. Вернувшись в Лейпциг, он переработал эту тему и создал
фугу, которую затем отослал Фридриху.
С весны 1749 года крепкое прежде здоровье начинает доставлять
композитору все больше неприятностей. Вследствие развития катаракты Бах
стал быстро терять зрение и к концу года полностью ослеп. В марте 1750
года знаменитый английский окулист
Джон Тейлор сделал ему две операции, но положительного результата они
не принесли. Последние месяцы своей жизни Бах провел в комнате с
зашторенными окнами. Он почти не вставал с постели. Говорят, что за
десять дней до смерти музыкант внезапно обрел зрение. Но после вскоре
случившегося кровоизлияния в мозг его парализовало, и вечером 28 июля
1750 года он скончался.
Таким был Лейпциг при жизни Баха.
Таким был Лейпциг при жизни Баха.
Бах ❖ Сюита № 3, BWV 1068
В Питере идет очень интересный балет о значимых событиях личной и творческий жизни великого композитора И.С. Баха во время проживания его в Веймаре «Многогранность . Формы тишины и пустоты» - знаменитая балетная постановка, творение гениального испанского хореографа и постановщика Начо Дуато.http://ti cketbest.ru/eve nt/178567?utm_s ource=post очень рекомендую Представление состоит из двух актов, на протяжении которых зрители получают возможность насладиться современной хореографией на фоне барочной музыки
ОтветитьУдалить