Поиск таинственной фрески Леонардо «Битва при Ангьяри» прекращён


25/09/2012
На днях стало известно, что судьба утерянной фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри», останется неизвестной.
 Исследование в Палаццо Веккио. Photo: David Yoder / National Geographic / AP
Амбициозный проект по поиску работы, считавшейся утерянной, приостановлен на неопределенный срок, а строительные леса, возведенные в Палаццо Веккио, будут демонтированы в конце сентября. В общей сложности, более десяти месяцев команда исследователей пыталась обнаружить фреску под сводами бывшего здания флорентийского совета.
Чтобы минимизировать повреждения фрески Вазари, было выбрано семь областей, уже поврежденных временем, либо уже подвергавшихся реставрации, где министерство культуры Италии разрешило вести работы.
Описанная мэром Флоренции как «великая тайна Ренессанса», «Битва при Ангьяри» была задумана в 1503 году, когда Леонардо и Микеланджело получили заказ написать две фрески на тему исторической флорентийской победы на противоположных стенах Палаццо Веккио. 6 июня 1505 года, в возрасте 53 лет, Леонардо начал работу над центральной сценой битвы, известной как «Битва за Кассину».
В своей книге Вазари упоминет, что Леонардо отказался от проекта из-за технических проблем, связанных с его экспериментами по смешиванию масляных красок. Историки, однако, ставят под сомнение его заключение. Некоторые предполагают, что Вазари придумал эту историю, и что на самом деле фреска была завершена. А спустя десять лет на этом месте была написана фреска самого Вазари. И, как уверяют историки, фреска да Винчи не единственная, которая «растворилась» под кистью Вазари.
В 1861 году в церки Санта Мария Новелла была найдена фреска «Троица», написанная Мазаччо. Фреска была замурована (но не уничтожена) тем же Вазари, который, по приказу герцога Козимы I, написал сверху свою «Мадонну с четками».
В 2000 году на конференции, посвященной да Винчи, впервые была высказана мысль о необходимости удаления фрески Вазари в Палаццо Веккио. И лишь в 2012 году были получены убедительные факты о возможном существовании шедевра Леонардо под работой Вазари. Однако, далеко вперёд исследователям продвинутся не удалось. Для продолжения работы требуются сложные исследования с применением XRD/XRF томографии, которые возможны лишь в условиях Европейского центра синхротронного и радиологического излучения в Гренобле, Франция.
В связи с этим, ряд ученых встал на защиту творения Вазари. Сесилия Фросинини (Cecilia Frosinini), директор по росписи лаборатории художественной реставрации Opificio, немедленно подала в отставку в знак протеста против продолжения работ. “Это этический вопрос. Я должна защитить произведение искусства от разрушения”, - заявила Фросинини.
После её реакции, многие историки искусства подписали петицию с требованием прекратить дальнейшее сверление фрески, некоторые стали ставить под сомнение и само существование под ней работы Леонардо.
“Вазари бы никогда не уничтожил работу художника, которым он столько восхищался. Вся эта история хороша для Дэна Брауна, но не для искусстововедов”, - скзал Томазо Монтанари (Tomaso Montanari), историк искусства из Университета Федерико II в Неаполе.
Кристина Асидини (Cristina Acidini), смотритель Polo Museale Fiorentino, в ответ на запрос группы исследователей, разрешила проведение эндоскопического исследования седьмого отверстия, но исключил возможность дальнейшего сверления. Такое решение вызвало жёсткую полемику в заинтересованных кругах. Но не смотря ни на что, несколько дней назад пришло окончательное решение министерства культуры Италии о необходимости заделать отверстия в фреске Вазари и демонтировать строительные леса. Так закончился поиск таинственной работы Леонардо да Винчи.
Анна Сидорова
http://gallerix.ru/news

Комментариев нет:

Отправить комментарий