Музы Густава Климта. Часть I – Вдохновение по "принуждению" ?

 
Сразу признаюсь в любви этому художнику, ибо его творения очень театральны, декоративны и одновременно символично-философские. Вот и решил я рассмотреть творчество Густава Климта через призму женщин, вдохновлявших его «на подвиги», его Муз.
Густав Климт. Gustav Klimt. 14 июля 1862, Баумгартен — 6 февраля 1918, Вена
Австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.
Я же хочу в этой части поговорить о причинах, заставляющих Климта в 1890-е годы, красиво названные fin de siecle (конец века) и в начале века ХХ-го , писать женские портреты и о женщинах, на них изображенных.
В 1887 году Климт основывает венский «Сецессион» и становится его президентом.
«Мы хотим объявить войну стерильной рутине, неподвижному византиниз­му, всем видам плохого вкуса… Наш «Сецессион» не является борьбой современных художников со старыми мастерами, но борьбой за успех художников, а не лавочников, которые называют себя художниками, но при этом их коммерческие интересы мешают процветанию искусства».
Эта декларация Германа Бара, драматурга и театрального критика, духовного отца сецессионистов, может служить девизом для «Венского Сецессиона», президентом (до 1905 года) и духовным лидером которого был Климт.
Не существует искусства без покровительства, и меценаты для «Сецессиона» были найдены прежде всего среди еврейских семейств венской буржуазии: Карл Витгенштейн, сталелитейный магнат, Фриц Вэрндорфер, текстильный магнат, а также семьи Книпс и Ледерер, которые поддерживали именно искусство Модерна. Все они были среди тех, кто заказывал картины Климту, и он специализировался на портретах их жен.

 (572x581, 51Kb)

Портрет Сони Книпс. 1898 г. Портрет Сони Книпс был первым в этой «галерее жен».
Семья Книпс была связана с металлургической промышленностью и банковским делом. Йозеф Хофман проектировал их дом, а Климт написал ряд картин, в том числе в 1898 году и портрет Сони в центре гостиной.
В портрете объединены несколько стилей. Хорошо известно, что Климт преклонялся перед гиперболой Макарта, и поза Сони Книпс указывает на влияние творца портрета знаменитой актрисы Бургтеатра Шарлотты Вольтер в образе Мессалины, которое проявляется, например, в асимметричном положении фигуры и в акцентировании силуэта. С другой стороны, трактовка платья, вовсе нехарактерная для Климта, напоминает легкую клеть Уистлера. Гордое, сдержанное выражение, которое Климт придал этой даме из общества, является типичным для художника; с этих пор оно вновь и вновь появляется у его роковых женщин. Портрет молодой дамы из общества выражает равнодушие и отчужденность, характерные для всех роковых женщин начиная с этого времени.
Отступление:
Портреты дам из общества дали Климту материальную независимость.
Таким образом, он не был обязан угождать общественным вкусам или следить за тем, как его старательно продуманные и блестяще выполненные работы втаптывают в грязь. Напомню, что 1886 году Густав Климт выполнил настенные полотна с аллегорическим изображением трех факультетов «Юриспруденция», «Философия» и «Медицина». Произведения шокировали венскую публику и вызвали скандал. Он полагал, что его картины можно будет выкупить за ту же сумму, за которую их приобрели.
Из объяснений Климта венской журналистке Берте Цукеркандль:
«Главные причины, по которым я решился просить вернуть мне картины, не вызваны раздражением на различные нападки… они могли возникнуть во мне самом. Все выпады критики почти не трогали меня в то время, и к тому же нельзя было отобрать счастье, которое я испытывал, работая над этими произведениями. В целом я очень нечувствителен к нападкам.
Но я становлюсь гораздо чувствительнее, если понимаю, что кто-то, кто заказал мою работу, недоволен ею. Как в том случае, когда замазывают картины».
В конце концов, правительство согласилось на то, чтобы промышленник Август Ледерер выкупил «Философию» за часть первоначальной цены. В 1907 году Коломан Мозер приобрел «Медицину» и «Юриспруденцию».
Пытаясь спасти картины во время Второй мировой войны, их перевезли в замок Иммендорф на юге Австрии. 5 мая 1945 года замок и все, что в нем хранилось, были уничтожены в огне при отступлении войск СС. Все это я написал с целью подчеркнуть, что иногда приходится дружить с сильными мира сего, если речь идет о собственном творчестве и независимости.
 (346x699, 48Kb)  (205x697, 23Kb)  (297x698, 30Kb)

Портрет Маргарет Стоннборо-Витгенштейн 1905 г.
Портрет Геты Фельшвани. 1902 г.
Портрет Серены Ледерер. 1899 г.
Климт хотел быть полностью свободным, хотел думать и писать независимо от официальных заказов, и в этом он получил поддержку от нескольких лояльных покровителей.
Для сына греческого предпринимателя из Македонии, который был связан с Востоком и преуспел в банковском деле и текстильной промышленности, Николауса Думбы он, например, выполнил две картины над порталом в музыкальном салоне его дворца: на первой был изображен Шуберт за фортепиано , на второй - Музыка II —греческая жрица с аполлоновой кифарой.

 (543x543, 58Kb)

Портрет Марии Хеннеберг 1901-02 г.г.
Это был тот Климт, которого любила Вена, Климт, пленивший даже наиболее консервативную публику, вознаграждавший ее с лихвой за аплодисменты. Климт сохранил этот привлекательный стиль для покровителей из высшего венского общества. Это проявилось и в его портрете Сони Книпс, и в нежности последующих портретов «жен»: Герты Фельшвани, Серены Ледерер, Марии Феннеберг и Фриды Райдлер.
Однако у женщин на этих портретах всегда одинаково безмятежное, мечтательное выражение лица: они взирают на мир и на мужчину меланхолично и отрешенно. «Боязнь свободного пространства» Климта проявилась здесь одновременно с величественными позами героинь.
В мнимой пассивности его моделей неизменно присутствует нечто подавляющее.
Одной из популярнейших идей fin de siecle (конца века) было господство женщины над мужчиной. Тема «борьбы полов» охватила салоны; художники и интеллектуалы тоже участвовали в дискуссии.
Климт знал, как угодить процветающим еврейским гражданам Вены, которые поддерживали «Сецессион». Он писал портреты их жен, придавая им безграничное очарование и некоторый налет надменности. Тем не менее Климт не только следовал требованиям заказчика, казалось, он избавлялся от всех ограничений и писал так, как хотел.
Нужно отметить, что в портретах Климта платья играют не меньшую роль, чем сами модели. Они искусно служат для раскрытия индивидуальности женщины, усиливая восприятие лица, шеи и рук. В качестве классического примера можно привести Энгра, портреты которого также полны чувственной красоты. Для обоих художников одежда выполняла такую же необходимую функцию, что и тело.
Высказывание Гаэтана Пико об Энгре в равной степени может быть отнесено и к Климту:
«В творчестве Энгра нет ничего более искусного, более изысканного, чем гармония шеи и ожерелья, бархата и плоти, накидки и прически; или границы соприкосновения груди и глубоко декольтированного платья, руки и длинной перчатки. Если на этих портретах женщины одеты в какое-то особое платье, так это потому, что от них исходит свет желания; они идут к нам в прикрытой наготе…»

 (515x598, 58Kb)  (461x640, 93Kb)

Портрет Фриды Райдлер 1906 г.
Портрет баронессы Элизабет Бахоффен-Экт 1914-16 г.г.
Вывод ясен: нам ни о чем не говорят имена на этих портретах Климта, просто, благодаря поискам экономической помощи и меценатства для «Сессиона», мы имеем сейчас возможность любоваться замечательными женскими портретами Климта, основанными на адской смеси импрессионизма, ориентального искусства и символизма, взбитыми в замечательный коктейль – своеобразные климтовские почерк, стиль и манеру. 
Материалы ВИКИПЕДИИ и сайта
http://www.artgrad.ru/painterart.php?gid=11&id=36
Если речь идет о художнике (впрочем, как и о поэте и музыканте!), то где-то рядом, пусть и незаметная, как рояль в кустах, должна быть его Муза.

 Музы Густава Климта. Часть 2 - Густав и Эмилия
Музы Густава Климта. Часть 3 - страсти по Адели

Комментариев нет:

Отправить комментарий