Сразу признаюсь в любви этому художнику, ибо его творения очень
театральны, декоративны и одновременно символично-философские. Вот и
решил я рассмотреть творчество Густава Климта через призму женщин,
вдохновлявших его «на подвиги», его Муз.
Густав Климт. Gustav Klimt. 14 июля 1862, Баумгартен — 6
февраля 1918, Вена
Австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи.
Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его
работ отличает откровенный эротизм.
Я же хочу в этой части поговорить о причинах, заставляющих Климта в
1890-е годы, красиво названные fin de siecle (конец века) и в начале
века ХХ-го , писать женские портреты и о женщинах, на них изображенных.
В 1887 году Климт основывает венский «Сецессион» и становится его
президентом.
«Мы хотим объявить войну стерильной рутине, неподвижному византинизму,
всем видам плохого вкуса… Наш «Сецессион» не является борьбой
современных художников со старыми мастерами, но борьбой за успех
художников, а не лавочников, которые называют себя художниками, но при
этом их коммерческие интересы мешают процветанию искусства».
Эта декларация Германа Бара, драматурга и театрального критика,
духовного отца сецессионистов, может служить девизом для «Венского
Сецессиона», президентом (до 1905 года) и духовным лидером которого был
Климт.
Не существует искусства без покровительства, и меценаты для
«Сецессиона» были найдены прежде всего среди еврейских семейств венской
буржуазии: Карл Витгенштейн, сталелитейный магнат, Фриц Вэрндорфер,
текстильный магнат, а также семьи Книпс и Ледерер, которые поддерживали
именно искусство Модерна. Все они были среди тех, кто заказывал картины
Климту, и он специализировался на портретах их жен.
Портрет Сони Книпс. 1898 г. Портрет Сони Книпс был первым в этой «галерее жен».
Портрет Сони Книпс. 1898 г. Портрет Сони Книпс был первым в этой «галерее жен».
Семья Книпс была связана с металлургической промышленностью и
банковским делом. Йозеф Хофман проектировал их дом, а Климт написал ряд
картин, в том числе в 1898 году и портрет Сони в центре гостиной.
В портрете объединены несколько стилей. Хорошо известно, что Климт
преклонялся перед гиперболой Макарта, и поза Сони Книпс указывает на
влияние творца портрета знаменитой актрисы Бургтеатра Шарлотты Вольтер
в образе Мессалины, которое проявляется, например, в асимметричном
положении фигуры и в акцентировании силуэта. С другой стороны,
трактовка платья, вовсе нехарактерная для Климта, напоминает легкую
клеть Уистлера. Гордое, сдержанное выражение, которое Климт придал этой
даме из общества, является типичным для художника; с этих пор оно вновь
и вновь появляется у его роковых женщин. Портрет молодой дамы из
общества выражает равнодушие и отчужденность, характерные для всех
роковых женщин начиная с этого времени.
Отступление:
Портреты дам из общества дали Климту материальную независимость.
Таким образом, он не был обязан угождать общественным вкусам или следить за тем, как его старательно продуманные и блестяще выполненные работы втаптывают в грязь. Напомню, что 1886 году Густав Климт выполнил настенные полотна с аллегорическим изображением трех факультетов «Юриспруденция», «Философия» и «Медицина». Произведения шокировали венскую публику и вызвали скандал. Он полагал, что его картины можно будет выкупить за ту же сумму, за которую их приобрели.
Таким образом, он не был обязан угождать общественным вкусам или следить за тем, как его старательно продуманные и блестяще выполненные работы втаптывают в грязь. Напомню, что 1886 году Густав Климт выполнил настенные полотна с аллегорическим изображением трех факультетов «Юриспруденция», «Философия» и «Медицина». Произведения шокировали венскую публику и вызвали скандал. Он полагал, что его картины можно будет выкупить за ту же сумму, за которую их приобрели.
Из объяснений Климта венской журналистке Берте Цукеркандль:
«Главные причины, по которым я решился просить вернуть мне картины, не
вызваны раздражением на различные нападки… они могли возникнуть во мне
самом. Все выпады критики почти не трогали меня в то время, и к тому же
нельзя было отобрать счастье, которое я испытывал, работая над этими
произведениями. В целом я очень нечувствителен к нападкам.
Но я становлюсь гораздо чувствительнее, если понимаю, что кто-то, кто заказал мою работу, недоволен ею. Как в том случае, когда замазывают картины».
Но я становлюсь гораздо чувствительнее, если понимаю, что кто-то, кто заказал мою работу, недоволен ею. Как в том случае, когда замазывают картины».
В
конце концов, правительство согласилось на то, чтобы промышленник
Август Ледерер выкупил «Философию» за часть первоначальной цены. В 1907
году Коломан Мозер приобрел «Медицину» и «Юриспруденцию».
Пытаясь спасти картины во время Второй мировой войны, их перевезли в
замок Иммендорф на юге Австрии. 5 мая 1945 года замок и все, что в нем хранилось, были уничтожены в
огне при отступлении войск СС. Все это я написал с целью подчеркнуть, что иногда приходится дружить с
сильными мира сего, если речь идет о собственном творчестве и
независимости.
Портрет Маргарет Стоннборо-Витгенштейн 1905 г.
Портрет Геты Фельшвани. 1902 г.
Портрет Серены Ледерер. 1899 г.
Климт хотел быть полностью свободным, хотел думать и писать независимо
от официальных заказов, и в этом он получил поддержку от нескольких
лояльных покровителей.
Для сына греческого предпринимателя из Македонии, который был связан с
Востоком и преуспел в банковском деле и текстильной промышленности,
Николауса Думбы он, например, выполнил две картины над порталом в
музыкальном салоне его дворца: на первой был изображен Шуберт за
фортепиано , на второй - Музыка II —греческая жрица с аполлоновой
кифарой.
Портрет Марии Хеннеберг 1901-02 г.г.
Портрет Марии Хеннеберг 1901-02 г.г.
Это был тот Климт,
которого любила Вена, Климт, пленивший даже наиболее
консервативную публику, вознаграждавший ее с лихвой за аплодисменты.
Климт сохранил этот привлекательный стиль для покровителей из высшего
венского общества. Это проявилось и в его портрете Сони Книпс, и в
нежности последующих портретов «жен»: Герты Фельшвани, Серены Ледерер,
Марии Феннеберг и Фриды Райдлер.
Однако у женщин на этих портретах всегда одинаково безмятежное,
мечтательное выражение лица: они взирают на мир и на мужчину
меланхолично и отрешенно. «Боязнь свободного пространства» Климта
проявилась здесь одновременно с величественными позами героинь.
В мнимой пассивности его моделей неизменно присутствует нечто подавляющее.
В мнимой пассивности его моделей неизменно присутствует нечто подавляющее.
Одной из популярнейших идей fin de siecle (конца века) было господство
женщины над мужчиной. Тема «борьбы полов» охватила салоны; художники и
интеллектуалы тоже участвовали в дискуссии.
Климт знал, как угодить процветающим еврейским гражданам Вены, которые
поддерживали «Сецессион». Он писал портреты их жен, придавая им
безграничное очарование и некоторый налет надменности. Тем не менее
Климт не только следовал требованиям заказчика, казалось, он избавлялся
от всех ограничений и писал так, как хотел.
Нужно отметить, что в портретах Климта платья играют не меньшую роль,
чем сами модели. Они искусно служат для раскрытия индивидуальности
женщины, усиливая восприятие лица, шеи и рук. В качестве классического примера можно привести Энгра, портреты
которого также полны чувственной красоты. Для обоих художников одежда
выполняла такую же необходимую функцию, что и тело.
Высказывание Гаэтана Пико об Энгре в равной степени может быть отнесено и к Климту:
Высказывание Гаэтана Пико об Энгре в равной степени может быть отнесено и к Климту:
«В творчестве Энгра нет ничего более искусного, более изысканного, чем
гармония шеи и ожерелья, бархата и плоти, накидки и прически; или
границы соприкосновения груди и глубоко декольтированного платья, руки
и длинной перчатки. Если на этих портретах женщины одеты в какое-то
особое платье, так это потому, что от них исходит свет желания; они
идут к нам в прикрытой наготе…»
Портрет Фриды Райдлер 1906 г.
Портрет баронессы Элизабет Бахоффен-Экт 1914-16 г.г.
Портрет Фриды Райдлер 1906 г.
Портрет баронессы Элизабет Бахоффен-Экт 1914-16 г.г.
Вывод ясен: нам ни о чем не говорят имена на этих портретах Климта, просто,
благодаря поискам экономической помощи и меценатства для «Сессиона», мы
имеем сейчас возможность любоваться замечательными женскими портретами
Климта, основанными на адской смеси импрессионизма, ориентального
искусства и символизма, взбитыми в замечательный коктейль –
своеобразные климтовские почерк, стиль и манеру.
Материалы ВИКИПЕДИИ и сайта
http://www.artgrad.ru/painterart.php?gid=11&id=36
http://www.artgrad.ru/painterart.php?gid=11&id=36
Если речь идет о художнике (впрочем, как и о поэте и
музыканте!), то где-то рядом, пусть и незаметная, как рояль в кустах,
должна быть его Муза.
Музы Густава Климта. Часть 2 - Густав и Эмилия
Музы Густава Климта. Часть 3 - страсти по Адели
Музы Густава Климта. Часть 2 - Густав и Эмилия
Музы Густава Климта. Часть 3 - страсти по Адели
Комментариев нет:
Отправить комментарий