18/05/2013
В новой книге искусствоведа Бенджамина Бинстока (Benjamin Binstock) «Семейные тайны Вермеера» (Vermeer’s Family Secrets) есть две любопытные мысли. Первая взята из цитатника Ницше: “Мы научились любить всё то, что мы теперь любим.”
Вторая заключается в том, что мы не можем распознать картину, как она есть, просто взглянув на неё. Изучение произведений искусства, творчества тех или иных художников - работа тяжелая сама по себе. Кроме того, что такой труд требует обширных разнообразных знаний, он всегда привлекает к себе пристальное прессы, учёных, критиков и т.д.
Теперь представьте, что семья художника, его жена, дети, горничная являются его моделями. Отец работает на дому. Искусство изменяется и развивается, как и его модели - они растут, отношения между ними меняются. Со временем одна из его моделей, его ребёнок, берет в руки кисть и становится помощником отца, а затем и его учеником.
Ученик ограничен, буквально и фигурально, он подражает работам отца - такой же интерьер, сцены, те же пигменты, то же холсты. Ученик старается подражать мастеру. Это, в свою очередь, вдохновляет самого мастера. Так они и работают - вместе, с одними моделями, в одной студии, в одной семье.
По мнению Бинстока именно такая ситуация была и в семье Вермеера.
Учёные долго не могли придумать связную историю развития творчества Вермеера. Этому способствовало и то, что в мире сохранилось не больше 30 его картин. Некоторые из них совершенно выбиваются из общего ряда. На них изображены те же персонажи, в тех же сценах и в той же одежде. Они сделаны из тех же красок, с использованием тех же основных материалов и методов. Но они смотрятся по-другому. Им не хватает технического объёма, композиционного понимания, энергетики - что не характерно для Вермеера.
Бинсток не одинок в своём мнении. Семь картин давно привлекали к себе внимание экспертов. Но новая теория хорошо объясняет не только различия в этих полотнах, но и сходства в них. По мнению учёного, семь полотен, приписываемых Вермееру, на самом деле принадлежат кисти его дочери, Марии.
Во-первых, во времена Вермеера не было никакого требования о том, чтобы дети были зарегистрированы в качестве учеников. Во-вторых, девушки и женщины не могли заниматься живописью, и, вступив в брак, женщина должна была отказаться от этого занятия. Поэтому нет никакого продолжения её работы вне студии своего отца. Наконец, семья Вермеера зачастую платила по счетам его картинами. В прямом смысле они обменивали их на продовольствие. Вдова Вермеера, возможно, намеренно продала таким образом несколько работ Марии, чтобы расплатиться с долгами.
С этой точки зрения, Мария, и до некоторой степени сам Вермеер, были замешаны в этой фальсификации. Это было в интересах всей семьи - держать ученичество Марии в тайне. Так же как они держали в тайне некоторые другие вещи, например, незаконную приверженность семьи католической вере.
Современные учёные зачастую насмехаются над «романтическим» подходом к искусству, предпочитая опираться на подробные биографические данные. В конце концов, когда работа хороша, она и не требует романтической предыстории. Совершенно верно. Но, по мнению Бинстока, не в этом случае.
Бинсток не оправдывает Вермеера тем, что объясняет почему у него есть и «плохие» картины. Картины Марии - если это её картины, напротив, очень хороши. Они являются подлинными художественными ответами на творчество её отца. Её ученичество было очень кратким, но это действительно экстраординарное событие в истории искусства.
Если Бинсток прав, то семь картин, признанных принадлежащими кисти Яна Вермеера, проданных на аукционах за миллионы долларов, написаны не его рукой вообще. Что, конечно, не означает, что это картины не Вермеера. Просто это картины Марии Вермеер.
Вопрос, поднятый Бинстоком, весьма деликатен. То, как сообщество отреагирует на его посыл - станет известно в ближайшее время. А пока - миллионы долларов потенциально висят на волоске.
Книга Vermeer's Family Secrets выходит в сентябре этого года (на английском языке), издательство Routledge, сейчас доступен предзаказ.
В новой книге искусствоведа Бенджамина Бинстока (Benjamin Binstock) «Семейные тайны Вермеера» (Vermeer’s Family Secrets) есть две любопытные мысли. Первая взята из цитатника Ницше: “Мы научились любить всё то, что мы теперь любим.”
Вторая заключается в том, что мы не можем распознать картину, как она есть, просто взглянув на неё. Изучение произведений искусства, творчества тех или иных художников - работа тяжелая сама по себе. Кроме того, что такой труд требует обширных разнообразных знаний, он всегда привлекает к себе пристальное прессы, учёных, критиков и т.д.
Теперь представьте, что семья художника, его жена, дети, горничная являются его моделями. Отец работает на дому. Искусство изменяется и развивается, как и его модели - они растут, отношения между ними меняются. Со временем одна из его моделей, его ребёнок, берет в руки кисть и становится помощником отца, а затем и его учеником.
Ученик ограничен, буквально и фигурально, он подражает работам отца - такой же интерьер, сцены, те же пигменты, то же холсты. Ученик старается подражать мастеру. Это, в свою очередь, вдохновляет самого мастера. Так они и работают - вместе, с одними моделями, в одной студии, в одной семье.
По мнению Бинстока именно такая ситуация была и в семье Вермеера.
Учёные долго не могли придумать связную историю развития творчества Вермеера. Этому способствовало и то, что в мире сохранилось не больше 30 его картин. Некоторые из них совершенно выбиваются из общего ряда. На них изображены те же персонажи, в тех же сценах и в той же одежде. Они сделаны из тех же красок, с использованием тех же основных материалов и методов. Но они смотрятся по-другому. Им не хватает технического объёма, композиционного понимания, энергетики - что не характерно для Вермеера.
Бинсток не одинок в своём мнении. Семь картин давно привлекали к себе внимание экспертов. Но новая теория хорошо объясняет не только различия в этих полотнах, но и сходства в них. По мнению учёного, семь полотен, приписываемых Вермееру, на самом деле принадлежат кисти его дочери, Марии.
Во-первых, во времена Вермеера не было никакого требования о том, чтобы дети были зарегистрированы в качестве учеников. Во-вторых, девушки и женщины не могли заниматься живописью, и, вступив в брак, женщина должна была отказаться от этого занятия. Поэтому нет никакого продолжения её работы вне студии своего отца. Наконец, семья Вермеера зачастую платила по счетам его картинами. В прямом смысле они обменивали их на продовольствие. Вдова Вермеера, возможно, намеренно продала таким образом несколько работ Марии, чтобы расплатиться с долгами.
С этой точки зрения, Мария, и до некоторой степени сам Вермеер, были замешаны в этой фальсификации. Это было в интересах всей семьи - держать ученичество Марии в тайне. Так же как они держали в тайне некоторые другие вещи, например, незаконную приверженность семьи католической вере.
Современные учёные зачастую насмехаются над «романтическим» подходом к искусству, предпочитая опираться на подробные биографические данные. В конце концов, когда работа хороша, она и не требует романтической предыстории. Совершенно верно. Но, по мнению Бинстока, не в этом случае.
Бинсток не оправдывает Вермеера тем, что объясняет почему у него есть и «плохие» картины. Картины Марии - если это её картины, напротив, очень хороши. Они являются подлинными художественными ответами на творчество её отца. Её ученичество было очень кратким, но это действительно экстраординарное событие в истории искусства.
Если Бинсток прав, то семь картин, признанных принадлежащими кисти Яна Вермеера, проданных на аукционах за миллионы долларов, написаны не его рукой вообще. Что, конечно, не означает, что это картины не Вермеера. Просто это картины Марии Вермеер.
Вопрос, поднятый Бинстоком, весьма деликатен. То, как сообщество отреагирует на его посыл - станет известно в ближайшее время. А пока - миллионы долларов потенциально висят на волоске.
Книга Vermeer's Family Secrets выходит в сентябре этого года (на английском языке), издательство Routledge, сейчас доступен предзаказ.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий