"Какой интересный еврей!" – подумала она. "Какая интересная француженка!", - мелькнуло у него в голове. И хотя мимолетное впечатление не вполне отвечало действительности, с первого взгляда между ними пролегла незримая и сильная связь. Русская поэтесса и итальянский художник, оба еще почти неизвестные критикам и публике, чутко и остро почувствовали силу пока неоткрытого чужого таланта. Присутствие непостижимой и неудержимой энергии, энергии гениальности электризовало воздух и притягивало их друг к другу. Так в мае 1910 года состоялась первая встреча Анны Ахматовой и Амедео Модильяни.
"Обнаженная" (А.Ахматова). Рисунок А.Модильяни, 1911 г. | "Обнаженная" (А.Ахматова). Рисунок А.Модильяни, 1911 г. |
Предыстория жизни и история любви
Первая встреча несла в себе отзвук предчувствия славы и трагизма. В своих воспоминаниях Анна напишет: "Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь: все, что происходило, было для нас обоих предысторией жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной. Дыхание искусства еще не обуглило, не преобразило эти два существования…."
И эта первая встреча едва не окончилась скандалом. В кафе Анна была не одна – ее сопровождал Николай Гумилев. Всего лишь за месяц до того они поженились, и поездка в Париж стала их свадебным путешествием. Внимание Модильяни к Анне не укрылось от Гумилева и вызвало вспышку ревности. Но главной причиной ссоры стали резкие высказывания Модильяни в адрес Гумилева – художнику не понравилось, что Николай Гумилев переговаривается с женой по-русски.
"Обнаженная" (А.Ахматова). Рисунок А.Модильяни, 1911 г. | Анна Ахматова |
И именно поэтому, несмотря на ссору, разгоревшуюся в кафе "Ротонда", Анна Ахматова продолжила встречи с Амедео Модильяни до самого своего отъезда. Сила взаимного притяжения была столь велика, что после возвращения Ахматовой на родину Модильяни писал ей в Россию многочисленные письма, наполненные неистовой страстью: "Вы во мне наваждение" …"Я беру вашу голову в руки и опутываю любовью".
Прогулки под старым зонтом
В 1911 году Анна вернулась в Париж. Ее решение привело к размолвке с Николаем Гумилевым, и эта трещина во взаимоотношениях позднее разрушила их брак.
Вторая встреча едва не разочаровала Анну. Измученный туберкулезом Модильяни страшно переменился – осунулся, потемнел лицом. Болезнь, которая стала толчком к творчеству, изматывала Модильяни и отнимала у него силы.
Но несмотря на внешние перемены, их взаимное притяжение ничуть не ослабло. Вдвоем бродили они по Парижу и читали наизусть стихи.
Вспоминая эти прогулки, Анна позже напишет: "Больше всего мы говорили с ним о стихах. Мы оба знали очень много французских стихов. В два голоса читали Верлена, которого хорошо помнили наизусть, и радовались, что помним одни и те же вещи, Данте он мне никогда не читал. Быть может, потому что я тогда не знала еще итальянского. Модильяни очень жалел, что не может понимать мои стихи, и подозревал, что в них таятся какие-то чудеса, а это были только первые робкие попытки".
В этих словах – подтверждение того, что Модильяни предвидел в Анне гениальную поэтессу, даже не будучи знаком с ее творчеством. Впрочем, имя Анны Ахматовой на тот момент было известно разве что в петербургских литературных кругах. Известность пришла к ней лишь через год с выходом ее первого сборника, когда о ней впервые назвали "Русская Сапфо".
А пока они были безвестными странниками, бродящими по улицам Парижа под стареньким черным зонтом Амедео. Нищета, в которой пребывал на тот момент Модильяни, была такова, что у него не находилось даже несколько су, чтобы оплатить стул для Анны, когда они забредали в Люксембургский сад. Они ютились на бесплатных скамейках для бедняков. Нужда и безденежье были привычными для Модильяни. Приехав в Париж в поисках своего пути в живописи, он предпочел полностью сосредоточиться на творчестве и начисто отметал коммерческую составляющую в искусстве. Один из его первых почитателей Поль Александр писал: "Он хотел жить за счет своего искусства в то время, когда никто не интересовался его работой. Он был обречен на нищенскую жизнь, особенно принимая во внимание его щедрость и нежелание думать о завтрашнем дне". Все попытки его друзей свести Модильяни с состоятельными ценителями искусства неизменно оканчивались крахом из-за строптивого характера Модильяни и его категорического нежелания подстраиваться под чужие каноны.
Анна Ахматова. Рисунок А.Модильяни, 1911 г. Этот портрет Анна хранила всю жизнь. |
Объединяли Анну и Амедео также общие интересы - не только любовь к поэзии, но и к живописи. Анна вспоминала, как приходила к Модильяни поздравить с открытием выставки: "У меня в руках была охапка красных роз. Окно над запертыми воротами мастерской было открыто. Я, от нечего делать, стала бросать в мастерскую цветы. Не дождавшись Модильяни, я ушла. Когда мы встретились, он выразил недоумение, как я могла попасть в запертую комнату, когда ключ был у него. Я объяснила, как было дело. "Не может быть, — они так красиво лежали".
Эхо шагов
Два месяца этого романа оставили след не только в воспоминаниях Анны Ахматовой. Модильяни написал 16 ее портретов, большей частью ню, из которых, к сожалению, осталось всего лишь несколько. На прощание он подарил их Анне, но ей не удалось сохранить их в кровавой смуте, охватившей революционную Россию. Лишь одна из его работ навсегда осталась в ее жизни - кочуя в странствиях из одного дома в другой, рисунок всегда оставался висеть над ее кроватью. Уже много позже Корней Чуковский напишет: "Не расставалась она только с такими вещами, в которых была запечатлена для нее память сердца. То были ее "вечные спутники" — шаль, подаренная ей Мариной Цветаевой, рисунок ее друга Моди, перстень, полученный ею от покойного мужа..."
В этой привязанности к портрету есть доказательство того, как дорожила Анна Ахматова памятью о своем недолгом периоде жизни, связанном с Модильяни.
Всего лишь через десять лет, в возрасте 36 лет художник умрет от туберкулеза в безвестности и нищете. А еще через 2 года, в 1922 году, имя его станет знаменитым, и Анна Ахматова поймет, что бродила под стареньким черным зонтом с одним из гениальнейших художников столетия.
Такой впервые увидел ее Модильяни. А.Ахматова 1910 г. | Амедео Модильяни |
Комментариев нет:
Отправить комментарий