Оказавшись в Москве, нужно выкроить день-два и сходить в Третьяковскую галерею. Хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть картины «Девочка с персиками», «Грачи прилетели», «Явление Христа народу», «Утро в сосновом лесу» и многие другие произведения русского изобразительного искусства, знакомые даже всем далеким от живописи людям по конфетным оберткам и интернет-мемам.
10 картин с интересной историей. Надеемся, они вдохновят вас на поход в Третьяковскую галерею.
«Апофеоз войны» Василий Верещагин
Картина была написана в 1871 году под впечатлением военных действий в Туркестане, поразивших очевидцев своей жестокостью. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда жестокий полководец приказал каждому солдату из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7 пирамид из голов.Позднее художник предпочел придать картине более масштабное значение. Верещагин написал на раме: «Апофеоз войны» и добавил: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».
«Неравный брак» Василий Пукирев
На картине изображен процесс венчания в православной церкви. Юная невеста-бесприданница против воли выходит замуж за старого чиновника. По одной из версий, на картине — любовная драма самого художника. Прототипом в образе невесты изображена несостоявшееся невеста Василия Пукирева. А в образе шафера, изображенного у края картины за невестой, с руками сложенными на груди, — сам художник.«Боярыня Морозова» Василий Суриков
Гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Картина посвящена Морозовой Феодосии Прокопиевне — сподвижнице духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Около 1670 она тайно постриглась в монахини, в 1671 была арестована и в 1673 отправлена в Пафнутьев-Боровский монастырь, где ее уморили голодом в земляной тюрьме.На картине изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят по Москве к месту заточения. Рядом с Морозовой — ее сестра Евдокия Урусова, разделившая судьбу раскольницы; в глубине — странник, в лице которого читаются черты художника.
«Не ждали» Илья Репин
У картины «Не ждали» есть два варианта. Первый из них был начат в 1883 году, и на нем возвращающейся в семью была изображена девушка-курсистка. Эта картина была написана маслом по дереву.На второй картине, написанной в 1884–1888 годах, изображен момент неожиданного возвращения домой политического ссыльного. Мальчик и женщина за фортепьяно (видимо, его жена) рады, девочка смотрит настороженно, горничная — недоверчиво, в сгорбленной фигуре матери на переднем плане чувствуется глубокое душевное потрясение.
В настоящее время обе картины являются частью собрания Третьяковской галереи.
«Троица» Андрей Рублев
Третьяковская галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI–XVII веков, включающим произведения Дионисия, Симона Ушакова и Андрея Рублева. В 60 зале галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон — «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы.«Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки, в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура, и который защищает икону от любых внешних воздействий.
«Неизвестная» Иван Крамской
Место действия картины сомнений не вызывает — это Невский проспект в Петербурге, Аничков мост. А вот образ женщины до сих пор остается загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках Крамской не оставил упоминаний о личности неизвестной. Критики соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, назывались имена известных дам света. Существует также версия, что на картине изображена дочь художника, София Ивановна Крамская.В советское время «Неизвестная» Крамского стала почти что русской Сикстинской мадонной — идеалом неземной красоты и духовности. И висела в каждом приличном советском доме.
«Красавица» Борис Кустодиев
Сын художника вспоминает, как Кустодиев писал одну из своих самых известных картин: «Он работал над картиной ежедневно, начинал в шесть-семь часов утра и работал весь день. Основой для картины послужил рисунок карандашом и сангиной, сделанный с натуры (позировала актриса МХТ Ш). С натуры написано и пуховое одеяло, которое мама подарила отцу в день рождения.Как-то бабушка, жившая в то лето в Петербурге, принесла нам три гипсовые фигурки, купленные на Сытном рынке. Они отцу очень понравились, и он вписал их в картину (на комоде, справа). Дома у нас хранилась чудесная старинная стенка сундука с росписью по железу — на черном фоне красные розы в вазе. Отец воспользовался и этим мотивом для yзоров на сундуке, хотя цвет и изменил».
«Богатыри» Виктор Васнецов
Почти двадцать лет писал Васнецов эту картину. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.
В былинах Добрыня всегда молод, как и Алеша, но Васнецов почему-то изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника. Прообразом для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого Васнецов ранее запечатлел на одном из этюдов.
К слову сказать, Илья Муромец не сказочный персонаж, а историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов — это реальные события. Состарившись и закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1188 году.
«Купание красного коня» Кузьма Петров-Водкин
Картина «Купание красного коня», поразившая современников своей монументальностью и судьбоносностью, принесла художнику Кузьме Петрову-Водкину мировую известность. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии Красный конь и есть сама Россия. В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик. Для создания образа подростка, сидящего на коне верхом, художник использовал черты своего ученика — художника Сергея Калмыкова: «К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. ...В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной».
Хорошо бы эту же статью сделать на английском! Я бы тогда поделился с иностранными друзьями!
ОтветитьУдалить