СКЕЛЕТЫ В ШКАФУ СЕМЬИ МАНЕ

Мысль «покопаться» в личной жизни художника Мане возникла только лишь потому, что у художника есть немало картин, посвященных семье (в частности – супруге). Да и в самой истории семейной жизни Мане до сих пор не поставлены все точки над «i». Биографию самого Мане можно найти в любой энциклопедии и на многих интернет-сайтах. Я сам не так давно публиковал ее в дневнике. Поэтому нет смысла ее повторять снова. Ограничусь только фактами, необходимыми для сегодняшней истории. Итак…

Эдуард Мане (Édouard Manet, 23 января 1832, Париж - 30 апреля 1883, Париж) - французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма родился в доме 5 по улице Бонапарта в парижском квартале Сен-Жермен де Пре. Родителями художника были французский юрист Огюст Мане (Auguste Manet, 1797, Женвилье — 1862, Париж) и дочь французского дипломата, консула в Гётеборге Жозе-Антуана-Эннемо Фурнье - Эжени-Дезире Фурнье (Eugénie-Desirée Fournier). Кстати, сам шведский король Карл XIII был крёстным отцом матери Мане. Отец Мане был сыном помещика и строителя дамб Клемана Мане и после своего обучения стал юристом на государственной службе. 18 января 1831 года он женился на Эжени-Дезире, 23 января 1832 года у них родился сын Эдуард. Позже отец художника стал главой департамента Министерства юстиции, а также советником при дворе и рыцарем Ордена Почётного легиона.



Edouard Manet Portrait de M. et Mme Auguste Manet (Портрет господина и госпожи Огюст Мане).1860 г. Musée d'Orsay, Paris

Вы, конечно, помните, что Огюст Мане был против того, чтобы сын стал художником, Эдуард поступал в мореходную школу, но безуспешно, плавал на фрегате в Бразилию, и вернулся в Париж только в 1849 году. Именно в этом году в семье Мане появилась Сюзанна Леенхофф.

Сюзанна Леенхофф (Suzanne Leenhoff Manet, в замужестве Мане, 30 октября 1829, Дельфт - 8 марта 1906, Париж) - пианистка, модель и жена художника Эдуарда Мане.



Edouard Manet Portrait of Suzanne Manet. 1870 г. Norton Simon Museum, Pasadena, USA

Сюзанна – уроженка Голландии. Когда она была ребенком, семья переехала в Цальтбоммель, где её отец служил музыкантом в церкви. В записках музыканта А. ван Анроя есть записи о том, что летом 1845 года по дороге из Бонна в Лондон Ференц Лист был в гостях в доме Леенхоффов. Он был восхищен игрой Сюзанны на фортепиано и посоветовал ей продолжить музыкальное образование в Париже. Лист даже порекомендовал ей преподавателя и нашёл учеников, чтобы Сюзанна могла зарабатывать себе на жизнь. Таким образом, с 1849 года Сюзанна стала учительницей фортепиано у младших братьев Эдуарда Мане – Эжена (1833-1892) и Гюстава (1835-1884). Любимыми композиторами Сюзанны были Роберт Шуман, Бетховен и Рихард Вагнер.



Edouard Manet A Woman pouring Water (Study of Suzanne Leenhoff).1858 гг. Ordrupgaard Collection, Copenhagen, Denmark

В начале 1850-х годов сам художник учился в мастерской Тома Кутюра, он конфликтовал с учителем по поводу классико-романтических традиций живописи, покинул мастерскую, а затем по настоянию отца вернулся и принес извинения. Вот на фоне такой бурной творческой жизни, как пишут в одной из биографий, Эдуард узнал о нежелательной беременности своей возлюбленной Сюзанны. Когда началась связь между Эдуардом и Сюзанной, остается неизвестным, но эту связь Мане скрывал в течение более десяти лет.



Edouard Manet The Surprised Nymph (Suzanne Leenhoff) (Удивленная нимфа). 1859-1861 гг. National Museum of Fine Arts, Buenos Aires

Остается фактом, что в начале 1852 года у Сюзанны родился сын Леон Леенхофф (Léon Leenhoff, 29 января 1852, Париж - 1927, Бижу). Отцовство ребёнка, во избежание дурной славы и гнева отца Эдуарда, было приписано вымышленному Коэллу Сюзанна записала в мэрии отцом ребенка этого Коэла, а Эдуард стал крёстным отцом мальчика. Тайна рождения мальчика «мучает» долгие годы историков и исследователей. Еще при жизни художника ходили слухи, что настоящим отцом ребёнка был на самом деле Эдуард Мане. Современные исследователи вообще выдвигают версию, что Сюзанна родила от отца художника, к тому времени 52-летнего Огюста Мане, который приударил за двадцатилетней учительницей с первого момента ее появления в доме Мане.
Ко всему прочему, мальчика представили семье художника и всему парижскому обществу не как сына, а как младшего брата Сюзанны.



Édouard Manet L'Enfant à l'épée (Мальчик со шпагой). 1861 г. The Metropolitan Museum of Art



Édouard Manet Les Bulles de savon (Мыльные пузыри). 1867-69 гг. Museu Calouste Gulbenkian, Lisbon, Portugal



Édouard Manet Päronskalaren (Porträt des Léon Leenhoff) (Юноща, чистящий грушу). 1868 г. Nationalmuseum Stockholm, Sweden

В 1856-58 годах Мане уже приобрел известность, как подающий надежды талантливый художник, его приглашают в различные салоны, он знакомится с высшим кругом парижского общества. Вместе с графом Альбером де Баллеруа художник снимает под мастерскую помещение на улице Лавуазье, дружит с поэтом Шарлем Бодлером.
В 1861 году отец, наконец-то, признал талант сына. В этом году жюри официального Салона приняло к участию в выставке картины Мане «Портрет родителей» и «Гитарреро». Отец ещё до открытия Салона с гордостью демонстрировал гостям своего дома работу сына, на которой тот изобразил пожилых родителей.

В это же время у художника случился страстный роман с натурщицей. А. Перрюшо в книге «Эдуард Мане» так описывает эту историю:
«Однажды Мане приметил на площади Мобер девушку лет двадцати, она сразу же привлекла его незаурядностью своего облика - вызывающе-дерзкий взгляд, лицо, отмеченное яркой красотой. Какой натурщицей была бы эта девушка. Она наверняка могла бы помочь создать большую картину, о какой он давно мечтает. У нее маленькое, но сильное, тонкое, изящное тело. Это блондинка с рыжеватым оттенком волос, матовой, очень бледной кожей, большими карими глазами, окаймленными такими светлыми ресницами, что их почти не заметно. Мане спрашивает, не согласилась бы она ему позировать. Ну, разумеется! Почему бы и нет? Уроженка Монмартра – Викторина-Луиза Мёран – мечтала только об одном: вырваться из нищеты. Торговала ли она собой? Быть может. Разглядывая в зеркале личико ослепительно снежной белизны, карие, с золотым отливом глаза, она предается несбыточным мечтам о театре, воображает себя актрисой. У нее - так ей кажется - артистическая натура. Предложение Мане ее не шокирует, не удивляет - она ждала его, это знамение судьбы. Викторина Меран тотчас же начинает позировать в мастерской на улице Гюйо. Она умеет бренчать на гитаре. Так отчего бы ей не стать музыкантшей? И вот Мане уже пишет с нее "Уличную певицу" - придерживая одной рукой инструмент, она, выходя из кабаре, ест вишни. Это живопись сочная, виртуозная, где серые тона юбки и кофточки, обшитой черным шнуром, образуют богатейшие вариации в пределах одного-единственного регистра.



Édouard Manet Street Singer (Уличная певица).1862 г. Museum of Fine Arts, Boston

Викторина обладает всеми качествами великолепной натурщицы; прежде всего естественностью, очень редкой у представительниц этой профессии, и одновременно свойством замечательно приноравливаться к художнику, входить в самые разные роли - способность, которой объяснялись, несомненно, театральные помыслы Викторины; помимо этого, еще и терпением, пониманием значимости работы живописца, аккуратностью. Викторина нравится не только Мане-художнику, она нравится и Мане-мужчине. Вскоре между ними возникает интимная близость, а слух об этом ползет по Парижу. Разумеется, Сюзанна ничего не узнает, к тому же нрав у нее кроткий, да и стоит ли бить тревогу из-за какого-то каприза, прихоти...»
Другие историки тоже в один голос утверждают, что «Сюзанна ни о чём не узнала, или не подала виду». С другой стороны, что она могла сделать, разве что «устроить сцену», ведь женщина в то время не была художнику женой.

О самой же модели-любовнице стоит сказать отдельно, поскольку Викторина Мёран (Victorine Louise Meurent, 18 февраля 1844, Париж - 17 марта 1927, Коломб) была не только любимой моделью Мане в последующие годы, но и стала художницей.



Édouard Manet Porträt der Mlle Victorine im Kostüm eines Stierkämpfers (Мадмуазель Викторина в костюме матадора). 1862 г. Metropolitan Museum of Art

Викторина родилась в семье гравёра Жана-Луи-Этьенна Мёрана и его жены Луизы-Терезы. Её дядя был скульптором, а сама она хорошо играла на гитаре. Амбруаз Воллар описывал её как своенравное существо, разговаривавшее как парижские уличные женщины. С декабря 1861 по январь 1863 она работала моделью в мастерской художника Тома Кутюра, была она также моделью Эдгара Дега. Последним художником, которому позировала Викторина в 1890 году, был Норбер Гонетт. До 1875 года Викторина позировала Мане для многих полотен, в том числе его известных шедевров «Завтрак на траве», «Олимпия» и «Железная дорога».



Édouard Manet Breakfast on the Grass (Завтрак на траве) 1863 г. Musée d'Orsay, Paris



Édouard Manet Olympia (Олимпия). 1863 г. Musée d'Orsay, Paris



Édouard Manet Railway (Железная дорога). 1872-73 гг. National Gallery of Art, Washington

После поездки в Америку Викторина Мёран стала брать уроки живописи и представила свой автопортрет на Парижском салоне 1885 года. Известны также ее картины, представленные в Салоне – «Нюрнбергская горожанка в XVI веке» (1879) и «Вербное воскресенье» (1885).
Большинство её полотен и рисунков считаются сегодня утерянными, однако в 2004 году была обнаружена одна из картин Мёран, она находится сейчас в историческом музее Коломба.



Victorine Meurent Le jour des rameaux (Вербное воскресенье). 1885 г.

Позднее Викторина стала питать слабость к алкоголю и завела любовные отношения с моделью Мари Пеллегри. Об этом известно из автобиографического романа друга Мане Джорджа Мура
«Воспоминания о моей умершей жизни» (1906). Художница, получившая прозвище «Липучка» (La Glu) стала попрошайничать в кафе и барах, позже она завела себе обезьянку и, одетая в лохмотья, играла на улице на гитаре и просила подаяние. Некоторое время она жила со своей матерью в Аньер-сюр-Сен. В 1898 году Викторина познакомилась с Мари Дуфур и переехала с ней в парижский пригород Коломб, где и умерла в преклонном возрасте.
Викторина Мёран стала одной из героинь фильма «Интимная жизнь: женщины в жизни Мане» (1998) и героиней исторического романа Дебры Финерман «Мадмуазель Викторина» (2007).
Картине Мане «Уличная певица» посвящено стихотворение Ивана Есаулкова 


Édouard Manet Young Lady with Parrot (Юная леди с попугаем). 1866 г. Metropolitan Museum of Art

Сюзанна Леенхофф с сыном Леоном жила всё это время с братьями Сюзанны - скульптором Фердинандом Леенхоффом и художником Рудольфом Леенхоффом — и бабушкой Сюзанны. Недалеко жила также сестра Матильда, жена скульптора Жозе Меццара. Леон, как и сама Сюзанна, были моделями для многих полотен Мане.



Édouard Manet Frühstück im Atelier (Завтрак в студии). 1868 г. Neue Pinakothek, Munich, Germany



Édouard Manet La lecture (Чтение). Musée d'Orsay, Paris



Édouard Manet Porträt der Frau Manet auf blauem Sofa. 1880 г. Musée d'Orsay, Paris.

Эдуард официально женился на Сюзанне только спустя 11 лет после рождения Леона. И то, это случилось только через год после смерти его отца Огюста, что тоже наводит историков на мысль об отцовстве старого Мане. Шарль Бодлер в письме своему другу в октябре 1863 года написал: «Мане только что поделился со мной удивительной новостью. Сегодня вечером он едет в Голландию, чтобы вернуться назад со своей женой … она, по рассказам, красива, очень обходительна и прекрасная пианистка».



Édouard Manet Madame Manet (Suzanne Leenhoff) at Bellevue. 1880 г. The Metropolitan Museum of Art

Свадьба Эдуарда и Сюзанны состоялась 28 октября 1863 года. Сюзанна (теперь Мане) стала жить вместе с мужем, его матерью и сыном Леоном под одной крышей. Она стала устраивать еженедельные салоны, на которых блистала, как замечательная пианистка.



Édouard Manet Mme Manet au piano. 1867-68 гг. Musée d'Orsay, Paris

В 1869 году Мане познакомился с молодой художницей Евой Гонсалес, которой предложил позировать для портрета. Ева Гонсалес была единственной ученицей Мане, но источники ничего не пишут об их взаимоотношениях, кроме профессиональных.
Выросший Леон поначалу стал работать в банке отца художника Эдгара Дега. В 1881 году он открыл собственный банк, но вскоре столкнулся с финансовыми проблемами и был вынужден закрыть дело.
В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. Когда Эдуард Мане из-за болезни оказался прикованным к постели, Леон ухаживал за своим крестным отцом. 19 апреля 1883 года Мане ампутировали левую ногу, а через 11 дней он умер в страшной агонии.
После смерти Мане Леон помогал в организации большой выставки памяти художника. Поскольку он был свидетелем всего происходящего в семье Мане, Леон помогал биографам в идентификации полотен художника и предоставлял важную информацию относительно истории создания картин. Из-за финансовых сложностей Сюзанна была вынуждена постепенно продавать полотна своего мужа. Чтобы оставить хоть что-то на память, она заказывала копии некоторых полотен, которые после её смерти появились на рынке в качестве оригиналов.



Édouard Manet Madame Édouard Manet (Suzanne Leenhoff) 1866-69 гг. The Metropolitan Museum of Art

После смерти мужа Сюзанна переехала жить в дом двоюродного брата Жюля де Йоя в Женвилье, потом в Асниере и, наконец, поселилась со своим сыном на улице Сан-Доминик 94 в Париже, где и прожила до своей смерти в 1906 году.



Édouard Manet Mme Édouard Manet dans la Serre (Мадам Эдуард Мане в оранжерее).1879 г.

Сам Леон позднее открыл магазин рыболовецких принадлежностей. В возрасте 54 лет Леон, так и оставшийся по документам Коэла, женился на женщине по фамилии Фантилльон. Уйдя на покой, он провёл последние годы жизни в Нормандии, где и умер в 1927 году, не оставив наследников.
Вот такая история…

      Комментариев нет:

      Отправка комментария