Иосиф Каралян (1897-1981 ) - 1914-1916 - училище живописи и скульптуры при Кавказском обществе поощрения изящных искусств (Тифлис).
- 1936-1940 - учился во Всесоюзном художественно-техническом институте в Москве у А. Фаворского и Я. Кравченко.
Жизнь и деятельность
- 1917 - начал участвовать в выставках.
- 1922 -1926 - преподавал в средних учебных заведениях Тифлиса.
- 1927 - переехал в Москву, преподавал в художественной студии ДК Армении в Москве.
- 1935 - оформил пьесу Г. Сундукяна «Разоренный очаг» в Армянской государственной студии, Москва (реж. Р. Симонов).
- 1947 - переехал в Баку.
- 1948-1953 - преподает рисунок в Ашхабадском художественном училище, эвакуированном в Баку.
- 1953 - переехал в Ереван. Стал принимать участие в республиканских, союзных и международных выставках. Занимался оформлением витражей на СХВ Армении (совместно с Р. Шавердяном).
- 24 апреля 1981 - скончался.
"Возьмите у старого мельника палку, ее чуть согнутая головка от трения рук мельника вся отполирована, да еще от пота она приняла глубокий янтарный цвет. У человека с воображением, смотрящего на головку палки, появится целый рой образов, воспоминаний,
ассоциаций.
Далее, войдите в галантерейный магазин и попросите фабричную трость - никакого образа, немая палка. Вот почему всякий найденный археологический кусок
оставляет так много впечатлений. В этих предметах есть время и чья-то душа".
Иосиф Каралян
Творчество Караляна - своего рода щемящая ностальгия по стране детства, которую можно посетить лишь во сне и в воображении, так как ее уже не существует, ибо детство каждого человека, как и его эпоха неповторимы, неповторимы пережитые ощущения, они сохраняются визуально лишь в изобразительном искусстве. Таким образом, Каралян привнес в армянскую живопись новый жанр - жанр воспоминаний, в дальнейшем нашедший своих последователей в лице Акопа Ананикяна и Вагаршака Элибекяна и точно так же, как в литературе ценятся мемуарные труды, они не менее оправданы и закономерны в изобразительном искусстве. Тем более ценны произведения человека, перешагнувшего из эпохи телег и керосиновых ламп в начало космической эры и сумевшего с высоты своего космоса заглянуть в прошлое.
Каралян - художник содержания, он никогда не относится формально к предмету изображения, форма диктуется сюжетом, мотивом, на котором он останавливается. Это основное достоинство его произведений, отличающихся глубокой образностью, придающих запоминающуюся характеристику каждому полотну в отдельности. Прошлое для Караляна не отдельные эпизоды, сценки полуистлевших воспоминаний, это непрерывная цепь фактов, вливающихся в единый неповторимый художественный образ. Все творчество художника в целом состоит из отдельных самостоятельных, однако неразрывно связанных общих лейтмотивом, новелл, вошедших в одну большую книгу жизни. Каждая новелла в отдельности представляет художественную ценность, но вдвойне значительна в общем контексте его творчества. Художник сумел сохранить для потомков интереснейшую страницу биографии родного народа, с которым неразрывно связана вся его жизнь.
Генрих Игитян
"…Каралян напоминает того негра в Нью-Йорке, который через многомиллионную, смешанную толпу, через шум машин или движение транспорта проходит с песней своей деревни на устах, а в глазах спрятан золотой луч солнца своей родины. Сердце его поет эту песню, песню скорби и счастья, ее слышат не многие, но кто сможет услышать истосковавшуюся песню негра или кто сможет в городском шуме различить жемчужную мелодию свирели, тот на миг будет счастлив, ибо на миг оторвется от большой машины - города, от нечеловеческого шума, вернется к себе, человеку…".
Ерванд Кочар
У зрителей, даже весьма искушенных, полотна Иосифа Караляна автоматически вызывают ассоциации с примитивами типа Руссо и Пиросмани. Это не случайные ассоциации, ибо художник действительно избирает очень простые, будничные сюжетные мотивы и выражает их с такой простотой видения, какая свойственна народным мастерам и талантливым самоучкам.
И все же Каралян не из числа "примитивов". Он очень тонкий, знакомый со всеми тайнами современной живописи мастер, создающий сложнейшие колористические построения и ритмические гармонии. Простота его вещей обманчива. Это не детский лепет и не простодушное косноязычие ремесленника - "вывесочника". Это сведенные к предельному лаконизму формулы жизненного опыта, блистательные художественные афоризмы. Они в равной мере сродни и миниатюре и стенописи: ведь оба эти жанра в их лучших образцах объединяет монументальная творческая природа.
Что же до образного содержания полотен И. Караляна, то оно посвящено ведущим, сокровенным началам жизни. Те, кто высокомерно умиляется наивностью некоторых сцен в работах художника, должны подумать - способны ли они сами на такую светлую искренность и неподдельность чувств, на подобную целостность мировосприятия? Может быть, то, что многим кажется более высокой ступенью духовного развития, на самом деле является утратой лучших и ценнейших качеств человеческой души…
Александр Каменский
В армянской живописи Каралян занимает, думается, одно из самых почетных мест. Художник, наделенный тонким вкусом, превосходный мастер, он привнес в нашу живопись собственную, проникновенную тему - тему воспоминания, которая в его творчестве доведена до высоты этической проблемы. В искусстве Караляна прошлое - не пустая реплика, оно таит в себе нравственный долг перед будущим. Художник напоминает: забвение прошлого объединяет нас, ибо с ним связаны ценности, которые мы обязаны сохранить - ценности не только материальные и духовные, но и чисто эмоциональные, и быть может, стремление сохранить их в известном смысле определяет меру нашей человечности.
Иван Петросов
"Кутеж", 1957, бумага/темп., 33x27 см, частная коллекция, Ереван
"Распределители воды", 1958, х./м., 55x41 см, МСИ, Ереван
"В гостях у подруги", 1958, х./м., 42x55 см, МСИ, Ереван
"Семейный портрет", 1963, х./м., 42x50 см, МСИ, Ереван
"В город", 1958, х./м., 42x50 см, НГА, Ереван
Комментариев нет:
Отправить комментарий