Крымские рассказы... Константин Коровин. Русский импрессионизм


Картины Коровина — это всегда праздник, всегда открытие. Будничные, привычные, знакомые всем мотивы — морской берег, улицы старого города, лошаденка около бревенчатого сарая или натюрморт из рыбы и фруктов, ночная улица или девушка в саду — преображаются ярким и интенсивным переживанием художника.

Коровин не описывает жизнь, а творит цельный образ ее, увиденный и возникший в цвете, свете, во всей его жизненной трепетности.
Будучи фанатически привержен натуре, он мог мастерски написать полный жизни и темперамента этюд за один-два часа, а мог неделями мучиться и искать верный тон какой-либо тени от фонаря, без которого жизнь словно уходила из этюда. «Сама красота зависит от правды в живописи» — этому убеждению он остался верным до конца.


Гурзуф,1914


Балкон в Крыму,1910


Пристань в Гурзуфе,1914


На берегу моря,1910


На берегу Черного моря


Севастополь вечером,1915




Портрет Константина Коровина работы Валентина Серова, 1891 год
(из коллекции И. А. Морозова).

Константин Алексеевич Коровин (23 ноября (5 декабря) 1861, Москва — 11 сентября 1939, Париж) — выдающийся русский живописец, театральный художник, педагог и писатель.

Коровин — типичный и, пожалуй, крупнейший представитель импрессионизма в русской живописи. И стал он им не только потому, что знал и увлекался произведениями французских импрессионистов. Нет, это была не дань моде - этот живописный метод как нельзя лучше отвечал его собственной сущности, его пониманию живописи, темпераменту, особенностям дарования, отношению к жизни.


Весна,1917


За чайным столом. 1888

С именем Коровина связано становление в русской живописи импрессионизма — течения, которое зародилось во Франции и широко распространилось в европейском искусстве последней четверти XIX века.

Свою задачу импрессионисты видели в предельно точном воссоздании на холсте каких-либо преходящих, мгновенных состояний природы и человека, той окружающей нас световоздушной среды — невидимой и бесцветной, — которая определяет в природе все: контуры и цвет предметов, насыщенность и рефлексы цвета, его гармонию и дисгармонию, изменчивую атмосферу пейзажа, настроение, эмоциональную тональность.


В лодке,1888


Бумажные фонари,1898

Свет и цвет становятся главными «героями» картин художников-импрессионистов - Моне, Сислея, Ван Гога, Гогена, Ренуара и других.

Писали они почти исключительно на природе, на открытом воздухе, возведя пленэр в своего рода, принцип, в значительной мере определивший специфику импрессионистской живописи.


Сирень,1915


Цветы и фрукты,1911-1912


Черемуха,1912

Отсюда невиданная дотоле свежесть и чистота цвета, очищенного от бурого музейного колорита, непосредственность и острота восприятия и отображения обыденной жизни, случайность композиции, построенной не по классическим канонам, а как бы подсмотренной художником в жизни и пришедшей на смену сложным сюжетным композициям с развернутым повествованием, увлечение этюдом с натуры — не как подготовительным материалом для будущих картин, а как самостоятельным жанром живописи.


Терраса,1915
Произведение относится к тому периоду, когда Коровин стал писать много ночных и вечерних интерьеров с женскими фигурами в старинных платьях, стараясь наполнить свои творения романтическим настроением, часто навеянным столь любимой художником поэзией Пушкина. Возможно, две девушки на вечерней террасе должны были вызвать ассоциации с Татьяной и Ольгой. Писал их Коровин с дочерей Шаляпина Ирины и Лидии.


В мастерской художника,1892


Вечер,1917

Комментариев нет:

Отправить комментарий