Бэкон
родился в Дублине двадцать восьмого октября 1909 года. Ребенок был
очень болезненным, страдавшим астмой и аллергией на собак и лошадей.
Во
время очередного приступа ему давали морфий, чтобы облегчить страдания.
В семье было пятеро детей: у Фрэнсиса Бэкона был старший брат, две
младших сестры и один младший брат.
Воспитывала
детей слепая няня, которая очень любила мальчика и жила с ним в
Лондоне до самой своей смерти. Бэкон был очень привязан к ней, говоря,
что больше чем она его никто не любил.
Отец
Бэкона - потомок обедневшего дворянского рода, в числе которых был
знаменитый философ, но художник не любил говорить о своих знаменитых
предках, предпочитая быть изгоем. Эдвард Мортимэр Бэкон был военным,
участвовал в англо-бурской войне, но больших успехов по военной службе
не достиг и стал дрессировщиком лошадей.
Деспотичный,
строгий пуританин и религиозный фанатик старший Бэкон женился на очень
богатой наследнице сталелитейного магната. С отцом у мальчика отношения
не складывались. Несмотря на его болезненность, отец не щадил сына:
усаживал на лошадь и заставлял подолгу скакать задыхавшегося от астмы и
аллергии. Так отец вырабатывал характер будущего мужчины.
Отец
часто наказывал сына за непослушание, запирая его в огромном шкафу. Все
это не лучшим образом сказывалось на физическом и психическом здоровье
ребенка.
Но,
несмотря на это, мальчика бессознательно тянуло к отцу как к более
сильному мужчине. Позднее Бэкон говорил, что к отцу у него было
сексуальное влечение, которое он не осознавал.
Родители
постоянно переезжали с места на место, меняя Дублин на Лондон и
наоборот. Из-за этого ребенок не смог учиться в школе, ограничившись
двумя классами школьного курса.
Он
начал рано рисовать, но никакой специальной художественной подготовки у
него в жизни не случилось, просто была тяга к красоте и всему
необычному.
Мальчик
любил наряжаться в женское платье, пользоваться помадой и женской
бижутерией. Однажды отец застал сына любовавшимся своим отражением в
огромном зеркале, нарядившимся в материнское нижнее белье. Это вызвало
дикую ярость отца и он вышвырнул мальчика из дома.
В
шестнадцать лет, после этого инцидента, Фрэнсис Бэкон уехал в Лондон,
где побирался мелкими кражами, случайными заработками,, живя на три
фунта стерлингов в неделю, которые посылала мать из своего богатого
Фонда.
Это
был первый опыт самостоятельной жизни, время свободного движения,
бродяжничества и сумбура. Смена одной работы другой, увлеченное чтение
Ницше, хождения по ночным клубам и барам.
Он
заметил, что нравится богатым мужчинам, много старше себя, которые
угощали его хорошей едой и хорошим вином. «Я не отличался в молодости
высокой нравственностью», - вспоминает о том времени Бэкон
Отец,
узнав о «неправильной» лондонской жизни сына, решил приставить к нему
«воспитателя» из числа своего окружения – военного друга, который, по
его мысли, сумеет наставить юношу на путь истинный, но отец ничего не
знал о любви своего друга к молодым мальчикам.
Вдвоем
с Фрэнсисом Бэконом они отправились в Берлин, где в гостинице,
оставшись вдвоем со взрослым мужчиной, он получил первый сексуальный
опыт. Восемнадцатилетнего юношу Берлин встретил во всем своем
великолепии, богатстве и роскоши с его насыщенной культурной и
эротической жизнью.
Здесь
он впервые увидел фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин»,
который долгие годы вдохновлял художника. Но юноша быстро надоел своему
покровителю, который после двух месяцев бросил его одного в Берлине.
Имея
на руках немного денег, Фрэнсис решил не возвращаться в Лондон, а
уехать в Париж. В Париже он пробыл полгода, живя у своей покровительницы
мадам Ивонны Бокнтин в замке Шантийи, изучая французский язык.
С
ней он познакомился на одной из выставок Парижа, которые посещал в
большом количестве. В Шато де Шантийи Бэкон впервые знакомится с
живописью Николя Пуссена. Картина «Избиение младенцев» произвела на него
такое же сильное впечатление, как и фильм «Броненосец Потемкин».
Следующим
шагом на пути окончательного решения стать художником была выставка
рисунков и картины Пикассо. Именно после посещения этой выставки Бэкон
окончательно решил стать художником. Каждую неделю не менее пяти-шести
раз он посещал разные выставки и в конце концов переселился на
Монпарнас.
Но
деньги заканчивались, и он должен был возвращаться. Вернувшись в
Лондон, двадцатилетний Бэкон решил начать с малого: стать дизайнером
мебели, ковриков и интерьера. Он арендовал старый двухэтажный гараж,
приспособив его под студию, на втором этаже он поселился сам со своим
будущим коллекционером Эриком Олденом и верной няней.
У
молодого дизайнера появились первые богатые друзья-покровители - Эрик
Холл и Рой де Мейстр, художник-кубист. Они стали не только друзьями, с
которыми у него складывались разные отношения, порой мучительные для
обеих сторон, но и наставниками, и продюсерами.
Дружба
с Холлом продлилась пятнадцать лет, Рой де Мейстр помог молодому
художнику сделать первые шаги в искусстве и по его протекции в ноябре
1930 года Бэкон участвует в своей первой выставке вместе с картинами
де Мейстра и Джины Шеппирд. Он выставляет четыре картины и один рисунок
гуашью. Две из них были куплены Эриком Олденом и являются единственными
работами, сохранившимися из раннего периода творчества Бэкона.
Однако,
несмотря на, казалось бы, явный прогресс, художник зарабатывал на жизнь
с большим трудом. Часто ему помогала няня, которая жила со своим
любимцем в течение двадцати лет .
В
1930 году, в 21 год, Бэкон снова едет в Берлин, где получает большой
заказ на реставрацию мебели. Потом он участвует в выставке со знаменитой
картиной «Распятие, 33», а в феврале 1934 организует в Лондоне
персональную выставку.
Но она получила негативные отзывы в прессе и почти все картины выставки были уничтожены самим художником.
В
1936 году он хотел участвовать в Парижской выставке сюрреалистов, но
получил отказ из-за того, что его картины оказались "недостаточно
сюрреалистичными". Так после удачного старта, его карьера дала сбой.
Написав
в двадцать три года свою первую значительную работу («Распятие, 1933»),
но потерпев неудачу с персональной выставкой, Бэкон забросил живопись
на несколько лет, усомнившись в своем таланте, и снова вернулся к своей
свободной жизни.
Эрик
Холл пытался включить его работы в выставку 1937 года, но художник все
их уничтожил, оставаясь до конца жизни самым жестоким редактором своих
картин. Во время затишья он иногда брался за кисть, но ничего из
созданного ему не нравилось.
Вторую
мировую войну Бэкон пережил с большим трудом, учитывая его слабое
здоровье и непригодность к воинской службе. В 1940 году Бэкон становится
единственным законным наследником после смерти отца.
Но
подспудно у Бэкона шла постоянная работа, накапливались мысли,
впечатления, влияния и новые образы, которые в конце сороковых-начале
пятидесятых, наконец, нашли свое блестящее воплощение и художник обрел
свой стиль и свое лицо.
В
это время на него оказывали большое влияние стихи Томаса Элиота и
трагедии Эсхила, рождавшие в сознании художника образы фурий и монстров -
воплощение угрызений совести. Какое-то время он жил в деревне, но в
конце 1943 г. Бэкон переезжает Лондон, где покупает дом и открывает
вместе с Холлом подпольное казино.
Игра
всегда манила художника, хотя он чаще оказывался в проигрыше. Но лица,
страсти, эмоции его увлекали. В этом году он знакомится с Люсьеном
Фрейдом, еще одним ярким представителем Лондонской школы, с которым
дружил четверть века, ежедневно встречаясь. Длилось это до семидесятых
годов, пока между ними не возникли серьезные творческие разногласия.
В
доме, где было подпольное казино, Бэкон закончил работу, которая стала
началом нового творческого периода и триумфом художника, а для публики -
нервным стрессом и потрясением.
Комментариев нет:
Отправить комментарий